Дифференцированное налогообложение как стимул увеличения нефтеотдачи пластов / Сергей Веселков

В России, как и в других нефтедобывающих странах, увеличивается доля трудноизвлекаемых запасов нефти, которая к настоящему времени достигла 60 %. Основная их часть — 71 % — размещена в месторождениях с низкопроницаемыми коллекторами, доля высоковязких нефтей составляет 17 %, а в обширных подгазовых зонах нефтегазовых залежей расположено 12 % таких запасов.

Структура остаточных разведанных запасов нефти в нашей стране быстро ухудшается, прежде всего, вследствие интенсивной выборочной отработки активных запасов, а открываются новые месторождения в основном с трудноизвлекаемыми запасами. При этом средняя степень выработки активных запасов уже превысила 70 %, в то время как выработанность трудноизвлекаемых запасов составляет примерно 20 %. Продолжение такой практики приведет к тому, что уже через 8-10 лет для страны возникнет угроза энергетической безопасности.

Ухудшение структуры запасов и значительное увеличение доли трудноизвлекаемых запасов сопровождается многолетним снижением нефтеотдачи пластов — в недрах остается более 70 % не извлеченной нефти. В целом уже потеряно примерно 15 млрд. тонн потенциально извлекаемых запасов, то есть примерно столько, сколько добыто за всю историю нефтяной промышленности России.

За последние 15 лет среднее проектное значение коэффициента извлечения нефти снизилось в 1,8 раза — с 0,5 до 0,28. Это объясняется тем, что сырьевая база уже много лет пополняется в основном трудноизвлекаемыми запасами, а утвержденные проекты их разработки предусматривают применение не современных методов увеличения нефтеотдачи (МУН), а традиционное заводнение, приводящее к большим потерям.

К современным относятся методы теплофизического воздействия (нагнетание горячей воды, пара), термохимического воздействия (различные виды внутрипластового горения, жидкофазное окисление), химические методы вытеснения (закачка растворов полимеров, биополимеров, щелочи, серной кислоты, мицеллярных растворов), закачка газов (углеводородных, углекислого, азота, дымовых газов), методы смешивающегося вытеснения и др. Согласно мировому опыту применение современных МУН позволило повысить среднюю проектную нефтеотдачу с 35 до 50 %, а мировые доказанные запасы нефти – на 65 млрд. тонн.

В нашей стране также имеется положительный опыт применения современных МУН. В период с 1985-го по 1991 г. благодаря реализации принятой тогда программы дополнительная добыча нефти выросла в 4 раза. Однако после распада СССР и последующего политического и экономического кризиса применение современных МУН быстро сократилось. В настоящее время добыча нефти за счет их применения не превышает 2 млн. тонн. Эти методы не востребуются из-за отсутствия внятной государственной политики в области рационального использования запасов минерального сырья.

Одним из средств стимулирования добывающих компаний внедрять современные МУН является дифференцированное налогообложение. Однако, дифференциация ставки налога на добычу полезных ископаемых в зависимости только от трудности разработки запасов нефти и степени их выработки, но в отсутствие условия обязательного применения современных МУН, направлено в основном на некоторое несущественное перераспределение налогов между нефтяными компаниями.

Такое перераспределение устраивает большинство компаний, но не должно устраивать государство, особенно если исходить не только из сиюминутных интересов финансовых ведомств. Обоснование экономических критериев перераспределения налоговых ставок производится на основе сегодняшних экономических показателей добычи нефти, а зна-чит, по существу, узаконивает порочную практику интенсификации выборочной отработки активных запасов и продолжение падения нефтеотдачи.

В этой связи следует подчеркнуть, что, согласно международному аудиту запасов, добыча нефти в России и её рост во всех компаниях рентабельны. Но рентабельность добычи разная. В этих случаях за рубежом не перераспределяют налоги, а изымают сверхдоходы. Поэтому принимать решение о дифференциации единственного налога на добычу нефти необходимо взвешенно. То, что сегодня дифференциация не обусловлена применением методов увеличения нефтеотдачи, благодаря которым степень извлечения нефти не уступает достигаемой при разработке активных запасов, неизбежно ведет к долговременным отрицательным последствиям, о которых говорилось выше.

Учет природного фактора в налогообложении возможен. Согласно мировому опыту это достигается введением платежей за запасы. Но при этом их не связывают с добычей нефти и должны выплачиваться недропользователем независимо от того, какую прибыль он получает. В наших условиях такая форма налогообложения не выгодна нефтяным компаниям, сверхобеспеченным запасами, ибо она наказывает за выборочную отра-ботку активных запасов и отсутствие добычи трудноизвлекаемых запасов.

Преодолеть нерачительное отношение к сырьевой базе возможно только в том случае, если дифференцированное налогообложение будет предусматривать преференцию налоговой ставки при обязательной разработке месторождений методами, обеспечи-вающими кардинальное увеличение извлекаемых запасов по сравнению с традиционным заводнением. При этом должна существовать возможность ежегодной корректировки налоговых стимулов в зависимости от экономических условий без изменения законо-дательства. Такая форма дифференцированного налогообложения применяется во многих странах.

При отсутствии методики объективной оценки объёмов извлекаемых запасов их выработанность не может быть критерием установления налоговой ставки. Ведь при этом велики возможности для манипуляций: величину активных начальных извлекаемых запасов можно занижать, а для сохранения капитализации величину трудноизвлекаемых запасов завышать. Поэтому в странах, где государство проявляет заботу об увеличении извлекаемых запасов за счёт существенного повышения нефтеотдачи, успешно реализуется дифференцированное налогообложение, обусловленное применением современных эффективных МУН.

Подобное налогообложение необходимо внедрить и в нашей стране. Оно выгодно государству, так как 40-60% стоимости проектов современных МУН идет на развитие смежных отраслей, в первую очередь машиностроительной и химической, благодаря чему дополнительно пополняется бюджет. Такой налог должен быть федеральный единым и устанавливаться с таким расчетом, чтобы покрывались повышенные издержки, неизбежные при испытании и освоении новых методов увеличения нефтеотдачи.

Сергей Веселков, председатель правления Всероссийской ассоциации «Конференция независимых буровых и сервисных подрядчиков», д. э. н., профессор

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru