КОМУ МЕШАЕТ «МАЛЫЙ СОВНАРКОМ» ? / Моисей Гельман

Незадолго до назначения премьером Михаила Касьянова российские информационные агентства, ссылаясь на анонимный источник из его ближайшего окружения, сообщили о возможном упразднении правительственной Комиссии по оперативным вопросам (КОВ). Подпольный осведомитель утверждал, что такое решение якобы обусловлено «принципиальной позицией Михаила Касьянова, который считает существование КОВ и других комиссий следствием плохой организации оперативной работы правительства». По его, Касьянова, мнению, сообщил анонимный приближенный, кабинету министров необходимо работать «в нормальном режиме и все вопросы должны решаться в рабочем порядке».

Известно, что короля зачастую пытается играть его свита. Причем по своему, нередко негодному сценарию. Нечто подобное, похоже, произошло и в этот раз. Правительство в принципе — есть иметь в виду именно правительство, а не его аппарат — не может решать все вопросы «в рабочем порядке». Ведь члены кабинета министров собираются на свои заседания не каждый день, и на этих заседаниях в «рабочем порядке» должны обсуждаться главным образом общегосударственные стратегические проблемы, требующие общеполитических, макроэкономических или общесоциальных решений.

Однако, помимо общегосударственных стратегических проблем правительству РФ ежедневно приходится решать и множество более узких, но также государственно значимых текущих вопросов, относящихся в том числе к сфере реального сектора экономики. Спрашивается, целесообразно ли на заседании кабинета министров обсуждать, к примеру, налогообложение толлинговых операций в металлургии? Ведь половина членов кабинета, те же министры культуры и здравоохранения, к толлингу абсолютно никакого отношения не имеют. Чтобы подобные вопросы решать оперативно, в «рабочем порядке», не отвлекая на это в пожарном порядке безтолку весь кабинет министров, и была в 1993 году создана КОВ, в просторечии «малый Совнарком», возглавляемая первым вице-премьером, отвечающим за экономику страны. КОВ образовали и для того, чтобы заполнить «дыры» в межотраслевом и межведомственном управлении экономикой вообще и ее реальным сектором в частности.

Согласно «Положению» об этой комиссии, ее решения обязательны для федеральных и региональных органов исполнительной власти. Главной отличительной особенностью «малого Совнаркома» являются, согласно тому же «Положению», демократичность и широкая гласность работы. Дело в том, что на обсуждение тех или иных вопросов приглашаются не только чиновники соответствующих министерств и ведомств, но и в качестве экспертов руководители заинтересованных предприятий и организаций, а также крупные специалисты. Более того, «Положением» о КОВ предписано создавать при необходимости рабочие экспертные группы для выработки предложений по решению обсуждаемых проблем. Таким образом, публичность принятия решений и участие экспертов создают возможность не только избегать многих ошибок, но и существенно ограничивать лоббирование чьих-то интересов, направленное против интересов государства и общества. Известны случаи, когда даже Анатолий Чубайс, возглавлявший одно время КОВ, менял свою точку зрения, уступая публичным доводам специалистов.

Конечно же, в условиях экономического кризиса и отсутствия стратегии развития экономики работа КОВ, как и самого правительства, далека от идеальной и ее эффективность, в том числе принимавшихся решений, во многом зависела от возглавлявших комиссию лиц. Но если плох водитель, это не может служить основанием для отказа от использования самого автомобиля: в таком случае надо доверить «баранку» обученному лицу.

Известно, что любая система оказывается только тогда динамически устойчивой, если ее вход и выход охвачены цепью обратных связей. По ним информация о текущем состоянии окружающей обстановки оперативно передается в мозговой центр системы для немедленной выработки решений о ее дальнейшем поведении. Слепой, лишенный обратных связей, не может обойти яму…

В нашей российской государственной машине обратных связей пока очень и очень мало. То, что мы дошли «до ручки», во многом объясняется искусственно созданной бесконтрольностью исполнительной власти: ее «выход» почти не связан со «входом». КОВ — не исключение. Но ведь никто не предлагает из-за этого упразднять правительство. Наоборот, его будут укреплять, в том числе усилением контроля за его деятельностью. Поэтому публичная экспертиза и гласность решений «малого Совнаркома» в качестве «обратных связей» должны весьма пригодиться президенту страны в его намерениях повести общество по новому пути.

Думается, анонимный осведомитель, сообщивший о якобы предстоящем упразднении КОВ, устроил провокацию, тут же подхваченную рядом СМИ. Судя по их единообразным публикациям, бездоказательно и солидарно призывавшим ликвидировать «малый Совнарком», можно догадаться об источнике этой грязной и сугубо не профессиональной пиаровской акции, бросавшей тень на самого Михаила Касьянова. К тому же весьма сомнительно, чтобы он высказался подобным образом накануне формирования нового состава правительства: вряд ли многоопытный Михал Михалыч побежал бы впереди паровоза.

КОВ на сегодня остается пока единственным потенциальным средством оперативного межотраслевого управления реальным сектором экономики и решения его текущих проблем. Провоцируя упразднение этой и других публичных правительственных комиссий, кое-кому, по всей видимости, ужасно хочется превратить Белый дом в темную комнату для новых подковерных игр, а кабинет министров — в пожарную команду для тушения горящей «текучки».

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru