Как можно решить земельный вопрос / Александр Полторакин

Земельный вопрос является одним из самых острых и злободневных в Российской Федерации. Как показывает история, ни частная (личная) собственность на землю, существовавшая до 1861 года, ни многоукладность земельных отношений после 1861 года, ни попытки Столыпина с помощью жестких централизованных мер выйти из этой многоукладности, ни государственная собственность на землю после 1918 года ни к чему хорошему не привели. Дело в том, что земля в России выступает как фактор хозяйственной деятельности, так и как фактор общественной безопасности, которые неразрывно связаны друг с другом. Поэтому попытки однобокого подхода к решению проблемы землепользования всегда приводили и приводят к провалам в хозяйственной деятельности и загоняют общественные отношения в тупик.

Думается, решение земельного вопроса в России может заключаться в том, чтобы небольшие земельные участки, пригодные для слабомеханизированной или ручной обработки силами одной среднестатистической российской семьи, могли находиться в личной собственности. Вся же остальная земля, пригодная для сельскохозяйственного производства, а также земля, находящаяся сейчас в ведении муниципалитетов городов и поселков, должна находиться в «ответственной собственности», права на которую должны быть поделены поровну между двумя независимыми владельцами, которые будут являться равноправными собственниками их общего земельного участка. Одним из совладельцев такой собственности должно выступать государство в лице центральной или местной представительной власти. В качестве другого собственника — любое физическое или юридическое лицо. Между совладельцами заключается бессрочный договор по пользованию совместной земельной собственностью на определенных условиях.

Вопросы ее купли-продажи, а также дарения решаются совместно обоими собственниками. Совместно решаются также вопросы перепрофилирования земли и ее расчленения на участки.

Между совладельцами заключается соглашение «О взаимных компенсациях». По нему собственник-пользователь земли обязуется выплачивать совладельцу фиксированную плату за использование его доли их совместной собственности. Совладелец также принимает на себя определенные обязательства. Во всех остальных случаях собственник-пользователь совершенно самостоятелен.

Условия договора и соглашение «О взаимных компенсациях» могут меняться совладельцами только совместно, гарантией этому будут служить их постоянные равные права на совместную земельную собственность. После заключения соглашения «О взаимных компенсациях» собственник-пользователь получает наименование «ответственного собственника» земельной собственности и становится субъектом хозяйственной деятельности в стране. Расторгнуть соглашение «О взаимных компенсациях» можно будет только по суду.

Если в качестве «ответственного собственника» выступает государство, то оно выплачивает своему совладельцу — физическому или юридическому лицу — фиксированную плату за использование его доли в их совместной собственности. Фиксированная плата должна назначаться в соответствии с общегосударственным земельным кадастром.

В случае улучшения ответственным собственником качества земли фиксированная плата не должна увеличиваться, а при ее ухудшении ответственный собственник должен будет компенсировать совладельцу понижение стоимости их совместной собственности.

Ответственная собственность на землю должна неограниченно передаваться по наследству, но только без ее расчленения. Ответственный собственник должен иметь возможность закладывать землю в банк, у которого будет лицензия на проведение операций с земельной собственностью. При продаже ответственной земельной собственности доход должен делиться поровну между совладельцами, то есть государством и физическим или юридическим лицом, за вычетом приращенной стоимости инфраструктуры земельного участка, которая должна целиком отходить ответственному собственнику.

Основную массу ответственных собственников должны составлять физические или юридические лица. Выплачивая государству фиксированную плату за его долю в совместной собственности, ответственные собственники должны быть освобождены от уплаты всех налогов, в том числе налога на прибыль, если речь будет идти исключительно о производстве сельхозпродукции. Единственное, что они будут оплачивать в виде налога,— это обеспечение контроля за качеством продукции и состоянием земельных угодий.

Думается, что нормативно должны быть оформлены и другие государственные обязательства:

охрана и защита ответственной собственности. Нанесение ущерба ответственному собственнику должно рассматриваться как нанесение ущерба государству. Потребности ответственных собственников в юридических услугах должны покрываться за государственный счет;

обеспечение льготного медицинского страхования, пенсии по старости и при потере трудоспособности ответственным собственникам и нанимаемым ими работникам;

предоставление ответственным земельным собственникам возможности получения целевых государственных кредитов под минимальный процент, а также материальной помощи при налаживании хозяйства.

Предлагаемая ответственная собственность будет понятна и приемлема для большинства населения. Это не государственная, не частная, не колхозно-кооперативная, не арендная собственность. Это иная собственность, аналогичная акционерной. Она позволит уравновесить центробежные силы в стране, значительно усилить хозяйственную деятельность на земле, не даст возможность бросать землю, неэффективно использовать ее потенциал, ухудшать плодородие. Она позволит появиться на земле хозяину-труженику.

Ответственная собственность даст возможность сформировать приемлемые для всех потребителей цены на сельхозпродукты, без чего не может быть рыночных отношений в стране, защитит сельское хозяйство от экономических и политических кризисов. Думается, другого пути создания развитого производства сельхозпродукции в России просто не существует.

Александр Полторакин

г. Краснодар

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru