Борьба за месторождения в Забайкальском крае

Официальный орган ОАО «Российские железные дороги» «Гудок» сообщил, что правительство Забайкальского края выдвинуло ГМК «Норильский никель» ультиматум относительно условий освоения месторождений в Читинской области. Министр промышленности и энергетики Забайкальского края Олег Поляков заявил, если компания не выполнит условия инвестсоглашения, придется рассмотреть вопрос о передаче лицензии эффективному собственнику. В первую очередь это могло бы быть государство, — отметил он. В «Норникеле» же считают, что компания условия соглашения не нарушала. Просто месторождения оказались не такими привлекательными, как казалось ранее.

«Гудок» цитирует протокол совещания участников инвестпроекта «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области». Согласно этому документу, «Норникель» должен был направить в 2009 году на финансирование проектной документации строительства дороги Нарын — Лугокан 487,2 млн руб., что существенно меньше утверждённого объёма. Кроме того, из пяти месторождений, к которым строится дорога, «Норникель» в ближайшее время готов осваивать только два — Бугдаинское и Быстринское.

Они находятся ближе всего к началу железной дороги, которая строится за счёт средств Инвестиционного фонда. Разработка остальных трёх — Солонеченского, Култуминского и Лугоканского замораживается. Как заявил генеральный директор «Норникеля» Владимир Стржалковский, некоторые из этих месторождений не оправдали надежд и в полном объёме выполнять эти работы нецелесообразно.

Уже построено около 100 км дороги Нарым — Лугокан. Ранее федеральный министр транспорта Игорь Левитин заявлял, что ведомство будет требовать от «Норникеля» в первую очередь разрабатывать дальние месторождения, чтобы обеспечить дорогу загрузкой. В пресс-службе «Норильского никеля» сообщили, что вкладывать деньги «в строительство дороги, которая ведёт к нерентабельным месторождениям, никто не будет.

Источник «Гудка» сообщил, что на геолого-разведывательные работы на всех месторождениях компания потратила более трёх миллиардов рублей. При этом миллиард был потрачен на недоразведанные участки. Местные власти подчёркивают, что только с двух месторождений — Бугдаинского и Быстринского отчисления в бюджет края могут составить около 7 млрд. рублей в год при региональном бюджете в 29 млрд. рублей.

Газета обращается также к проблемам крупнейшего Удоканского месторождения, расположенного на территории Забайкальского края. Взявшийся за освоение месторождение холдинг «Металлоинвест» планировал добывать 474 тыс. тонн меди, начиная с 2016 года. Теперь «Металлоинвест» пересматривает свои договорённости по разработке месторождения.

Глава холдинга Алишер Усманов заявил, что поставленные условия и сроки освоения месторождения не могут быть выполнены. Он выразил уверенность, что в ближайшее время все условия будут скорректированы и прописаны в лицензионном соглашении. Впрочем, если компания до конца июня не перечислит Федеральному агентству по недропользованию 10 млрд. рублей, она может лишиться внесённого аванса в 5 млрд. рублей и потерять лицензию.

«Металлоинвест» осенью 2008 года был признан победителем конкурса на освоение месторождения, предложив за него цену, в три раза превышающую стартовую. Холдинг планировал инвестировать в проект $4,2 млрд. и к 2016 году выйти на уровень добычи 474 тыс. тонн катодной меди ежегодно. В случае если «Михайловский ГОК» (он входит в «Металлоинвест»), которому перешла лицензия, откажется от подписания соответствующих условий ее выполнения либо не расплатится за ее получение, то участок перейдёт в нераспределённый фонд недр.

В борьбе за право добычи удоканской меди «Металлоинвест» потеснил консорциум «Русская медь» (участники «Российские железные дороги», Уральская горно-металлургическая компания — УГМК и Внешэкономбанк). По словам заместителя начальника департамента корпоративного строительства и реформирования «РЖД» Алексея Каменобродского, участвуя в тендере, «РЖД» и консорциум «Русская медь» планировали получать с этого месторождения около 200 тыс. тонн медного концентрата ежегодно. Руду возить оттуда невыгодно, поэтому целесообразнее было бы построить на месте обогатительную фабрику. Консорциум был готов в течение 25 лет инвестировать в проект $1,9 млрд.

Рядом с Удоканским месторождением проходит железнодорожная линия Новая Чара — Чина, которая соединяет БАМ и Чинейское месторождение, разрабатываемое компанией, входящей в «Базовый элемент». По мнению представителей корпорации «Трансстрой», строившей линию, проект Новая Чара — Чины является одним из самых сложных в истории отечественного железнодорожного строительства. За три года переработано 18,5 млн. куб. м скальных грунтов.

«Дорога эта используется  неэффективно. Перевозились только стройматериалы для строительства Чинейского ГОКа», — отмечает Алексей Каменобродский. Его слова подтверждают и представители Забайкальской железной дороги, отмечая, что на месте проводились только опытные работы.

«Мы можем вернуться к этому вопросу, если у Усманова не получится», — считает Алексей Каменобродский.
REGNUM

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru