НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В Москве подписано соглашение о предоставлении Агентством по торговле и развитию США гранта на сумму 868 тысяч долларов Международной группе компаний «ИТЕРА». Грант выдан для разработки технико-экономического обоснования проекта освоения ачимовских залежей второго участка Уренгойского газоконденсатного месторождения. К настоящему времени сравнительно легкодоступные сеноманские залежи Уренгойского месторождения истощены, и поддержать падающую добычу природного газа и газового конденсата возможно только за счет разработки глубокозалегающих пластов — валанжинских и еще более труднодоступных — ачимовских. К добыче углеводородов из сверхглубоких залежей Большого Уренгоя МГК «ИТЕРА» приступает с ООО «Уренгойгазпром», для чего ими создано совместное предприятие «Ачимнефтегаз». Оценочные запасы природного газа второго участка составляют более 350 млрд. кубометров, газового конденсата — 117 млн. тонн. Расчетная стоимость реализации проекта — около 680 млн. долларов. «ИТЕРА» стала первой в России частной газодобывающей компанией, получившей такой грант.

Окончательное решение о судьбе ОАО «Ростовуголь» пока не принято, заявил заместитель министра финансов России Андрей Петров. Остается несколько возможностей решения дальнейшей судьбы этой компании: либо ее закрытие и финансирование ликвидационных мероприятий, либо создание на ее основе «некоего прибыльного ядра». А.Петров подчеркнул, что в настоящий момент говорить о возможности создания на базе «Ростовугля» федерального государственного унитарного предприятия достаточно сложно, так как это не соответствует положениям Гражданского кодекса. До сих пор, продолжил А. Петров, остается неясной позиция самого руководства «Ростовугля» на этот счет, однако все сроки, установленные ранее для решения данного вопроса, уже прошли.

Постановление о создании Фонда инвестиционного развития регионов Центрального федерального округа РФ одобрило правительство Москвы. Этот документ подписал столичный мэр Юрий Лужков. В постановлении прописаны основные принципы создания фонда, деятельность которого направлена на содействие социально-экономическому развитию и укреплению налоговой базы регионов ЦФО. В рамках деятельности фонда планируется предоставлять бюджетные кредиты администрациям регионов или предприятиям, расположенным и зарегистрированным на территории округа, для финансирования инвестиционных программ и проектов. Бюджетные кредиты предоставят на возвратной и платной основе на сроки не более 5 лет. Сумма кредита не должна превышать 40% стоимости проекта, в исключительном случае по решению финансового совета фонда кредит может быть предоставлен в размере 100% от суммы проекта. Кредит выделят при условии обязательного предоставления регионами — заемщиками бюджетных гарантий возвратности средств. Плата за пользование кредитными ресурсами составит не менее 1/2 ставки рефинансирования Центробанка, действующей на момент предоставления кредита. В то же время на начальной стадии освоения проекта (в течение 2 лет с момента выдачи займа) финансовый совет фонда может принять решение о его снижении до размера 1/4 ставки рефинансирования. Наряду с этим предусмотрены такие формы финансовой поддержки, как компенсация части процентной ставки по коммерческим кредитам, а также части купонного дохода по облигациям, которые будут выпускать предприятия под реализацию инвестиционных проектов. Высшим органом управления фондом станет наблюдательный совет, сформированный на выборной основе из числа глав администраций регионов — учредителей фонда. Его возглавит полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Георгий Полтавченко. Исполнительными органами фонда, в соответствии с постановлением городского правительства, станут финсовет и гендиректор инвестиционного фонда. Москва уже зарезервировала для нужд фонда 1 млрд. руб., сообщили в горадминистрации.

АО «Ростсельмаш» изготовит для Нижегородской области до начала уборки 2002 года 100 комбайнов «Дон — 1500Б» и СК-5М-1 «Нива», которые будут оплачены из средств федерального лизинга 2002 года. Техника будет реализована через официального дилера предприятия — «Нижегородагроснаб», который является также официальным оператором Нижегородского Минсельхозпрода. По информации представителей завода, в хозяйствах Нижегородской области сейчас работают три тысячи ростовских комбайнов, потребность региона в обновлении уборочного парка составляет 1200 машин. Предпочтение, которое нижегородские аграрии отдают машинам «Ростсельмаша», представители завода объясняют наличием в регионе сервисных центров и промышленной базы для производства запасных частей к комбайнам «Дон» и «Нива».

Минтранс РФ приступил к строительству контейнерного терминала в морском порту Оля на Северном Каспии (Астраханская область) инвестиционной стоимостью $5 млн., сообщили в Службе морского флота России (Росморфлот) Минтранса РФ. В настоящее время в порту Оля действуют 2 причала, которые обеспечивают переработку экспортно-импортных грузов на направлении Россия — Иран. В прошлом году объемы перевалки грузов в порту составили
330 тыс. тонн. Новый контейнерный терминал, которые планируется ввести в эксплуатацию в 2002 году, рассчитан на переработку 400 тыс. тонн контейнерных грузов. Развитие порта Оля, пояснили в Росморфлоте, ведется в рамках организации международного транспортного коридора «Север-Юг» из Индии и стран Персидского залива по территориям Ирана и России в страны Северной Европы. В Росморфлоте, в настоящее время Минтранс и МПС России рассматривают проект строительства железнодорожной ветки протяженностью 50 км от ближайшей станции Приволжской железной дороги до порта Оля. Экспертам предстоит определить пути реализации проекта, предварительную стоимость, источники финансирования, участников проекта. В настоящее время порт Оля с железнодорожной станцией соединяет автотрасса, что не позволяет организовать железнодорожную паромную морскую переправу по маршруту Россия — Иран и увеличивать в больших объемах грузоперевозки из Индии по территориям Ирана и России в Северную Европу. Между тем проведенный мониторинг показал, что уже в ближайшие 2—3 года транспортный коридор может принять на себя до 15 млн. тонн транзитных грузов, в том числе контейнерных. В связи с этим Минтранс планирует построить в порту Оля еще не менее 4 новых причалов.

Ресурсы природного топлива в России (нефти, включая газовый конденсат, естественного газа и угля) в январе 2002 года составили 202,7 млн. тонн условного топлива и по сравнению с январем 2001 года выросли на 9,7 млн. тонн, или на 5,0%. Эту информацию распространил Госкомстат России. В составе ресурсов российского топлива 41,4% составляет нефть, 36,5% — естественный газ и 22,1% — уголь. В январе произведено 88,2 млрд. кВт-часов электроэнергии (на 2,3% меньше, чем в январе 2001 г.), добыто 64,4 млрд. кубометров естественного газа (на 3,4% больше), 58,7 млн. тонн нефти и газового конденсата (на 1,1% меньше), 66,6 млн. тонн угля (на 22,5% больше). В январе 2002 г. на внутреннем рынке РФ было использовано 26,9% нефти, экспортировано — 23,5%; газа (с учетом закачки в подземные хранилища) — 65,3% и 34,7% соответственно; угля — 24,1% и 11,1%. В запасах оставлено 49,6% нефти и 64,8% угля.

РАО «ЕЭС» подписало протокол о намерениях с германской энергетической компанией E.ON AG, который предусматривает совместные шаги сторон по модернизации российской энергетики, сообщил представитель РАО. Стороны, согласно подписанному документу, согласились изучить возможности для строительства в России новых энергомощностей на старых объектах. С этой целью «предполагается создать совместное предприятие под руководством E.ON AG «. Кроме того, стороны намерены изучить возможность создания консорциума инвесторов для строительства и эксплуатации новых энергомощностей в России до 1000 МВт.

Минтранс РФ планирует до 2010 года построить 50 тыс. км автомагистралей с твердым покрытием, сообщили в Государственной службе дорожного хозяйства России (Росавтодор) Минтранса РФ. В настоящее время в России находятся в эксплуатации
около 47 тыс. км федеральных автомобильных дорог общего пользования. Таким образом, к 2010 году протяженность российских автомагистралей с твердым покрытием увеличится в 2 раза, и по этому показателю Россия приблизится к европейским стандартам. Как заявил первый заместитель министра транспорта РФ, руководитель Росавтодора Игорь Слюняев, «на реализацию дорожных проектов в 2002-2010 годах из федерального бюджета намечается выделить 857,7 млрд. рублей, что составит 90% инвестиций федерального бюджета, направляемых на реализацию принятой Правительством РФ федеральной целевой программы модернизации транспортного комплекса России в 2002-2010 годах». По словам главы Росавтодора, приоритетами на ближайшую перспективу являются проекты строительства кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, что входит в программу развития международного транспортного коридора Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород — Астрахань, и строительство участка автодороги Хабаровск-Чита протяженностью 350 км. Реализация этого проекта позволит открыть прямую Транссибирскую автомагистраль Владивосток-Москва.

Объем денежной базы в России на 4 марта составил 677,7 млрд. рублей. Между тем на 26 февраля денежная база в России составляла 688,9 млрд. рублей. Таким образом, за это время она снизилась на 11,2 млрд. рублей. Денежная база включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги, исключая остатки средств на корсчетах в ЦБ РФ, и обязательные резервы по привлеченным кредитными организациями средствам в национальной валюте, депонируемые в Банке России.

Внешнеторговый оборот России сократился в январе 2002 года на 15,9% по сравнению с январем 2001 года и составил, согласно распространенным в четверг данным ГТК РФ, $8,9 млрд.

При среднем по стране уровне безработицы, равном 8,9% экономически активного населения, для женщин он составляет 8,5%, а для мужчин — 9,3%. Эти данные получены Госкомстатом России в ходе обследования занятости населения, проведенного в ноябре 2001 года. В России насчитывается 2 млн. 893 тыс. женщин, не имеющих работу, активно ее ищущих и готовых к ней приступить. В соответствии с требованиями Международной организации труда все они могут быть отнесены к безработным. По данным обследования, доля женщин в общей численности безработных составила 45,9%. Безработных мужчин в России насчитывается 3 млн. 411 тыс. (54%). Доля сельских жителей среди безработных составляет 29% (1 млн. 843 тыс. человек). Средняя продолжительность поиска работы у женщин составляет 8,8 месяца, тогда как у мужчин — 7,8 месяца. В среднем для обоих полов этот показатель равен 8,2 месяца. Статистики констатируют, что наиболее распространенными способами поиска работы для российских безработных являются обращение к друзьям, родственникам и знакомым (так ищут работу 59,1% безработных), обращение в государственную службу занятости (30,3%), непосредственное обращение к администрации предприятий и к работодателям (27,9%). Ищут работу через объявления в газетах (путем подачи объявлений или отклика на них) 24,7% безработных, через коммерческие службы занятости — 3,5% безработных.

В неформальном секторе российской экономики в ноябре 2001 года было занято 8 млн. 179 тыс. человек. Эти данные распространил Госкомстат России по результатам расчетов, выполненных на основе информационной базы обследования населения по проблемам занятости. Неформальный («теневой») сектор российской экономики охватывает все виды деятельности, которые по тем или иным причинам не попадают в официальную статистическую отчетность, поскольку укрываются от налогообложения. Из общего числа занятых в неформальном секторе российской экономики для 1 млн. 675 тыс. человек (20,5%) работа в этом секторе была дополнительным источником дохода к работе вне этого сектора. Около 77% занятых, имевших в неформальном секторе основную (или единственную) работу, трудились на предприятиях «теневого» сектора с числом работников менее 5 человек. Только в неформальном секторе экономики заняты 6 млн. 504 тыс. россиян (79,5% всех работающих в этом секторе), и для них эта работа является единственной. Среди городских жителей в неформальном секторе экономики заняты 4 млн. 525 тыс. человек. Среди сельского населения в этом секторе работают 3 млн. 654 тыс. человек, в том числе только в нем — 2 млн. 348 тыс., в нем и за его пределами — 1 млн. 306 тыс. Мужчин среди занятых в неформальном секторе российской экономики 4 млн. 326 тыс., женщин — 3 млн. 853 тыс. В промышленности в неформальном секторе заняты 860 тыс. человек, в сельском и лесном хозяйстве — 2 млн. 694 тыс., в строительстве — 489 тыс., на транспорте и в связи — 360 тыс., в оптовой, розничной торговле и общественном питании — 3 млн. 295 тыс., в жилищно-коммунальном хозяйстве, непроизводственных видах бытового обслуживания населения — 181 тыс., в здравоохранении, спорте, соцобеспечении, образовании, культуре и искусстве — 167 тыс. человек, сообщают статистики.

АО «Морской торговый порт Восточный», 60% акций которого принадлежат АО «Северстальтранс» и компания «ЮКОС» в ближайшее время приступят к строительству крупного нефтяного терминала в порту Восточный, сообщили в «Северстальтрансе». Расчетный грузооборот терминала составит 7 млн. тонн в год. В 2003 году планируется ввести в эксплуатацию первый комплекс мощностью перевалки на экспорт 4,5 млн. тонн нефти в год. Вывод объекта на полную мощность запланирован в 2005 году.

Россия предлагает Алжиру создать совместную рабочую группу по экспорту газа. Как говорится в сообщении Минэнерго РФ, с таким предложением выступил глава министерства Игорь Юсуфов на встрече в Москве со своим алжирским коллегой Шакибом Хелилем. По словам И.Юсуфова, эта группа могла бы, в частности, вести диалог с Европейским Союзом по вопросам экспорта газа. По мнению участников встречи, в эту группу могла бы войти и Норвегия. И.Юсуфов напомнил Ш.Хелилю об инициативе России по созданию евразийского газового альянса с участием РФ, Туркмении, Казахстана и Узбекистана. Российская и алжирская стороны отметили схожесть подходов двух стран к вопросам энергетики, поскольку бюджеты двух стран в значительной степени строятся на поступлениях от экспорта энергоносителей.

Министерство РФ по налогам и сборам (МНС) в 2002 году планирует завершить начатые в прошлом году структурные преобразования в налоговых органах. «В 2001 году начался переход на единую типовую функциональную структуру всех налоговых органов, и в этом году мы планируем завершить эту работу»,— заявил глава МНС Геннадий Букаев. Он пояснил, что разработанная типовая налоговая инспекция сейчас «внедряется по всей России». «Не важно, где находятся инспекции — на Сахалине или в Москве, по своей структуре они будут одинаковыми. Налогоплательщику, прибывшему в налоговую инспекцию другого региона, будет все также ясно и понятно, как и в своем регионе»,— подчеркнул Г.Букаев. Он также отметил, что министерство укрупнило налоговые инспекции. В подавляющем большинстве инспекций, за исключением нескольких на Сахалине, работает от 40 и более сотрудников. «Все малочисленные налоговые инспекции мы объединили и создали межрайонные инспекции. В результате этого из ранее насчитывавшихся в системе МНС более 2,5 тыс. налоговых инспекций мы сократили 1021»,— отметил министр. Г.Букаев сообщил, что в целом по России из 89 управлений МНС по субъектам РФ было сокращено 6. Их преобразовали в межрайонные инспекции и присоединили к налоговым управлениям краев и областей, в состав которых входят автономные округа.

Введение торговых санкций против российских экспортеров, в частности, производителей стали, является признаком того, что экономика России выздоравливает, считает советник Президента России Андрей Илларионов. «Это свидетельство повышения конкурентоспособности российской экономики»,— сказал А.Илларионов. Кроме того, «то решение, которое было принято руководством США, является, по сути, де факто признанием, что российская экономика носит рыночный характер», заявил он. Во-первых, некоторые российские производители в отдельных отраслях «действительно становятся конкурентоспособными на мировом рынке, если против них принимаются защитные меры», считает он. «А это означает, что реформирование и реструктуризация нашей экономики начали давать свои результаты»,— заметил А.Илларионов. Во-вторых, предпринятые США шаги «дают основание заключить, что существует определенная разница между тем, что регулярно можно слышать относительно приверженности некоторых стран либеральным принципам внешней торговли, и реальной политикой, которую власти этих стран осуществляют. Это не основание для истерик, это лишь основание для того, чтобы адекватно оценивать мир, в котором мы живем, в который мы интегрируемся и в котором у нас нет другого выхода, кроме интеграции, потому что только на этом пути мы сможем развиваться. Вместе с тем надо понимать, что на мировом рынке нас никто не ждет, и за место под солнцем необходимо бороться, как борются и боролись другие страны мира, другие компании».

Международные автоперевозчики России в 2002 году намерены перевезти свыше 8 млн. тонн внешнеторговых экспортно-импортных грузов, что на 12% превысит результат прошлого года, сообщили в департаменте автомобильного транспорта Минтранса РФ. По данным департамента, в 2001 году всеми видами транспорта перевезено внешнеторговых грузов свыше 400 млн. тонн общей стоимостью около $100 млрд. Доля автомобильного транспорта в физическом измерении составляет 4,7%, в то же время стоимость перевезенных автотранспортом экспортно-импортных грузов составляет 26,4%. В импортном направлении, в 2001 году доставлено в Россию более 10 млн. тонн грузов стоимостью $19,3 млрд., экспортных грузов перевезено 7,7 млн. тонн ($8,5 млрд.). Из этого объема грузов на долю российских автомобильных перевозчиков приходится 40%, что на 3% больше, чем в 2000 году. По данным Минтранса, основными направлениями российских грузоперевозок в 2001 году являлись Финляндия, Китай, Германия, Австрия, Норвегия, Казахстан, Украина, Литва. В то же время, отметили в Минтрансе, необходимо принять «эффективные меры к тому, чтобы существенно потеснить на рынке автотранспортных услуг при перевозках российских внешнеторговых грузов автоперевозчиков Белоруссии, Украины, стран Балтии, на долю которых в 2001 году пришлось свыше 10 млн. тонн экспортно-импортных грузов». Для решения этой задачи, считают в департаменте, необходимо на правительственном уровне решить вопросы покупки по лизингу за рубежом тяжелых грузовиков, отвечающих требованиям ЕВРО-2 и ЕВРО-3, и снижения таможенных пошлин. В настоящее время парк владельцев международных автопоездов в России составляет 18 тыс. единиц. Между тем автотранспортному рынку международных перевозок требуется в 2 раза больше тяжелых грузовиков.

АО «Горьковский автозавод» в январе 2003 года перейдет на выпуск модернизированных (рестайлинговых) малотоннажных грузовых автомобилей семейств «Газель» и «Соболь», сообщили в пресс-службе автозавода. В настоящее время начата подготовка производства модернизированных автомобилей, на которую автозавод выделяет в этом году $10 млн. На легкие грузовики будут установлены новые бамперы, радиаторные решетки, принципиально другая светотехника. Благодаря новой компоновке подкапотного пространства появится возможность устанавливать более габаритные двигатели, а также дополнительные системы, в том числе антиблокировочную систему тормозов. Предусмотрено оснащение автомобилей двигателями ЗМЗ-40522 и УМЗ-4216 с электронной системой впрыска топлива, соответствующих нормам Euro2, будут улучшены условия обдува радиатора. Произойдут изменения и в интерьере салона. В частности, будет установлена новая панель приборов по типу приборной панели автомобиля ГАЗ-3110 «Волга». В 2001 году Горьковский автозавод выпустил 191,492 тыс. автомобилей, что на 14% меньше, чем в 2000 году. В том числе автозавод произвел 110,8 тыс. грузовых машин (из них 21,597 тыс. микроавтобусы).

По сообщениям информагентств ИТАР-ТАСС, РИА “Новости”, “Интерфакс” подготовил

Александр Дегтярев

СТАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ АО «Северсталь», Магнитогорский и Новолипецкий меткомбинаты подали в Минэкономразвития РФ заявление о необходимости введения на период антидемпингового расследования временных пошлин в отношении импорта оцинкованного проката из Украины и Казахстана, сообщается в пресс-релизе «Северстали». 28 ноября 2001 года Минэкономразвития объявило о начале расследования в отношении демпингового импорта оцинкованного проката из Украины и Казахстана. Это расследование было инициировано заявлением, основанием для которого послужило почти восьмикратное увеличение импорта в период с 1998 года по 2000 год. Заявление было подано в сентябре 2001 года «Северсталью» и ММК, на долю которых приходится более 60% производства оцинкованного проката в РФ. Однако сокращения импорта, которого ожидали российские производители в связи с началом антидемпингового расследования, не произошло. Более того, цены украинских и казахских экспортеров снизились еще на 17%, а в целом рост объемов импорта в 2001 году к уровню предыдущего года составил 47%. По словам директора по сбыту «Северстали» Дмитрия Горошкова, от демпинговой экспансии импортного металлопроката на внутренний рынок РФ отечественные производители оцинкованного листа теряют около $1 млн. ежемесячно. «Украинские и казахские металлурги фактически считают уже этот рынок своим»,— подчеркнул Д.Горошков. По его словам, казахстанская компания «Испат Кармет», например, заявляет, что хотела бы порядка 40% своего объема производства направлять на российский рынок. Объем поставок оцинкованного проката из Украины и Казахстана составляет более 98,5% от общего импорта этой продукции из всех стран. При относительно стабильном уровне поставок из остальных стран импорт оцинкованного проката из Украины за 2000 год по отношению к 1999 году вырос более чем в 2,3 раза, а по отношению к уровню 1998 года — в 4,3 раза. Казахстан увеличил поставки с нулевого уровня в 1998 году до 100 тыс. тонн оцинкованного проката в 2000 году. По словам Д.Горошкова, за период с 1998 года по 2000 год Казахстан и Украина «отобрали» у российских производителей треть рынка.

Введение в июле 2001 года НДС на продажи украинских и казахских производителей также не остановило рост поставок металлопроката: в 2001 году отечественные производители потеряли еще 8% рынка, а объем импорта по сравнению с 1998 годом увеличился на 300 тыс. тонн. «Мы надеемся, что в ближайшее время будут введены пошлины в размере 45—50% на импорт украинской и казахской оцинкованной стали»,— отметил Д.Горошков.

Ограничение экспорта российской стали в США практически не скажется на работе «Северстали» в Череповце, считает председатель Законодательного собрания Вологодской области Николай Тихомиров. По его данным, предприятие поставляет в США примерно 500 тыс. тонн проката в год. В общем объеме выпускаемого «Северсталью» стального проката, который составляет 7 млн. тонн стали в год, доля экспортируемого в Соединенные Штаты металла составляет только 6—7%. Н.Тихомиров добавил, что руководство предприятия, «предвидя данную ситуацию, уже предприняло определенные шаги. Стальной прокат будет реализован на нашем внутреннем рынке».

Российские металлурги в целом положительно оценили парафирование соглашения с Евросоюзом, регламентирующее поставки стальной продукции на европейский рынок на ближайшие три года. Как заявил пресс-секретарь Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Андрей Сидоров, «соглашение, которое дает нам возможность гарантированных объемов поставок стали на рынок ЕС, сейчас принимается, конечно, положительно». Кроме того, отметил он, были опасения, что, если США введут в действие 201-ю статью торгового законодательства о глобальной защите рынка, ЕС может отказаться подписывать соглашение с Россией. «Наша позиция заключается в том, что, несмотря на то, что условия нового соглашения существенно хуже параметров предыдущего (в отличие от старого соглашения, подписанного на 5 лет в 1997 году, в новое включен легированный прокат), наличие соглашения в настоящее время лучше его отсутствия»,— отметил пресс-секретарь НЛМК.
Пресс-секретарь «Северстали» Ольга Ежова, комментируя «Интерфаксу» факт парафирования соглашения, сказала: «По крайней мере это — определенность в поставках стали на европейский рынок». Но это, по ее словам, не решает всех проблем, которые возникли в связи с закрытием американского рынка. «Жизненно необходимым сейчас все-таки является отмена экспортной пошлины на черные металлы (правительство на днях приняло решение о сокращении с апреля пошлины на экспорт черных металлов с 5 до 3%)». Cоглашение с ЕС предусматривает увеличение квот на поставку российской стали на 28% с начала 2002 года по сравнению с квотами, действовавшими в 2001 году (около 840 тыс. тонн). В 2003 и 2004 годах квоты будут увеличиваться еще на 2,5% ежегодно. В случае отмены Россией экспортных пошлин на лом черных металлов квоты будут увеличены еще на 12% либо пропорционально размеру снижения этих экспортных пошлин.

Представители Минэкономразвития РФ и комиссии Евросоюза парафировали в Брюсселе соглашение, регламентирующее поставки стальной продукции на европейский рынок на ближайшие три года, сообщил «Интерфаксу» замглавы Минэкономразвития РФ Максим Медведков. По его словам, соглашение с ЕС предусматривает увеличение квот на поставку российской стали на 28% с начала 2002 года по сравнению с квотами, действовавшими в 2001 году (около 840 тыс. тонн). В 2003 и 2004 годах квоты увеличатся еще на 2,5% ежегодно. В случае отмены Россией экспортных пошлин на лом черных металлов квоты будут увеличены еще на 12% либо пропорционально размеру снижения этих экспортных пошлин. Между тем в соглашение включены поставки некоторых видов стали, которые не ограничивались по условиям прошлого генерального соглашения (срок действия последнего соглашения, подписанного в 1997 году, завершился в декабре 2001 года). Так, например, в новое соглашение включены поставки стали, легированной бором, которые не ограничивались по условиям старого соглашения. Объем квот на этот вид продукции составляет 90 тыс. тонн в год. (В 2001 году РФ поставила легированные бором стали в ЕС, по разным оценкам, 200—450 тыс. тонн.) В случае вступления России в ВТО до истечения трех лет, на которые рассчитано соглашение, этот документ утратит силу. По словам М.Медведкова, по предварительным оценкам, подписание соглашения состоится не ранее апреля-мая, а вступит соглашение в силу в середине лета, поскольку длительное время занимает соответствующая процедура оформления в ЕС. «До тех пор,— сказал замминистра,— соглашение будет применятся на временной основе, то есть уже в первом полугодии этого года».

КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ НОРИЛЬСК? Власти Норильска выступили с резкой критикой позиции губернатора Красноярского края Александра Лебедя, касающейся взаимоотношений между краем и Таймырским автономным округом (ТАО). А.Лебедь заявил журналистам, что опрос, проводимый в Норильске по поводу возможного переподчинения города ТАО, является неконституционным. Губернатор также считает, что конфликт между Таймыром и Красноярским краем разжигает «Норильский никель», которому выгоднее платить налоги в ТАО. По словам губернатора, последние действия властей округа напрямую связаны с политикой этого предприятия, и «только по этой причине край до сих пор не может принять бюджет на 2002 год». «Создание прецедента будет означать для нас страшные последствия. Спорных территорий много, и если хрупкое равновесие будет нарушено, то мы зальемся кровью по уши»,— считает губернатор. А.Лебедь также сообщил, что отозвал свою подпись под приложением к соглашению о межбюджетных отношениях между Красноярским краем и ТАО. Договор будет рассмотрен Законодательным собранием края на ближайшем заседании. Мэр Норильска Олег Бударгин отметил, что губернатор «в очередной раз пытается придумать новое название простой ситуации: за счет жителей Норильска накормить весь край. Ничего другого мы и не ожидали». Председатель объединения профсоюзных организаций ОАО «ГМК «Норильский никель» Валерий Глазков отметил, что в Норильске «не помнят сколько-нибудь реальной программы экономического развития, предложенной нынешней администрацией». «Призвав нас разделить трудности вместе, губернатор уподобляется самураю, сделавшему себе харакири и предложившему слугам последовать его примеру. Не готовы мы это сделать»,— сказал он. В свою очередь, глава норильского горсовета Сергей Шмаков убежден, что «норильчане вправе проводить любые виды опросов и использовать любые иные формы прямой демократии, не противоречащие действующему законодательству». Между тем спикер Законодательного собрания Красноярского края Александр Усс высказал сомнение в том, что обсуждение межбюджетного соглашения между краем и округом в среду будет успешным и депутаты ратифицируют документ. Отзыв губернатором своей подписи под приложением к межбюджетному соглашению между Красноярским краем и Таймыром «означает, что мы не договорились»,— отметил А.Усс. Тем не менее, по словам спикера, даже если документ будет принят, срок его действия будет ограничен одним годом. Согласно первому пункту соглашения, 60% налогов на недропользование Таймыра отходит округу, где располагается единое муниципальное образование Норильск, а 40% — Красноярскому краю. По словам спикера, осложняет ситуацию и бюджет Норильска. Ранее он составлял порядка 7 млрд. рублей, сейчас он установлен в объеме 2 млрд. А.Усс не исключил, что таймырские законодатели обратятся в Конституционный суд РФ за разъяснениями по поводу принадлежности Норильского промышленного района. В свою очередь, полпред президента в Сибирском округе Л.Драчевский, комментируя на пресс-конференции в Новосибирске во вторник разногласия между ТАО и Красноярским краем по поводу Норильска, отметил, что этот вопрос должен решать именно Конституционный суд. Комиссия контрольно-ревизионного управления Министерства финансов продолжает сейчас работу по определению реальной доходной базы бюджета Красноярского края. Об этом заявил заместитель министра финансов России Андрей Петров. По его словам, в настоящий момент сложно говорить о конкретных сроках завершения данной работы.

А. Петров подчеркнул, что в отношении проблемных регионов, к которым относится и Красноярский край, задача определена давно — «выяснить, насколько реально положение вещей с выплатой зарплат». По словам заместителя министра финансов, помощь со стороны федерального бюджета таким регионам оказываться будет, однако только тем, кто принимает собственные меры по снижению второстепенных расходов. В целом, сообщил А.Петров, в планах подобной работы фигурирует большое количество регионов — более 27 территорий России.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru