глава Международного энергетического агентства
В то время как озабоченность энергетической безопасностью в мире традиционно была связана с нефтью, ситуация стремительно меняется. Недавние сбои поставок российского газа на Украину и в Западную Европу сфокусировали мировое внимание на уязвимости стран-потребителей. Еврокомиссия уже отреагировала на это, опубликовав консультативный документ, в котором очерчена общая стратегия безопасной, конкурентной и стабильной энергетики для Европы. Однако есть еще и более глобальные причины для беспокойства.
Доля природного газа в растущем мировом потреблении энергоносителей очень велика, и его импорт в большинстве промышленных государств, особенно в странах Западной Европы, США и Японии, как ожидается, существенно возрастет. Запасы природного газа сконцентрированы в относительно немногих странах, в частности в России, Иране и Катаре, при этом трубопроводы для его транспортировки очень протяженные и их трудно защищать. В настоящее время газ составляет около 21% мировых энергетических поставок, к 2030 году предположительно будет 24%, то есть газ опередит уголь и станет номером 2 на мировом рынке энергоносителей.
Европейские страны — члены Организации экономического сотрудничества и развития, где ожидается снижение производства газа при росте потребления, к 2030 году будут импортировать почти две трети необходимого им газа (сейчас они импортируют одну треть). Для 25 членов ЕС зависимость от импорта газа вырастет с 50 до 80%. В Северной Америке спрос тоже стабильно растет, и импорт, ныне незначительный, к 2030 году составит 14%. В Азиатско-Тихоокеанском регионе зависимость Японии и Кореи от импорта остается очень высокой. В качестве крупных импортеров газа на сцену выходят Китай и Индия.
На фоне этих прогнозов недавние перебои в газовых поставках из России вызвали тревогу, тем более что Россия – обладатель крупнейших в мире запасов и крупнейший производитель и экспортер газа. В 2004 году газ, поступающий из России или через нее, составлял 70% европейского импорта. Российская компания «Газпром» отвечает за 85% российского производства газа и за 100% его экспорта. Она контролирует российскую единую систему трубопроводов и, следовательно, доступ к ней, ограничивая конкуренцию в российском газовом секторе.
«Газпром» расширяет свое влияние как в сфере добычи, особенно в Центральной Азии, так и в сфере экспорта, охватывая европейские предприятия и потребителей. Это означает, что значительная часть европейского импорта газа завязана на одну страну и на одну компанию-монополиста.
Может ли «Газпром» продолжать выступать поставщиком, которым он является более 30 лет? Беспокоит то, что наметилась потенциальная брешь в поставках, а чтобы ее закрыть, требуются время и деньги. По оценке Международного энергетического агентства, инвестиции в российский газовый сектор должны составлять около 11 млрд. долларов в год, чтобы производственные и экспортные задачи были выполнены.
Учитывая европейские цены на газ, маловероятно, что «Газпром» испытывает недостаток в денежных средствах для необходимых вложений, однако в настоящее время инвестиционные потоки направлены на мегапроекты и приобретение необходимых ресурсов внутри страны и за границей. Во избежание возможной бреши в поставках необходимо создание новой инфраструктуры производства и транспортировки, однако отсутствие инвестиций в эту область уже создает некоторую напряженность в поставках. Не исключено дальнейшее повышение цен для потребителей и возникновение дефицита, если не начать действовать незамедлительно.
Россия может уменьшить риск возникновения проблем с поставками газа в будущем. Для этого необходимо, во-первых, увеличить эффективность энергопотребления внутри страны, чтобы высвободить газ для других потребителей. Во-вторых, снизить сжигание газа при производстве электроэнергии и тепла. И, наконец, обеспечить инвестиции в производственно-сбытовую цепочку, а также обеспечить доступ к трубопроводам третьим сторонам. В первую очередь от этих мер выиграют граждане России, а потребители во всем мире приобретут немаловажный душевный покой относительно газовых поставок.
Правительства стран-потребителей должны проводить политику, направленную на снижение потенциальной угрозы: повышать эффективность энергопотребления, диверсифицировать источники энергии и поставщиков и улучшать инвестиционный климат. Прозрачные рынки привлекут инвестиции и позволят поставщикам уверить их клиентов в надежности поставок. «Financial Times» – Inopressa.ru