НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ИТОГИ 8 МЕСЯЦЕВ И ПРОГНОЗЫ
Рост выпуска продукции и услуг пяти базовых отраслей российской экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, розничная торговля) в последние несколько месяцев ускоряется. Об этом свидетельствует информация Госкомстата России. По статистике, если в целом по итогам 8 месяцев 2001 года по сравнению с январем-августом 2000 года рост этого сводного экономического показателя составил 5,9%, то в августе по сравнению с тем же месяцем прошлого года он достигал 8,5% против 6,1% в июле, 4,2% — в июне. В августе рост выпуска продукции и услуг базовых отраслей российской экономики оказался самым значительным за период с начала нынешнего года. Ускорение экономического роста в России в августе и июле объясняется значительным ростом производства продукции сельского хозяйства (на 17,0% по сравнению с августом 2000 г.), что вызвано высоким урожаем сельхозкультур. Вместе с тем, рост производства в промышленности в последние месяцы остается относительно стабильным — около 5% от уровня тех же месяцев 2000 г. Высоким по итогам августа нынешнего года был рост объема инвестиций в основной капитал — 8,4% от уровня того же месяца 2000 года (в среднем по итогам января-августа рост составил 7,5%), грузооборота транспорта — 4,1% (в январе-августе — 2,6%). В августе по сравнению с июлем нынешнего года выпуск продукции и услуг базовых отраслей российской экономики увеличился на 9,7%, отмечает Госкомстат России.

Рост ВВП РФ за январь-август текущего года, по оценке Минэкономразвития, составил 5,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Такие данные приводятся в обзоре социально-экономического развития РФ в январе-августе 2001 года и оценке III квартала, размещенном на сайте Минэкономразвития в Интернете. По расчетам Минэкономразвития, рост ВВП, очищенный от сезонной и календарной составляющих, продолжается восемь месяцев подряд. При этом среднемесячный “очищенный” темп роста в июле-августе ускорился до более чем 1%. В целом в январе-августе физический объем ВВП превысил уровень соответствующего периода 2000 года примерно на 5%. Согласно оценке министерства, рост ВВП России в августе текущего года составил 6,7% по сравнению с августом 2000 года. Рост ВВП в январе-июле составил 5,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, отмечается в обзоре Минэкономразвития РФ. По оценке Минэкономразвития РФ, объем ВВП на 2001 год оценивается в 9 090 млрд руб., при темпе роста 105,5% .

Положительное сальдо торгового баланса России, по оценке Минэкономразвития РФ, за 8 месяцев 2001 года составило 35,9 млрд долларов против 39,3 млрд долларов за январь-август 2000 года. Такие данные приводятся в обзоре итогов социально-экономического развития РФ в январе-августе 2001 года, размещенном на сайте Минэкономразвития в Интернет. Внешнеторговый оборот России, по экспертным оценкам, в январе-августе увеличился на 7,6% и по сравнению с соответствующим периодом 2000 года составил 102,1 млрд долларов.

Объем иностранных инвестиций в экономику РФ увеличился в 1-ом полугодии 2001 г на 39,9% до 6,684 млрд доллара. Об этом сообщили в Минэкономразвития РФ. В том числе прямые инвестиции составили 2509 млн долларов (рост на 40,5%), портфельные инвестиции — 238 млн долларов (увеличение в 4,7 раза), прочие инвестиции — 3,937 млрд долларов (прирост на 33,8%). Иностранные инвестиции направлялись в основном в промышленность — 37,2%, торговлю и общественное питание — 36,3%, общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка — 6%, транспорт — 5,9%, связь — 3,2%, строительство — 2,7%. Всего объем накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составил в на 1 июля 2001 г 33,839 млрд долларов, в том числе прямые инвестиции составили 17572 млн долларов, портфельные инвестиции — 1001 млн долларов и прочие инвестиции — 15266 млн долларов.

Валовый внутренний продукт России в 2002 году может составить 10 триллионов 750 миллиардов рублей. Такой прогноз содержится в докладе Министерства экономического развития и торговли, представленным на сегодняшнее внеочередное заседание правительства. По данным министерства, ВВП в текущем году может достичь уровня 9 триллионов 90 миллиардов рублей. Кабинет министров обсуждает сегодня показатели, заложенные в проект бюджета на 2002 год.

Рост валового внутреннего продукта в 2002 году может составить приблизительно 4%. Об этом сообщил сегодня председатель правительства России Михаил Касьянов, открывая внеочередное заседание кабинета министров. По его словам, ведущие российские и иностранные экономисты полагают, что рост валового внутреннего продукта России в 2001 году достигнет 5,5%. Касьянов сказал, что в текущем году, в частности в третьем квартале, “активизировались положительные тенденции в экономике”. Он отметил, что в начале нынешнего года рост ВВП прогнозировался на уровне 3,5%, а уже в июне оценивался в размере 4,5%. Премьер-министр подчеркнул, что, возможно, доходы консолидированного и федерального бюджетов в 2002 году будут больше, чем показатели, заложенные в предыдущем проекте основного финансового документа России на 2002 год.

Газпром готов к техническому и технологическому сотрудничеству со странами Евросоюза. Об этом заявил председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер. Он отметил, что это могло бы стать вкладом компании в решение общеевропейских проблем. А. Миллер подчеркнул, что отечественная наука и промышленность имеет огромный опыт работы в трудных климатических условиях, есть серьезные технологические наработки в сфере добычи газа в трудноизвлекаемых, выработанных и шельфовых месторождениях. Он также отметил, что Газпром уделяет огромное внимание экологическим проблемам, и это — широкое поле деятельности для сотрудничества с европейскими государствами. Председатель правления ОАО «Газпром» сообщил, что доля иностранного участия в концерне «Газпром» будет увеличена. По его словам, недавно днях закончила работу комиссия по либерализации акций Газпрома. Это означает, что произойдет либерализация внутреннего рынка акций и они вступят в свободные торги на всех лицензированных площадках. При этом будет заполняться 20-процентная доля иностранного участия, которая сейчас составляет лишь 5 %. А.Миллер сказал, что его компания стремится к тому, чтобы цена акций стала реальной, отражающей настоящую их стоимость. По его словам, сейчас компания является недооцененной. Председатель правления ОАО «Газпром» рассказал также, что в 2006-2007 годах может быть реализован проект строительства Североевропейского газопровода по акватории Балтийского моря, который является «экономически целесообразным и технически осуществимым». Этот проект предусматривает подвод топлива к сопредельным балтийским государствам.

Российский алмазный монополист «АЛРОСА» начал поставки бриллиантов на внутренний рынок, сообщил вице-президент компании Юрий Дуденков. По его словам, «АЛРОСА» производит собственные бриллианты с 1997 года, однако до сегодняшнего дня компания весь объем производимых бриллиантов поставляла на экспорт. В настоящее время на внутреннем рынке бриллиантов активно работают такие предприятия, как «Туймаада Даймонд», «Орел- АЛРОСА», смоленский завод «Кристалл». «Мы готовы по максимуму удовлетворить потребности российских ювелирных предприятий в бриллиантах», — сказал Ю.Дуденков. Однако при работе с российскими ювелирными компаниями возникает множество проблем. Основная из них — неплатежеспособность покупателя. В этой связи «АЛРОСА» совместно с банком «МАК» разработала схему кредитования ювелирных предприятий. МАК-банк готов кредитовать ювелиров по российским ставкам, а также предоставлять отсрочку платежа, сказал вице- президент «АЛРОСА». «Сегодня потребности внутреннего рынка составляют единицы процентов от объема производства бриллиантов. Но потенциал этого рынка большой», — отметил Ю.Дуденков. При вступлении России в ВТО увеличится объем инвестиций в российскую промышленность и, как следствие, возрастет объем производства товаров. На сегодняшний день государству для обеспечения конкурентоспособности отечественной ювелирной промышленности необходимо решить некоторые проблемы в сфере законодательства и налогов, а ювелирным компаниям — обратить особое внимание на дизайн и качество ювелирных изделий и выполнение договорных условий.

Вопрос о строительстве третьего и четвертого энергоблоков Волгодонской АЭС может быть рассмотрен только после заключения экологической экспертизы, сообщил заместитель генерального директора станции Геннадий Салов. По его словам, первоначальный проект предполагал строительство четырех энергоблоков, однако экологическая экспертиза ограничила строительство двумя энергоблоками. Первый энергоблок Волгодонской АЭС, напомнил он, был выведен на 100-процентную мощность 5 сентября, второй планируется ввести в опытно-промышленную эксплуатацию в 2004 году. “В случае отсутствия отрицательного воздействия на окружающую среду в процессе их эксплуатации, возможно, будет принято решение о строительстве двух новых блоков”, — отметил Г.Салов. Волгодонская АЭС (до 4 сентября — Ростовская АЭС) является структурным подразделением концерна “Росэнергоатом”.
Свыше 20% частных автоперевозчиков России в настоящее время работают на рынке транспортных услуг без лицензий и не платят налоги. Как сообщил руководитель департамента автомобильного транспорта Минтранса РФ Анатолий Пинсон, такими данными оперирует Госкомстат России. Однако, полагает руководитель департамента, реальная цифра, “скорее всего, намного выше”. По данным департамента, в январе-июле 2001 года на коммерческой основе перевезено около 500 млн тонн грузов и 600 млн пассажиров. При этом, подчеркнул А.Пинсон, “речь идет об учитываемых статистикой частных перевозчиках”. Примерно 20-30 тыс. автомобилей, считают в департаменте, работают в теневом секторе транспортного рынка. В то же время А.Пинсон пояснил, что “точными данными в настоящее время в России никто не располагает, поскольку старая советская система учета и контроля безнадежно устарела, а новая только создается”. Тем не менее в департаменте считают, что ежегодно бюджеты всех уровней теряют 2-3 млрд рублей.

АО “АвтоВАЗ”, крупнейший российский производитель автомобилей, в 2002 году планирует экспортировать 110 тыс. машин. Об этом сообщил председатель совета директоров АО Владимир Каданников. По его словам, в 2001 году экспортные поставки машин “АвтоВАЗа” составят около 100 тыс. Говоря о планах производства “АвтоВАЗа” на 2002 год, В.Каданников сообщил, что общий объем выпуска автомобилей останется на уровне 2001 года, когда АО планирует выпустить 752 тыс. автомобилей. Вместе с тем, отметил председатель совета директоров, в 2002 году выпуск автомобилей семейства “2110” составит примерно 210 тыс. машин против 180 тыс. в 2001 году. В.Каданников также сообщил, что в 2001 году “АвтоВАЗ” выпустит 46 тыс. автомобилей модели ВАЗ-2106, а в следующем году эта модель будет снята с производства. Весной “АвтоВАЗ” и “Ижмаш-авто” подписали соглашение о сотрудничестве, которое, в частности, предусматривает организацию сборки на “Ижмаш-авто” автомобилей ВАЗ-2106. Это предприятие начало их серийное производство в августе 2001 года, и уже в 2001 году планирует собрать 10 тыс. автомобилей ВАЗ-2106.
Объем внешнеторговых грузоперевозок флотом России в 2005 году прогнозируется в размере 275,7 млн тонн, а в 2010 году — 329,9 млн тонн. Об этом сообщил начальник отдела развития флота Центрального научно-исследовательского института морского флота (Санкт-Петербург) Сергей Буянов на пленарном заседании шестой международной конференции по судостроению и судоходству в Санкт-Петербурге. Как отметил С.Буянов, для освоения перспективных объемов перевозок грузов на период до 2010 года планируется пополнение транспортного флота 226 судами суммарным дедвейтом 7,7 млн тонн, в том числе в 2002-2005 годах — 52 судами общим дедвейтом 1,7 млн тонн и в 2006-2010 годах — 174 судна общим дедвейтом 6 млн тонн. Предусматривается также пополнение до 2010 года обеспечивающих видов флота 82 судами. По словам С.Буянова, перспективы развития морского флота России определены в одной из частей федеральной целевой программы “Модернизация транспортной системы России”. Программу развития морского флота планируется реализовать в два этапа. На первом этапе (2002-2005 годы) предполагается преодолеть кризисное состояние морского флота и создать условия для устойчивого роста. К завершению второго этапа (2006-2010 годы) морской флот должен полностью удовлетворять потребности страны во внешнеторговых и каботажных (в том числе арктических) перевозках грузов и пассажиров. По словам С.Буянова, на начало 2001 российский морской транспорт насчитывал 1057 судов общим дедвейтом 11,7 млн тонн, из которых 58,6% тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами. В 1992 году этот показатель составлял 18,4%. При этом, подчеркнул он, флот основных морских пароходств постоянно сокращается. С 1992 по 2001 год он сократился в 3,4 раза — с 10,6 млн тонн до 3,1 млн тонн. К настоящему времени не существует Балтийского морского пароходства, флот Новороссийского морского пароходства сократился на 75,8%, Приморского — на 65,3%, Северного — на 64,6%, Камчатского — на 85,5%, Сахалинского — на 85,2%.

В Забайкалье открылось движение поездов по новой железнодорожной ветке. 70-километровый стальной путь пролег от станции Новая Чара на Байкало-Амурской магистрали к Чинейскому месторождению ванадий-титано-магнетитовых руд. Первым по новой ветке прошел состав с сырьем, добытым на этом месторождении. Министр путей сообщения РФ Николай Аксененко по этому поводу отметил, что МПС выступило заказчиком строительства не только нового железнодорожного пути, но и карьера по добыче уникальной по составу руды. Из нее на металлургических заводах России будет выплавляться особо прочная сталь для проката рельсов. Николай Аксененко сообщил, что МПС приступает к освоению в зоне БАМа еще двух месторождений — Эльгинского угольного и Удоканского меднорудного.

Правительственная комиссия, возглавляемая академиком Жоресом Алферовым, приступила к переговорам с рядом стран о возможных поставках в Россию для хранения и переработки отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Об этом сообщил журналистам заместитель министра по атомной энергии Валерий Лебедев. По его словам, в настоящее время переговоры ведутся, в частности, с Тайванем и Швейцарией. Вместе с тем, считает замминистра, говорить о возможных контрактах пока рано. “Предстоит серьезная и долгая, не на один год, борьба за рынок ОЯТ”, — подчеркнул В.Лебедев. В настоящее время потенциал по переработке имеющегося зарубежного ОЯТ составляет для России 3 млрд долларов. РФ занимается работой с облученным ядерным топливом более 25 лет. За это время не было зафиксировано ни одного прецедента ни во время транспортировки, ни при переработке ОЯТ в России.

Комитет по стали Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей 30 индустриально развитых стран, в середине декабря 2001 года продолжит обсуждение проблем металлургической отрасли в Европе и мире по выведению из эксплуатации излишних сталелитейных мощностей и отмене субсидирования отрасли. Об этом сообщил член украинской делегации, руководитель юридической фирмы “Магистр&Партнеры”, защищающей интересы украинских экспортеров металлопродукции, Олег Рябоконь. По его словам, на состоявшемся на прошлой неделе в Париже заседании комитета по стали ОЭСР был подписан меморандум о взаимопонимании сторон, в котором участники констатировали намерение продолжить дискуссию о кризисе в отрасли и путях выхода из него. “На сегодняшний день стороны не пришли к согласию об отказе от субсидий и заключении отраслевого соглашения по стали”, — отметил О.Рябоконь. Украина является ассоциированным членом ОЭСР и украинская делегация на заседании присутствовала в качестве наблюдателя. “В данной ситуации нам выгоднее остаться в прежнем статусе и не быть связанными невыполнимыми для нас обязательствами”, — предположил руководитель юридической компании. По его данным, на следующем заседании члены комитета по стали намерены обсудить конкретные предложения по выведению излишних металлургических мощностей. При этом О.Рябоконь отметил, что метпредприятия находятся в собственности частных компаний, поэтому никто не может заставить их закрывать свои цехи и заводы. “Стороны изучат ситуацию, чтобы государственная помощь не предоставлялась убыточным металлургическим предприятиям”, — добавил он.

Рост ВВП России по итогам 2001 года может составить 5,5%, заявил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф на встрече с представителями экономической миссии Нидерландов в России. По его словам, такой прогноз обусловлен экономическими показателями России в первом полугодии текущего года. В частности, ВВП за 6 месяцев вырос на 5,4%, реальные доходы населения увеличились почти на 5%, уровень безработицы снизился на 10%, отметил Г.Греф. Совокупный объем инвестиций в российскую экономику в январе-августе 2001 года вырос на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщил он. Глава Минэкономразвития отметил, что в 2001 году изменилась структура инвестиций, что “нас особенно радует”. Если в прошлом году средства инвестировались в основном в сырьевые отрасли, большей частью в добычу углеводородного сырья, то в этому году увеличились объемы вложений в пищевую и легкую промышленность, небольшой прирост отмечен в машиностроении.

МПС РФ и администрация Приморского края заключили соглашение о сотрудничестве в 2001-2002 годах. Документ во Владивостоке подписали министр путей сообщения России Николай Аксененко и губернатор края Сергей Дарькин. По соглашению, стороны совместно осуществляют полный вывод из структуры федерального железнодорожного транспорта объектов бюджетной и социальной сфер, приватизацию отдельных предприятий, не связанных с организацией движения и обеспечения безопасности; изменение структуры управления федеральным железнодорожным транспортом путем ликвидации, реорганизации, слияния и присоединения юридических лиц, подведомственных МПС России; государственное регулирование железнодорожных тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении. МПС и ДВЖД берут на себя обязательства по осуществлению нормальной работы железнодорожного транспорта; содержанию объектов пассажирского хозяйства (вокзалы, платформы и т.д.), с учетом предложений местных властей, осуществляют пассажирские перевозки в пригородном сообщении на условиях компенсации убытков, обеспечивают своевременное внесение платежей в краевой и местный бюджеты. Администрация Приморского края со своей стороны содействует МПС в проведении государственной политики при осуществлении реформы на железнодорожном транспорте, оказывает помощь в ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий на железной дороге; разрабатывает механизм возмещения железнодорожникам некомпенсированных убытков пригородных перевозок и расходов на поддержание социальной инфрастуктуры. Администрация края также принимает конкретное участие в реструктуризации системы управления железнодорожным транспортом, в образовании пассажирских, пригородных и грузовых компаний путем участия в их уставных капиталах и создании благоприятных условий для их деятельности. МПС сохраняет основы своей тарифной политики на перевозки стратегических грузов, в том числе топлива для электростанций. Администрация края содействует в установлении для железнодорожного транспорта экономически обоснованных тарифов на потребляемую электроэнергию на уровне энерготарифов, установленных для промышленных предприятий.

Строительство Южно-Уральской атомной электростанции, приостановленное в конце 80-х годов, может возобновиться в 2005 году. Как сообщил председатель комитета экономики администрации Челябинской области Владимир Дятлов, областные власти в настоящее время обсуждают вопрос о скорейшем возобновлении строительства АЭС в правительстве РФ. На Южно-Уральской атомной станции планируется построить 3 энергоблока мощностью 800 МВт каждый. По словам В.Дятлова, это позволит не только решить проблему дефицита электроэнергии в Челябинской области, но и обеспечить промышленный комплекс области дешевой энергией. Проектная стоимость строительства первого энергоблока — 2,828 млрд руб. (в ценах 1991 года), ориентировочная стоимость строительства каждого следующего блока — 1 млрд руб. Предполагается, что строительство Южно-Уральской АЭС, предусмотренное долгосрочной программой Минатома РФ на период до 2010 года, в полном объеме будет финансироваться из средств федерального бюджета. Общая продолжительность строительства станции оценивается в 12 лет, в том числе первого энергоблока — 8 лет. Согласно проекту, Южно-Уральская АЭС будет создаваться на реакторах типа БН (на быстрых нейтронах). На этих реакторах будут дожигать запасы подлежащего уничтожению военного плутония. К настоящему времени на строительстве АЭС освоено 270 млн рублей (в ценах 1991 года). На эти средства в 1987-1989 годах была обустроена площадка под строительство АЭС в 10 км от города Озерска, проложена теплотрасса, построен цех по сборке реактора, вырыто 2 котлована, в одном из которых начата укладка фундамента.

Первичная переработка нефти в России в январе-августе текущего года составила 119,132 млн тонн, или 103,23% от уровня аналогичного периода 2000 года. Согласно данным Госкомстата РФ, предприятия нефтяной компании “ЛУКОЙЛ” за восемь месяцев переработали наибольшее количество сырья — 14,990 млн тонн нефти (96,51%). Первичная переработка нефти заводами АО Башнефтехим за рассматриваемый период составила 14,5 млн тонн (111,06%). НК “ЮКОС” переработала за восемь месяцев около 11,018 млн тонн нефти (98,72%). Объем переработки сырья “Сургутнефтегаза” составил свыше 10,666 млн тонн (95,45%). “СИДАНКО” — около 9,105 млн тонн (96,62%), “Сибнефти” — 8,825 млн тонн (105,47%). На Московском НПЗ, входящем в десятку крупнейших российских нефтеперерабатывающих предприятий, первичная переработка нефти в январе-августе 2001 года составила 6,486 млн тонн, что на 6,5% больше чем за соответствующий период 2000 года.

Новый рынок электроэнергии в России будет функционировать не ранее начала 2002 года, скорее всего, во втором квартале, заявил вице-премьер РФ Виктор Христенко. Вице-премьер провел в Доме правительства РФ совещание по созданию администратора торговой системы (АТС) оптового рынка электроэнергии. Он сообщил, что в ближайший месяц в правительстве РФ будут подготовлены решения по организации АТС, а затем пакет документов, необходимых для реального функционирования новой биржи. На 50% АТС будет состоять из представителей поставщиков, на 50% — из потребителей электроэнергии, сообщил В.Христенко. Вице-премьер подчеркнул, что доля аффилированных структур в наблюдательном совете АТС не должна превышать 50%. “Понятно, что речь идет о РАО “ЕЭС России” — добавил В.Христенко. Вице-премьер сообщил, что АТС будет создана в виде организации некоммерческого партнерства. По его словам, решения в этой организации будут приниматься 2/3 голосов. Государство не должно принимать непосредственное участие в решениях АТС, заявил вице-премьер. “Но при этом роль государства будет более чем ключевая”, — добавил он. В.Христенко пояснил, что на решения наблюдательного совета будет влиять комиссар государства, который будет контролировать правильность решений АТС, чтобы избежать угрозы для дестабилизации рынка или ущемления прав поставщиков и потребителей электроэнергии. Он также будет иметь право вето на решения наблюдательного совета. Существующий ныне рынок электроэнергии ФОРЭМ войдет в структуру новой торговой системы. “Двух параллельных систем не будет”, — подчеркнул вице-премьер. В состав наблюдательного совета АТС войдут Федеральная сетевая компания, созданная в рамках реформирования РАО “ЕЭС”, а также системный оператор рынка (сейчас это Центральное диспетчерское управление). До 31 декабря 2002 года должна быть полностью сформирована структура АТС, связанная с участием в ней аффилированных структур, сообщил вице-премьер. После этого срока в управление в АТС будут внесены коррективы, связанные со снижением доли аффилированных структур с 50% до 25%.

Инвентаризация имущества министерства путей сообщения будет завершена к 1 июля 2002 года. Об этом сообщил глава МАП Илья Южанов по завершении заседания комиссии по структурной реформе железнодорожного транспорта. По словам И.Южанова, принято решение о создании центральной инвентаризационной комиссии, а также сети подобных комиссий на отдельных железных дорогах, отделениях железных дорог и так далее. И.Южанов сообщил также, что решено обсудить на следующем заседании правительственной комиссии ориентировочно через месяц законопроекты, необходимые для реформирования железнодорожного транспорта. По словам главы МАП, предполагается внесение соответствующих изменений в законы о федеральном железнодорожном транспорте, о естественных монополиях, а также в транспортный устав железных дорог. Кроме того, по словам И.Южанова, предполагается разработать и принять закон об ОАО “Российские железные дороги”. В свою очередь, первый замминистра путей сообщения РФ Александр Мишарин сообщил журналистам, что законопроекты, направленные на реформирование железнодорожного транспорта, должны быть рассмотрены правительством РФ 28 ноября. По словам представителя МПС, на следующем заседании правительственной комиссии по структурной реформе железнодорожного транспорта предполагается рассмотреть вопросы реструктуризации кредиторской задолженности МПС. Сумму задолженности он не назвал. Кроме того, сказал А.Мишарин, на этом же заседании намечено рассмотреть итоги аудита финансово-хозяйственной деятельности МПС, который проводит компания “Артур Андерсен”.

По сообщениям агентств ИТАР-ТАСС, РИА “Новости”, “Интерфакс”.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СУДЬЕ
Квалификационная коллегия, рассмотрев жалобу НК “ЛУКОЙЛ”, вынесла предупреждение судье Рязанского областного суда Сергею Черкасову, который 19 июля в качестве обеспечения по иску акционера “ЛУКОЙЛа” вынес определение, фактически приостанавливающее экспорт крупнейшего в России производителя нефти. Как сообщили Агентству нефтяной информации в юридическом отделе “ЛУКОЙЛа”, квалификационная комиссия, которая является органом Минюста, наблюдающим за действиями судей, отметила, что судья C.Черкасов “применил меры по обеспечению жалобы явно несоразмерные последствиям их применения”. Судье было указано на недопустимость примененных мер обеспечения ввиду того, что требования акционера “ЛУКОЙЛа” Ирины Егоровой носили неимущественный характер. Определение об обеспечении жалобы не содержало обоснования необходимости применения мер обеспечения. Коллегия также обратила внимание на ненадлежащую подготовку дела к судебному разбирательству. “Судья Черкасов не совершил всех необходимых процессуальных действий на этой стадии процесса, как того требует процессуальное законодательство. Судья Черкасов признал, что он затратил на подготовку дела не более двух часов, поэтому недооценил всех последствий своих действий.”, — говорится в определении коллегии. Коллегия указала судье Черкасову, что подобные судебные документы могут использоваться заинтересованными лицами в качестве инструментов недобросовестной конкуренции. Вместе с тем квалификационная коллегия, вынеся предупреждение С. Черкасову, не применила по отношению к нему крайние меры — прекращение полномочий судьи. Как сообщалось, Рязанский районный суд Рязанской области 19 июля в качестве обеспечения жалобы И.Егоровой на действия руководства НК “ЛУКОЙЛ” обязал российскую транспортную монополию АК “Транснефть” прекратить взаимоотношения с НК “ЛУКОЙЛ”. АК “Транснефть” из технологических соображений продолжила принимать нефть в систему и отгружать ее в экспортных направлениях, однако перестала оформлять документы на отгружаемую нефть. Ситуация была разрешена к 26 июля, когда Рязанский суд отменил свое решение о запрете руководству “Транснефти” принимать и отгружать нефть НК “ЛУКОЙЛ” из-за несоответствия суммы обеспечения иска объемам ущерба, нанесенному истцу. За время вынужденного прекращения оформления экспортных документов прямые и косвенные убытки НК “ЛУКОЙЛ” превысили 1 млн долларов. Вице-президент “ЛУКОЙЛа” Леонид Федун сообщал журналистам, что руководство компании считает иск гражданки Егоровой “юридическим абсурдом” и расценивает это как “психологическую акцию”, заверив, что “ЛУКОЙЛ” обязательно выяснит ее “заказчиков”.

АВИАПРОМЫШЛЕННОСТЬ: СЛУШАНИЯ В ГОСДУМЕ Россия, несмотря на серьезные проблемы, способна сохранить статус авиационной державы. Такое мнение высказал на парламентских слушаниях по проблемам российской авиационной промышленности и гражданской авиации генеральный директор Российского авиационно-космического агентства Юрий Коптев. По его словам, в разработке предприятий отрасли сейчас находится целый ряд новых самолетов, отвечающих самым высоким требованиям. В то же время Ю.Коптев отметил, что закупки новой авиационной техники отечественными авиакомпаниями невозможны без осуществления лизинговых схем, поскольку, например, стоимость самолета Ил-96-300 составляет 1,3 млрд. рублей, а Ту-204 — 630 млн рублей. Между тем международная организация гражданских авиаперевозок с 1 апреля 2002 года резко ужесточит требования к воздушным судам, осуществляющим полеты в аэропорты Европы. “В связи с этим от международных рейсов могут быть отстранены более 1600 отечественных самолетов”, — сказал Ю.Коптев. По его словам, “ряд машин можно будет доработать в соответствии с международными требованиями за счет установки звукопоглощающих конструкций либо с помощью замены двигателей, что, впрочем, также обойдется очень дорого”. В связи с этим Ю.Коптев высказался за более деятельное участие государства в деятельности российской авиапромышленности.

В настоящее время на долю авиационной промышленности приходится 30% общего объема продукции военно-промышленного комплекса России, более 40% объема военной продукции и 60% объема военного экспорта. Ю.Коптев также проинформировал депутатов о том, что в авиационной промышленности занято 516 тысяч человек. Валовый объем продукции в 2000 году в этой отрасли составил 73,8 миллиарда рублей, прибыль — 17,1 миллиарда рублей. Рост объемов выпуска продукции в прошлом году составил 41,4%. В результате деятельности авиационной промышленности поступления в бюджеты всех уровней, по словам Ю.Коптева, составили 16,6 миллиарда рублей.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru