Борьба Renault за «АвтоВАЗ» / Эндрю Осборн, Дэвид Готье-Виллар

Для компании Renault SA вложение 1 млрд. долларов в российский гигант автомобильной промышленности, переживающий тяжелые времена, – это ставка на один из самых быстрорастущих в мире рынков спроса на автомобили.

Большинство иностранных инвесторов долгое время чуралось российского производителя автомобилей ОАО «АвтоВАЗ», чьи устаревшие модели, неэффективное производство и зараженные мафиозными бациллами финансовые структуры олицетворяли все негативные стороны постсоветской промышленности.

Но в 2005 году президент Путин послал туда для наведения порядка своего давнишнего сослуживца по КГБ. А в прошлом году крупнейшие автомобильные компании уже выстроились в очередь с деловыми предложениями по покупке доли в этой фирме. Председатель совета директоров Renault Карл Госн лично прилетел в Россию, чтобы добиться контракта.

Автовазовская сделка – лишь самый свежий образчик кремлевской стратегии по ренационализации и реорганизации компаний, за которой следует продажа миноритарных пакетов акций иностранцам по высоким ценам.

Результаты сделки с Renault отчасти объясняют, почему Кремль не прислушивается к нотациям Запада о том, чем вредна национализация. До поглощения государством «ни один инвестор никогда бы и не подошел к такой слабой компании», как «АвтоВАЗ», говорит ее президент Борис Алешин, в прошлом глава Федерального агентства РФ по промышленности. «Нам пришлось сделать из нее коммерческое предприятие».

В 1990-е годы западные консультанты пропагандировали приватизацию как ключ к излечению российской промышленности, но иностранные инвесторы держались от нее подальше. Сегодня же иностранцы выстраиваются в очередь, чтобы заключить сделки с компаниями, связанными с государственными гигантами. Доля государства в компаниях теперь составляет 40%, тогда как четыре года назад оно владело 24%.

Благодаря недавней сделке Renault вырывается в авангард автомобильных компаний, изголодавшихся по росту и стремящихся прорваться на развивающиеся рынки, где спрос увеличивается. Добавив к объему продаж своих брендов соответствующие показатели «АвтоВАЗа», французская компания займет почти 40% быстро увеличивающегося российского рынка автомобилей, который, согласно прогнозам, к 2010 году выйдет на первое место в Европе.

Но условия, продиктованные Кремлем, делают сделку рискованной. Renault и раньше инвестировал в неблагополучные автомобильные компании – Nissan Motor Co. и румынскую Automobile Dacia SA, но в тех сделках он добивался права контролировать управление фирмой. Кремль на такое не согласился. Renault удалось приобрести всего 25% акций. Право контроля над советом директоров и менеджментом «АвтоВАЗа» сохранил широко разветвленный государственный промышленный гигант «Ростехнологии», возглавляемый Сергеем Чемезовым.

Существует еще один риск: «АвтоВАЗ» нуждается в новых инвестициях, счет которых шел бы на миллиарды долларов, но большая часть «живых» денег, поступающих от Renault, будет направлена не непосредственно в компанию, а преимущественно на реструктуризацию акций, выгодную Кремлю.

И последнее, но, пожалуй, самое важное: хотя сделка была заключена благодаря связям в верхах, бизнес в России – иногда дело гиблое из-за изменчивых политических ветров.
«АвтоВАЗу», который является социальной «страховочной сеткой» для своего региона на юге России, претит мысль о сокращении его раздутого штата. На его громадном заводе заняты 104 тыс. человек, производящие 736 тыс. автомобилей в год, а на Renault 130 тыс. человек производят 2,43 млн. автомобилей.

В 1993 году «АвтоВАЗ» был приватизирован и после этого еле сводил концы с концами: объем продаж падал, беззаконие процветало. Местные мафиози помечали мелом лобовые стекла автомобилей, которые хотели получить, а преступники воровали запчасти грузовиками, – сообщалось в местной прессе в то время. Гангстеры выясняли отношения между собой, устраивая перестрелки прямо у заводских ворот. Для охраны конвейера пришлось привлечь вооруженных охранников. Инвестиции в новые модели были «АвтоВАЗу» не по средствам.

После девальвации рубля в 1998 году на российский рынок пришли иностранные производители автомобилей, но «АвтоВАЗа» они в большинстве своем чурались. В 2005 году компания Renault начала собирать на одном из старых московских автомобильных заводов свою модель Logan. Объем продаж автомобилей в России возрос благодаря росту доходов и новой возможности – потребительским кредитам, но российские производители потеряли свою долю на рынке, поскольку новички предлагали современные модели.

По словам Алешина, в 2005 году руководство «АвтоВАЗа» едва не было поставлено перед необходимостью передать контроль над компанией мафиозным группировкам. Тут-то и появился Чемезов.

С благословения Путина, а также опираясь на прокуратуру и несколько сотен вооруженных милиционеров, Чемезов отстранил руководство «АвтоВАЗа» от работы, возглавил совет директоров и назначил на ключевые должности своих людей. Хотя государству принадлежало менее 2% акций, оно смогло завладеть рулем благодаря запутанной структуре акционирования, фактически наделявшей менеджмент полным контролем.

Первый порыв команды Чемезова состоял в том, чтобы просить государство о выкупе компании. Алешин предложил вложить в автомобильную промышленность 5 млрд. долларов. Однако, по словам Алешина, Кремль не захотел создавать государственную автомобильную корпорацию. Тогда команда Чемезова принялась «наводить лоск» на компанию, чтобы завлечь партнера из числа иностранных производителей автомобилей, которыми кишит российский рынок. Новые люди взялись модернизировать производство и изгонять лиц, которые, по их словам, входили в шайки преступников.

Компания Renault не желала ограничиваться своим московским заводом и искала возможности для расширения. В апреле 2006 года Жак Вердонк, директор компании по стратегическим вопросам, встретился в Москве с руководством «АвтоВАЗа». Renault обратила внимание на такие преимущества, как высококвалифицированные, но сравнительно низкооплачиваемые инженеры «АвтоВАЗа» и сеть аффилированных предприятий в составе завода, производящих комплектующие.

Большинство западных автомобильных компаний давно отделались от своих подразделений, производящих комплектующие и запасные части, но на громадном заводе «АвтоВАЗа» в Тольятти, до сих пор существует литейный цех, по которому курсируют тележки, доставляющие расплавленную сталь для отливки цилиндров двигателей.

Это ценно, так как иностранные автомобильные компании, построившие в России сборочные заводы, с трудом находят поставщиков комплектующих. Renault осознала, что «АвтоВАЗ» – это потенциал, которым можно воспользоваться незамедлительно. Западные автомобильные компании предпочитают собирать свои машины в России, а не ввозить их из-за границы, так как российские власти облагают их высокими таможенными пошлинами.

Госн, глава Renault, в середине 2006 года прилетал в Санкт-Петербург, чтобы торжественно заложить фундамент нового завода компании Nissan, совет директоров которой он одновременно возглавляет. Госн сделал Путину предложение – а что если Renault купит контрольный пакет «АвтоВАЗа»? Путин ответил осторожно, ограничившись словами, что он одобрит партнерство «АвтоВАЗа» с другими фирмами, если сам «АвтоВАЗ» на это согласится.

Renault не прекращала лоббистских усилий. Вердонк из Renault пригласил Алешина во Францию и продемонстрировал ему линейку недорогих моделей Logan, выпускаемых Renault.

Тем временем Чемезов и его команда работали над тем, чтобы подкрепить свое фактическое поглощение «АвтоВАЗа» сложной процедурой по формальному завладению контролем над акциями. Они поручили московскому инвестиционному банку «Тройка Диалог» организовать выкуп акций; средства на это – несколько сотен миллионов долларов – были взяты в кредит в государственных банках.

В сентябре прошлого года, когда эта процедура близилась к завершению, банк «Тройка Диалог» пригласил потенциальных партнеров ознакомиться с финансовым положением «АвтоВАЗа». Помимо Renault и Magna, свои делегации прислали GM и Fiat. Были приглашены и два российских металлургических магната в качестве потенциальных покупателей дополнительных 25% акций «АвтоВАЗа», но те отказались от приобретения.
Работники завода говорят, что потеряли счет делегациям Fiat и Renault, которые посещали завод. «Мы были уверены, что акции купит Fiat», – говорит один из менеджеров завода Александр Савин.

Renault, раздосадованная этой атмосферой неопределенности, назначила крайний срок – 8 декабря прошедшего года, – чтобы российская сторона решила, принимает ли она предложение французов. Госн сообщил своему совету директоров, что подписал «окончательное предложение» Renault относительно 25% акций «АвтоВАЗа». Оно предполагало выплату до 1 млрд. долларов наличными деньгами, обязательства сохранить флагманскую марку российской компании «Лада» и предоставить технологии для новых моделей.

Сделка была официально заключена 29 февраля. Но еще до этого Чемезов, встретившись с Путиным в Центре испытаний самолетов под Москвой, начал выдвигать планы сходной реорганизации еще одной отрасли российской промышленности – на сей раз авиационной. The Wall Street Journal – Inopressa.ru

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru