Бюджеты регионов не могут исполняться из Москвы. Обращение к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Руководители финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований крайне обеспокоены содержанием направленного Правительством Российской Федерации в Государственную Думу законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений». Он включает норму о кассовом обслуживании федеральным казначейством бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Однако организация исполнения бюджетов исключительно через органы федерального казначейства входит в противоречие с принципами федерализма и самостоятельности местного самоуправления, заложенными в основу Конституции Российской Федерации.

Исполнение и организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации не отнесено ни к предметам исключительного ведения Российской Федерации (статья 71), ни к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (статья 72), вследствие чего субъект Российской Федерации в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации обладает всей полнотой государственной власти по указанному вопросу.

Упомянутая норма законопроекта нарушает принцип самостоятельности бюджетов, ограничивает полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам исполнения бюджета и организации его исполнения, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, лишает их ответственности за выполнение основного предмета ведения субъекта Российской Федерации и решение основного вопроса местного значения — исполнение бюджета и контроль за его исполнением.

В соответствии со статьей 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. На основании этой же статьи казначейское исполнение бюджета субъекта Российской Федерации является полномочием субъекта Российской Федерации. Возложение на органы федерального казначейства функций по исполнению бюджетов субъектов и местных бюджетов (статья 168) осуществляется исключительно на добровольной основе на основании соглашений.

В программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 15.08.2001 года № 584, говорится: «К 2005 году должен быть в основном завершен переход региональных и местных бюджетов на казначейское исполнение на основе единых федеральных стандартов. Кассовое обслуживание бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, не перешедших на казначейское исполнение в соответствии с федеральными стандартами, а также бюджетов высокодотационных регионов, регионов, находящихся в финансовом кризисе или в режиме внешнего финансового управления, будет осуществляться территориальными органами федерального казначейства».

В 2000—2003 годах многие регионы создали собственные казначейские органы на основании действующего законодательства и вполне успешно обеспечивают исполнение своих бюджетов на принципах казначейского исполнения и контроля. В период внедрения казначейских систем исполнения бюджетов в субъектах Российской Федерации были проведены большие организационные мероприятия. В результате принятых мер многим субъектам Российской Федерации удалось не только стабилизировать социально-экономическое положение, но и добиться определенных успехов в бюджетной сфере, отраслях народного хозяйства.

Принятие упомянутой нормы перечеркнет конструктивную деятельность и достижения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в этом направлении, которые вложили значительные финансовые, материальные, интеллектуальные и организационно-кадровые ресурсы для реформирования государственных и муниципальных финансов. Просим вас исключить из вышеуказанного законопроекта статью 215-1, предложив авторам данной поправки в Бюджетный кодекс обеспечить принятие единых федеральных стандартов, предусмотренных Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года.

Одновременно по тем же основаниям предлагается исключить аналогичную статью 43 из проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год».

КОЛЮБИНА В. А.,
генеральный директор Сообщества финансистов России

Принято руководителями финансовых органов 53 субъектов Российской Федерации и многих муниципальных образований

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru