Энергетические инициативы Европейской Комиссии / Игорь Томберг

Вокруг предложенного Европейской Комиссией (ЕК) пакета новых законодательных инициатив по реформе европейского энергорынка продолжается дискуссия. 19 сентября Еврокомиссия представила пакет из пяти законодательных актов (директив), регулирующих рынок газа и электроэнергии Евросоюза, в которых предлагается запретить одновременный контроль над производством электроэнергии и добычей газа и их транспортировкой.

Сетевые компании, основными активами которых являются энергосети и газопроводы, должны быть либо проданы, либо переданы под управление независимых операторов. Контроль за тем, как исполняются директивы ЕС, будет осуществлять специально созданное Агентство по взаимодействию регуляторов энергорынка ЕС (ACER) – наднациональная структура, которая объединит полномочия по выработке единой тарифной, регулятивной и конкурентной политики для национальных регуляторов стран ЕС и управлению всеми энергопотоками Европы.

Таким образом, для борьбы с монополизмом на энергорынке (так формулирует задачу еврокомиссар по энергетике Андреас Пиебалгс) Брюссель намерен создать бюрократическую монополию, которая будет полностью контролировать рынок. В случае принятия новых директив Еврокомиссии крупнейшие европейские энергокомпании, например, немецкая E. On или французская EDF, будут расчленены, а для «Газпрома» окажется закрытым путь к приобретению активов в Европе.

Разработчики новых предложений считают, что таким образом они смогут отобрать контроль над транспортировкой электроэнергии и газа у национальных компаний. По их мнению, после принятия данных поправок должен появиться стимул для развития конкуренции на рынках электроэнергии и торговли природным газом, что послужит гарантией от ценового произвола на этих рынках.

Теперь инициатива Еврокомиссии должна быть одобрена Европарламентом и Европейским советом, состоящим из представителей всех 27 стран ЕС. Однако, по мнению аналитиков, перспективы прохождения директив через Европарламент довольно слабые. Во всяком случае, в нынешнем виде. В разных странах Евросоюза уже давно сложилась мощная оппозиция такого рода предложениям.

Защищающие свои крупные компании Германия и Франция, а также примкнувшие к ним Австрия и Италия очень бурно отреагировали на опубликованные инициативы. Общий смысл этой реакции выразил цитируемый агентством Reuters неназванный представитель министерства экономики Германии: «Предложения очень близко подошли к тому, чтобы фактически стать экспроприацией».

Новые предложения Еврокомиссии оказались гораздо жестче отвергнутых в июне 2007 года Советом Европы директив, в которых транспортные мощности энергетических гигантов должны были получить лишь юридическую и операционную независимость от головной компании.

Теперь же наднациональное лобби требует полного (на уровне собственности) разделения этих видов бизнеса, то есть попросту продажи сетей. То же самое касается и газовых хранилищ, которые также являются частью инфраструктуры по газоснабжению потребителей. В качестве маленькой уступки Еврокомиссия предусмотрела возможность передачи активов в управление независимому оператору. Это выглядит еще более странно, поскольку в этом случае владелец даже не получит денежной компенсации за произведенные инвестиции.

Разделение собственности однозначно будет встречено в штыки нынешними акционерами европейских компаний – капитализация нынешних энергетических концернов во многом держится на «эффекте масштаба», то есть в случае их разделения сумма капитализации вновь образованных компаний, скорее всего, будет меньше капитализации прежних.

Запрет на контроль над передающими сетями на территории любой страны Евросоюза распространяется также на поставщиков электроэнергии и газа из-за пределов ЕС. Более того, компании из третьих стран не смогут получать контроль над газовыми и электрическими сетями Евросоюза до тех пор, пока соответствующее государство не заключит с ЕС специальное межправительственное соглашение.

Здесь видна не высказываемая, однако вполне явная цель Брюсселя: продавить доступ европейским компаниям к российским недрам и трубопроводам через ратификацию Договора к Энергетической хартии. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу прямо указал на Россию, которая отказывается ратифицировать этот документ: «На практике компании и частные лица из третьих стран не смогут приобрести контроль над транспортными системами или их операторами в Евросоюзе, если у страны происхождения нет соответствующего соглашения с ЕС».

Естественно, очередная попытка давления не осталась без внимания в Москве. Президент РСПП Александр Шохин заявил, что считает намерение ЕС ограничить доступ компаний из третьих стран, в том числе из России, на европейский энергорынок государственным протекционизмом и ответом на нежелание Москвы ратифицировать Энергетическую хартию.

Декларируемая цель брюссельских инициатив – ограничить рост цен на энергосырье за счет развития конкуренции. При этом почему-то буквально на следующий день после презентации своего наделавшего столько шума пакета директив по разделению европейских энергетических концернов Еврокомиссия предостерегла от слишком больших ожиданий в связи с намеченной реформой. Как заявил еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс в интервью немецкой газете «Handelsblatt», он не может гарантировать ни снижения тарифов на электроэнергию, ни рост инвестиций в строительство электростанций и распределительных сетей.

Похоже, именно защита собственных рынков от экспансии поставщиков газа – «Газпрома» и поставщиков из Алжира, Норвегии, Катара — является главным мотивом новых европейских энергетических инициатив. Не случайно, выступая накануне анонсирования предложений по реформе энергетического рынка ЕС на ежегодной конференции Либерально-демократической партии Великобритании в Брайтоне, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, намекая на «Газпром»: «Одна иностранная подконтрольная государству компания является единственным поставщиком газа для пяти государств — членов ЕС».

Позиция, в общем-то, странная, учитывая довольно туманные перспективы Европы в ее снабжении газом: потребление растет крайне быстрыми темпами, а собственная добыча не менее быстро сходит на нет. Согласно последним прогнозам, потребление газа в Европе может возрасти к 2020 году примерно до 640 млрд. куб. м. Зависимость континента от импорта возрастает. По осторожным оценкам концерна E.ON Ruhrgas, исходя из анализа уже заключенных договоров, нехватка газа в Евросоюзе может составить в 2020 году примерно 140 млрд. куб. м.

Между тем, по данным Минпромэнерго РФ, объемы поставок газа «Газпромом» в дальнее зарубежье (фактически, в страны ЕС) в январе-августе 2007 года снизились по сравнению с аналогичным периодом 2006-го на 14%. Возможно, это результат теплой зимы и падения спроса на газ. Но ведь не исключен и вариант эксперимента: слегка сократить поставки и понять, что европейцам важнее – цена газа или стабильные объемы поставок?

Судя по последним проектам директив ЕК, Брюссель волнует нечто третье. Скорее, из сферы политики. Об этом точно сказал Александр Рар, директор программ России и СНГ германского комитета по внешней политике: «Сейчас Европейский Союз пытается создать новые правила игры на будущие десятилетия, исходя из того, что сейчас у него еще есть власть.

С каждым годом его влияние будет падать и, в конце концов, ЕС придется принять во внимание интересы производителей, таких, как Россия, Казахстан, Туркменистан, Ирак, Катар и Алжир. Они естественно будут требовать, чтобы Европейский Союз открывал свои рынки и вел себя не так, как он хочет, а так, как хотят производители. Это именно та битва, которая предстоит очень скоро, но ее отголоски слышны уже сейчас».

К этому можно добавить, что, даже выиграв одну битву, Евросоюз рискует проиграть всю войну. Во всяком случае, судя по некоторым высказываниям российских официальных лиц, Москве надоело делать постоянные уступки Брюсселю. Европейцы рискуют переборщить с «защитой рынка от экспансии «Газпрома», заодно поставив заслон и российскому газу.

Пока в «Газпроме» реагируют весьма сдержанно. Судя по решению «Газпрома» отдать 24-процентную долю в компании — операторе проекта разработки Штокмановского месторождения объединенным норвежским Statoil и Hydro, российская монополия не намерена предпринимать «зеркальных» мер против европейских компаний.

В то же время подключение к важнейшему проекту норвежцев, которые также рискуют стать потенциальными жертвами европейских новаций, может оказаться способом объединения недовольных инициативами Брюсселя. Нельзя исключить, что в пакете российских условий норвежцам, помимо отставки министра нефтяной промышленности Одда Рогера Эноксена, было и предложение о солидарно негативной реакции на новые энергодирективы.

Фонд стратегической культуры

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru