Создав сельскохозяйственные технологии, человек получил определённую степень свободы, которую он стал использовать для борьбы за власть, богатство, «место под солнцем». То есть стал источником риска для самого себя, сообщества и для всего глобального окружения. С началом промышленной революции — созданием в Англии в 1830 году первой в мире сети железных дорог — произошла «атомизация» общества. Промышленная революция поставила в центр мира человека и как главную «ценность» — его право на свободу действий. «Человек стоит в центре мира и свободен распоряжаться природой». Идеология промышленной революция породила уверенность людей в возможности решать все, в том числе и экологические проблемы техническими средствами, на основе развития новых технологий. Однако технические средства не помогли человеку в решении более простой задачи — преодолении нищеты и голода. В ХХI веке эта идеология промышленной революции перешла в разряд неверной информация в связи с явным столкновением цивилизации и природы. Эпоха экологического «собирательства» закончилась. Наступает время осмысления, что на смену «разомкнутого» производства должно прийти «замкнутое», т.е. понимания того, что улучшение качества жизни людей может происходить только в пределах несущих емкостей и возможностей поддерживающих жизнь экосистем. На смену Сельскохозяйственной и Промышленной революции должна прийти Экологическая революция, если человечество хочет сохранить себя как вид. Начинать же надо с переосмысления сегодняшних «ценностей». Ценности — это значимость чего-либо в отличие от просто существования объекта. Действительно, о них нельзя сказать, что они «есть», т.к. они «должны быть» — таков совершенно уникальный способ бытия этих явлений в противоположность существованию предметов. Когда человек мыслит «ценное», он не просто созерцает действительность, а активно относится к ней, проникаясь идеей «ценностей», настраивается на практическое действие и мотивирует таким образом свои поступки. Так говорят философы. Существующая глобальная социально-экономическая система, неважно, рыночная или плановая централизованная, ведёт к росту бедности и распространению голода, грабит природу, уничтожая её. Человек сегодняшней цивилизации объективно препятствует общей работе биосферы по поддержанию физически неустойчивой земной окружающей среды в состоянии, необходимом для существования жизни, и толкает земную окружающую среду к её устойчивому состоянию — типа Марса или Венеры. Современная западная цивилизация находится в состоянии системного кризиса. Она заставляет людей «хотеть» значительно больше, чем нужно для удовлетворения действительных потребностей. Рынок превратился в механизм, создающий и формирующий спрос, включая спрос на то, что выходит за рамки разумных человеческих потребностей. Рынок меняет менталитет людей — и владельцев производства, и потребителей. У первых рынок порождает стремление производить не более качественный и дешёвый товар, а уничтожить конкурента любой ценой, полностью отказавшись от так называемой деловой этики, первоисточником которой, как известно, была этика протестантская. У вторых он порождает стремление к потребительскому престижу, комплекс неполноценности, стрессовые состояния, способствующие аномальному поведению. В естественной природе конкурентное взаимодействие обеспечивало устойчивость окружающей среды, сохраняя её в оптимальном состоянии для жизни. Устойчивое развитие человечества тоже возможно при функционировании конкурентной рыночной системы, но в определённых рамках экологических и этических ограничений. Система же «ценностей» западной цивилизации уже почти привела человечество в лучшем случае к неизбежности исчезновения его как вида, а в худшем может привести к прекращению вообще жизни на Земле. Глобальную экономическую систему современной западной цивилизации можно охарактеризовать как венчурное предприятие, т.е. предприятие с очень высокой степенью риска. Против существующего мирового экономического порядка во время очередной сессии ВТО в американском городе Сиэтле выступил американский средний класс с требованием поставить под общественный контроль деятельность транснациональных корпораций и международных финансовых институтов. Люди стали понимать, что такая вздутая на безумных банковских процентах и коррумпированная экономика становится источником большой опасности не только для обычных граждан, мелких акционеров и налогоплательщиков, но и для себя самой. Так называемая глобализация чревата колоссальным кризисом и всеобщим разорением. И антиглобализм стал прообразом самоорганизующегося гражданского сопротивления социальному злу в условиях постиндустриального информационного общества (не путать с европейским антиглобализмом и европейскими революционерами, предлагающими, как всегда, «у всех всё отобрать и поделить!»). «Я уверен, что нам надо двигаться в сторону экономики локальных рынков — самоорганизующейся, демократически предсказуемой для людей, обеспечивающей прожиточный минимум каждому человеку, воодушевляющей на этический подход и действующей в балансе и гармонии с другими живыми системами нашей планеты. Это должна быть экономика зеркально противоположная глобальной экономике — централизованно управляемой глобальными корпорациями в соответствии с требованиями финансовых спекулянтов, не вносящих никакого реального вклада в развитие производства», — говорит американский экономист Девид Кортен. Глобальная экономика — это слишком большой, глобальный, недопустимый риск. В университетских городках Америки, в Европе идут эксперименты с локальными деньгами и локальной, так называемой свободной, экономикой. Один из лозунгов Сиэтла был: «За свободный рынок — против монополистического капитализма». «Капитализм возник из индивидуализма, без какой- либо конкретной системы ценностей. Иногда он, правда, выдвигал чисто внешние, напыщенные ценности, как это делают сегодняшние консерваторы. Но ему никогда не были свойственны действительные социальные и экологические ценности. Капитализм просто появился. Никто не задавался вопросом: хорошо ли иметь репрессивную экономику с беспрецедентно продуктивным потенциалом, разрушающим при этом потенциал всякой живой системы на Земле?» — говорит адвокат из Сиэтла Пол Хокен. Но вернемся к России. Для западной неолиберальной экономики территории российского Севера, Сибири и Дальнего Востока являются хозяйственно нерентабельными, за исключением, может быть, добычи небольшого числа полезных ископаемых, да и то при определённом пределе мировых цен и использовании практически бесплатной рабочей силы. Так мотивируют необходимость исчезновения населения на этих территориях России глобалисты. Судьба же остального населения России, по их мнению, решится после вхождения России в ВТО. Депутатская комиссия по проблемам устойчивого развития (председатель — академик РАН М.Ч.Залиханов) должна бы высказать свое мнение по поводу такого колониального решения судьбы России. Иначе для чего нам все эти выборы в Государственную Думу? Что бы они, наши академики, просто «въезжали во власть»? Неолиберальный капитализм в России не идёт. Небольшая кучка людей быстро обогатилась, ничего не сделав для реконструкции и развития страны. Обогащение шло без всякой оглядки на нравственные нормы. В конце 2000 г. ЦРУ представило доклад «Глобальные тенденции, 2015 г.». Рассматриваемый в докладе безальтернативный сценарий для России — сценарий деградации — заключается в том, что ее упадок дойдет до такой черты, после которой уже не будет возможен рост экономики или хотя бы какое-то продвижение в направлении уровня развивающихся стран, не говоря уже о высокоразвитых. Россия сейчас — это ячейка глобального «венчурного предприятия» западной экономики. Но, возможно, она одна из самых рискованных, как показывает её история. Это страна, для которой характерны крупные и неожиданные повороты. Россия — богатая ресурсами, большая страна, есть традиции, которые позволяют успешно участвовать в антиглобалистском движении, развивая собственную свободную экономику. А мы рвёмся в ВТО! Почему? Сегодня ведущая капиталистическая страна мира — США вынуждена перейти к мобилизационной модели экономического развития — «военному кейнсианству». Развивается ПРО, разворачивается дополняющая её система вооружений. Всё это требует поиска внешнего врага — ведется «зачистка» Афганистана, в третьей декаде ноября 2002 года США предполагают осуществить военное нападение на Ирак. Монополистический капитализм, остро нуждающийся в политической нестабильности во всём мире, стал опасен для человечества, для биосферы, для нашего дома — Земли!
Виталий Болдырев
,
вице-президент Национального экологического фонда, к.т.н.