Газовая история: между львом и крокодилом / Павел Святенков

Не будет преувеличением сказать, что недавно прошедший саммит Евразийского экономического сообщества весь пропах газом. В ЕврАзЭС был принят Узбекистан, одно из ведущих государств Центральной Азии. Ташкент до недавнего времени избегал участия в интеграционных проектах на территории бывшего СССР. Однако вернуться в стройные ряды, лояльных Москве, Каримова заставила суровая необходимость.

Андижанский мятеж показал, что Узбекистан, когда-то привилегированный партнер США в регионе, уже не может рассчитывать на благоволение мирового лидера. Поэтому узбекский правитель был вынужден искать защиты у соседней Москвы. Сначала взаимодействие двух стран касалось только военных вопросов — Каримов, чтобы показать серьезность намерений, даже вышвырнул с территории Узбекистана американскую военную базу. Однако теперь сотрудничество перешло и в экономическую плоскость.

Российская «Независимая газета»писала: «Буквально перед вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС Ташкент продал почти весь свой газ «Газпрому», получив взамен гарантии безопасности. Российский «Газпром» подписал с НХК «Узбекнефтегаз» договор, определяющий цену покупки узбекского природного газа и ставку транзита газа по территории Узбекистана. Цена покупки составила 60 долл. за 1 тыс. куб. м, а ставка транзита — 1,1 долл. за 1 тыс. куб. м на 100 км. В 2005 году объем закупок составил порядка 8 млрд., в 2006 году планируется закупить 9 млрд. куб. м. Как видим, узбекский газ достался России по сверхльготной цене.

Однако Москва нуждается в Ташкенте ничуть не меньше, чем узбекский владыка в России. По мнению доктора экономических наук Иноземцева, «с первых же дней газовый конфликт между Россией и Украиной подавался в СМИ как противостояние производителя топлива (России), стремящегося получить за свой товар справедливую цену, и нахального посредника (Украины), пользующегося своим монопольным положением для ее искусственного занижения.

Однако после заключения сделки между «Газпромом», «Нафтогазом Украины» и сомнительной швейцарской компанией «РосУкрЭнерго» перед наблюдателями открылась совершенно удивительная картина. Выяснилось, что не только 34 млрд. м3 газа, которые «РосУкрЭнерго» обязалась поставить Украине в 2006 году, но и почти все 58 млрд. м3, которые предполагается отгрузить в 2007-м, — нероссийского происхождения. Ни много, ни мало, 56 млрд. м3 газа эта компания — разумеется, с подачи «Газпрома» (в лице его «дочки» — «Газэкспорта») — закупает в Туркмении, Узбекистане и Казахстане, чтобы с выгодой перепродавать украинской стороне. Покупка туркменского газа за $45—60 за тысячу м3 компанией, собственниками которой являются «неустановленные лица», и его последующая продажа на Украину по $95 и в Европу по $250 — это операция, которую ни один производитель не согласится долго считать справедливой и приемлемой».

Россия (вернее, имеющие чудесную власть над российской политикой бенефициары «Росукрэнерго»!) вознамерилась «делать бизнес»: покупать дешевый туркменский газ, дорого продавать его Украине и Европе, а разницу класть себе в карман. Ниязов встречался с министром энергетики Украины Иваном Плачковым и тот уговаривал Туркменбаши законтрактовать большую часть туркменского газа на «Нефтегаз Украины» по цене $50 в первом полугодии и $60 во втором полугодии 2006 года. В таком случае прибыль «Росукрэнерго» составит $45. Ниязов, обиженный тем, что к столу переговоров при создании СП его не пригласили, может обоснованно настаивать на повышении цен на газ до $70-80 — альтернативных источников для поддержания баланса транспорта и потребления газа нет ни в России, ни в Украине.

Понятное дело, такой «гешефт» не мог понравиться Туркменбаши! Ниязов тихой сапой выдвинул России те же претензии «прозрачности бизнеса», что двумя неделями раньше Кремль предъявил Украине. В ходе визита Туркменбаши в Москву произошел закулисный торг. Его результаты были неутешительны для российской стороны. Осведомленное «Радио Франс Интернасьональ» передает: «Главным результатом встреч президента Туркмении Сапармурата Ниязова с президентом России Владимиром Путиным, а также с российскими и украинскими чиновниками, стала договоренность о переводе в трехсторонний формат всех газовых переговоров между Москвой и Киевом. Туркмения стала полноправным участником всех российско-украинских газовых соглашений, а также соглашений об условиях экспорта и транзита газа через территорию Украины.

Дешевый туркменский газ оказался так необходим Киеву и Москве, что они согласились на требование Ашхабада обеспечить продвижение азиатского газа к европейским рынкам. При этом ни Россия, ни Украина не получили от Ашхабада долгосрочных гарантий относительно стоимости туркменского газа».

Таким образом, Москва, еще вчера активно использовавшая газовый рычаг для нажима на Украину, сама оказалась под давлением со стороны вполне независимой Туркмении. Под вопросом оказалось и подписанное в ночи российско-украинское газовое соглашение. Поскольку, как выяснилось, Москва и «Росукрэнерго» пытаются торговать не принадлежащим им газом, эта договоренность «зависла».

Похоже, что Туркменбаши стал «третьим лишним» в так весело начинавшейся новогодней газовой «войнушке» России с Украиной. Пока пропагандисты из «Газпрома» азартно воевали на Первом Украинском фронте, «туркменский Тамерлан» зашел российским горе — полководцам в тыл.
Понятное дело, что России пришлось изыскивать новые газовые ресурсы. Раз Туркмения неуступчива, то уступок пришлось добиваться от Узбекистана. Политически Каримов, как уже говорилось выше, весьма уязвим. Вот почему он с гораздо большей охотой готов договориться с Кремлем и обеспечить поставки России дешевого газа. Перед самим Туркменбаши проблема краха режима не стоит, поэтому он может быть неуступчивым так долго, как пожелает.

Россия, как легендарный барон Мюнхгаузен, оказалась между львом и крокодилом. Попытка «нагнуть» Украину неожиданно обернулось реальной угрозой, что «нагнут» сам Кремль. Не за горами были санкции со стороны единой Европы, уже регулярно недополучаюшей российский газ. Под вопросом оказалось и председательство в «большой восьмерке», и сам кремлевский суперпроект — превратить Россию в гаранта глобальной энергобезопасности.

Попыткой бороться с грядущей катастрофой и стал саммит ЕврАзЭС. На нем Москва, кроме окончательного включения в сферу влияния Узбекистана, попыталась по ходу дела договориться и с Казахстаном. (Здесь дело не только в предложенных Казахстану совместных проектах в сфере атомной энергетики, хотя уран — это отдельная история!) Казахстан — такая же транзитная страна, как Россия и Украина. Через его территорию проходит транзит все того же вожделенного туркменского газа. Поэтому союз двух транзитных государств против одного производителя газа -Туркмении, несомненно, увеличивает шансы на «выбивание» из Ниязова дешевого газа. Гуртом Туркменбаши бить легче! apn.kz

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru