Перелет экипажа Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку

18 июня 1937 года с аэродрома подмосковного Щелково в сторону Америки стартовал экипаж АНТ-25 в составе командира Валерия Чкалова, второго пилота Георгия Байдукова и штурмана Александра Белякова. Отважные летчики совершили беспосадочный перелёт протяжённостью 8504 километра из Москвы в Ванкувер через Северный полюс.

Перелет оказался очень тяжелым. В пути неоднократно пришлось сталкиваться с циклонами и, как следствие, с полетом вслепую и обледенением. Но уже тогда метеорологическое обеспечение авиации было на высоте!

Валерий Чкалов вспоминал: «Неприятности начались с первых же часов. Сначала Перелет экипажа Валерия Чкалова через Северный полюс в АмерикуБеляков обнаружил, что откуда-то пробивается масло. Затем через часов десять после старта самолет оказался между двумя слоями облаков, на стеклах и крыльях мы увидели лед». Первый циклон встретился еще над европейской частью страны (прошли сквозь, сильную облачность). Пришлось использовать антиобледенитель винта, а затем набрать большую высоту — 3000 м.

Второй циклон поджидал у Земли Франца-Иосифа. Решили пробиться напрямую, предполагая, что при температуре минус 24 ºC обледенения не будет. Но влажность оказалась очень высокой, и из-за этого плоскости самолета, стабилизатор и антенна обледеневали бешеными темпами. Еле-еле перегруженному самолету удалось набрать еще 150 м и оказаться над облаками. Но после этого еще несколько часов самолет не мог избавиться от обледенения. С темнотой подступил третий циклон. Его предсказывали в Москве, но от этого легче не стало. Циклон стремительно нес облако, которое преграждало путь самолету.

Очередной циклон встретился на подходах к полюсу, но его удалось удачно обойти. Однако вскоре – новый циклон. Сначала он располагался параллельно курсу самолета, но потом их пути встретились, и пришлось вновь набирать высоту – уже 5000 м. АНТ-25 шел на предельной высоте 5700 м, а впереди на высоте не менее 6500 м встала облачность, и ее никак не удавалось обойти. Пришлось опять переходить на полет вслепую. Снова началось сильное обледенение.

Вот как вспоминал об этом Валерий Павлович: «Я подкачиваю давление в бачке антиобледенителя… И снова обледенение. Лед на плоскостях, на стабилизаторе, на антенне. Прошли «полюс недоступности», где еще не пролетал ни один самолет. Потом началось так называемое «фарфоровое» обледенение. Машину покрывает лед абсолютно белого цвета, он необычайно крепок и держится, не оттаивая, в течение шестнадцати часов. Это обледенение носило, можно сказать, катастрофический характер. Если бы на протяжении 15-20 минут мы не сумели выбраться, то машина, а, следовательно, и весь экипаж, погибли бы. Мы вынуждены были набрать высоту, чтобы выйти из густых облаков. Альтиметр показывал 5700 метров. Полет на таких высотах требует кислорода, а у нас его уже не было — борясь до этого с циклоном, мы израсходовали весь запас. Пришлось крепко взять себя в руки, чтобы лететь на такой высоте».

Далее опять полет на высоте 5000 м и снова снижение из-за обледенения. Но внизу уже виднелась территория Канады. Перед Скалистыми горами встретился новый циклон. Очередной полет вслепую, вышли из облаков только на высоте 6100 м, но ненадолго. Положение усугублялось еще и тем, что уже вторые сутки связь с внешним миром была односторонней, и информация о погоде не поступала.

Наконец, к часу ночи по UTC вышли в район Тихого океана, где можно было снизиться, и обледенение уже не страшно. Правда, к 6 часам 30 минутам опять начался слепой полет сквозь дождь и туман. Зато вскоре удалось поймать сигналы радиомаяка, по которому можно было идти на Сан-Франциско. А к 11 часам встало Солнце…

Этот подвиг советских летчиков позволил СССР войти в элиту мировых авиационных держав.

ФОБОС

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru