заместитель директора департамента стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка,
д. э. н., профессор
Глобальный финансово-экономический кризис заставил многие страны и корпорации пересмотреть свои стратегии развития, стратегические цели и механизмы их реализации. В период 2000-2007 годов преобладали цели быстрого роста экономики и завоевания рынков, которые формулировались, исходя из критериев конкурентоспособности и лидерства. С началом кризиса, осознанием его причин и необходимости кардинальной перестройки мировой финансовой системы пришло понимание необходимости перехода от стратегий роста к устойчивому эффективному развитию (УР) и смены стратегических целей и показателей.
Международные организации развивают методологию УР, а известные стандарты GRI (Global Reporting Initiative), принципы Экватора и др. все шире внедряются в практику работы институтов развития, компаний и банков. В соответствии с международными стандартами комплексная оценка эффективности деятельности институтов развития должна предусматривать оценку вклада соответствующего института в устойчивое развитие экономики страны с целью обеспечения экологической безопасности и решения социальных проблем.
Российские институты развития, включая банки, фонды, специализированные госкорпорации, основной целью деятельности которых является содействие устойчивому развитию страны, находятся на начальном этапе реализации своих уставных целей и задач. Практически все они разработали корпоративные стратегии, сформулировали стратегические цели и соответствующие стратегические индикаторы своего развития.
Однако корпоративные стратегии разных институтов развития не скоординированы, а их стратегические цели не увязаны со стратегическими целевыми показателями (результатом) социально-экономического развития России. Кроме того, отсутствует методология системного анализа и комплексной оценки эффективности деятельности российских институтов развития.
Основные принципы оценивания эффективности институтов развития
Большинство российских институтов развития создано государством в интересах обеспечения его социально-экономического развития за счет бюджетных средств и иного государственного имущества. Поэтому в основу комплексной, системной оценки эффективности деятельности институтов развития должен быть положен государственный подход, учитывающий государственные интересы.
Исходя из государственного характера целей и задач, эффективность деятельности ИР должна оцениваться совокупностью качественных и количественных показателей, отражающих влияние этой деятельности на изменение ключевых национальных индикаторов развития.
В России инициатором разработки такой совокупности показателей выступила Счетная палата РФ. Вот что сказал об их значимости председатель Счетной палаты С. В. Степашин на VII сессии Совета руководителей высших органов финансового контроля государств-участников СНГ, состоявшейся в Москве в сентябре 2008 года:
«Система ключевых национальных показателей призвана создать особый контур показателей, помогающих решать несколько связанных задач: оценивать соответствие целевых показателей стратегии социально-экономического развития реальным общественным ожиданиям, устанавливать показатели результативности работы институтов государства, предприятий, всех системных “игроков” в стране по их вкладу в достижение приоритетных конечных результатов, направлять деятельность различных структур на достижение этих результатов на этапах планирования их деятельности, реализации плана мероприятий и оценки итогов деятельности».
Системный анализ и оценка эффективности институтов развития должны удовлетворять требованиям соответствующих международных стандартов, предусматривающих многокритериальный подход к такой оценке, что позволит сопоставлять деятельность ИР России с ИР других стран на глобальном уровне. Кроме того, стратегические цели и ключевые индикаторы каждого института развития должны быть согласованы со стратегическими целями и ключевыми индикаторами экономического развития страны.
Инструментом согласования может служить известный метод построения системы сбалансированных показателей, в основе которого лежит каскадирование стратегических целевых индикаторов деятельности каждого субъекта экономики по нескольким направлениям и их взаимоувязка. Методология позволяет построить систему сквозного стратегического управления экономикой страны, согласовать государственные цели социально-экономического развития, отражающие эффективность экономической политики государства, с целями отраслей, регионов, крупных предприятий и институтов развития.
Система сбалансированных показателей позволяет обеспечивать контроль достижения установленных индикаторов, увязать бюджетный процесс и системы мотивации с результатами развития страны и вкладом в него институтов развития. Поэтому система показателей их эффективности должна быть включена в систему стратегического управления. Только при этом условии эти показатели станут инструментами управления эффективностью деятельности института развития, инструментами долгосрочного и текущего планирования, бюджетирования и стимулирования, основой контроля и мониторинга их эффективности и нефинансовой отчетности.
Национальные индикаторы развития
Наиболее сложным является построение системы ключевых стратегических индикаторов социально-экономического развития России. В ней должны присутствовать как принятые в международной практике показатели, так и показатели, отражающие приоритеты развития российской экономики на определенных этапах планирования.
Цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике сформулированы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
Главным критерием, выражающим интересы государства в экономической сфере, является прирост ВВП, главного источника инвестиционных ресурсов, государственных доходов, социальных благ и региональных трансфертов (см. таблицу). В 2015 — 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).
Обобщающий показатель уровня жизни — валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности намечено увеличить с 13,9 тыс. долларов в 2007 году (42% от среднего уровня государств — членов Организации экономического сотрудничества и развития) до 30 тыс. долларов в 2020 году (70%). Важным ограничением должно быть отсутствие сокращения численности населения.
Вторая целевой индикатор — структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития. В соответствии с Концепцией-2020 Россия может занять к 2020 году значимое место на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5 — 7 и более секторах. Доля высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте должна составить не менее 17 – 20% (2007 год — 10 –11%). Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 2,5 – 3% от валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год — 1,1%) при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок.
Третья цель — превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3 — 5 раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6 — 1,8 раза. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40 – 50% (2007 год — 8,5%), а доля инновационной продукции в объеме выпуска — до 25–35% (2007 год — 5,5%).
Макроэкономические индикаторы должны быть главными целевыми стратегическими индикаторами ряда ИР, региональных администраций, министерств и ведомств (см. табл.). Например, для госкорпораций, созданных для развития высокотехнологичных наукоемких производств, интегральным стратегическим индикатором должен быть индикатор 2, для Банка развития – индикаторы 1 и 6, для специализированных промышленных госкорпораций – индикаторы 3-4. Таблица
Цели и целевые макроэкономические индикаторы
Цели |
№ индика-тора |
Целевые макроэкономические индикаторы |
1 этап 2012 год к 2007 году, % |
2 этап 2020 год к 2012 году, % |
Устойчивый рост диверсифицированной экономики |
1 |
Рост валового внутреннего продукта |
137-138 |
164-166 |
Изменение структуры экономики |
2 |
Доля высокотехнологич-ного сектора в ВВП |
10-12 |
17-20 |
Повышение эффективности производства |
3 |
Рост производительности труда |
140-141 |
171-178 |
4 |
Снижение энергоемкости валового внутреннего продукта |
81-83 |
70-75 |
|
Повышение благосостояния и уровня жизни населения |
5 |
Рост реальных располагаемых доходов населения |
153-154 |
164-172 |
Увеличение инвестиций |
6 |
Рост инвестиций в основной капитал |
180-185 |
215-223 |
Увеличение финансирования НИОКР |
7 |
Расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) в % ВВП |
1,4-1,6% ВВП |
3%ВВП |
Система стратегического управления экономикой и ее институтами развития должна удовлетворять следующим требованиям:
— установление четких приоритетных целей и соответствующих индикаторов на определенный период времени, например, на ближайшие 2-3 года для обеспечения модернизации экономики необходимо обновление основных фондов и техперевооружение предприятий, выпускающих готовую продукцию;
— приоритетные цели и соответствующие им индикаторы должны иметь причинно-следственные связи и определенную топологию и архитектуру;
— расчет индикаторов должен быть основан на достоверной объективной статистической информации;
— разрабатываемые программы, например, программа мер по стимулированию инноваций и др., и проекты должны быть увязаны с утвержденными стратегическими индикаторами и с точки зрения бюджетов, и с точки зрения стимулирования руководителей соответствующих ведомств, администраций и институтов развития;
— для мониторинга выполнения проектов и программ должна использоваться методология построения системы сбалансированных показателей и проектного управления.
Учитывая, что перечень приведенных в “Концепции-2020” индикаторов достаточно адекватно отражает цели модернизации российской экономики на инновационной основе, можно принять эту систему индикаторов за основу при разработке соответствующих стратегических индикаторов и для ИР.
Показатели эффективности
В соответствии с упомянутыми выше стандартами для оценки эффективности институтов развития используются перечисленные ниже экономические, экологические и социальные показатели.
Система экономических показателей
Экономическая результативность: — созданная и распределенная прямая экономическая стоимость; — риски и возможности деятельности организации в связи с изменением климата; — финансовая помощь, полученная от органов госвласти.
Присутствие на рынках:
— существенные регионы деятельности организации;
— диапазон соотношений стандартной и минимальной зарплаты; — подходы к закупкам у местных поставщиков и доля таких закупок; — процедуры найма местного населения и доля высших руководителей, нанятых из местного населения.
Непрямые экономические воздействия:
— развитие и воздействие инвестиций в инфраструктуру и услуг, предоставляемых для общественного блага;
— понимание и описание существенных непрямых экономических воздействий, включая область влияния.
Система экологических показателей характеризует следующие объекты:
— использованные материалы с указанием массы и объема, доля материалов, представляющих собой переработанные или повторно использованные отходы;
— прямое и косвенное использование энергии с указанием первичных источников, энергия, сэкономленная в результате мероприятий по снижению энергопотребления и повышению энергоэффективности, предоставление энергоэффективных продуктов и услуг и снижение потребности в энергии в результате этих инициатив;
— количество потребляемой воды, источники воды, на которые оказывает существенное влияние водозабор организации;
— местоположение и площадь земель, находящихся в собственности, аренде, под управлением организации, и расположенных на охраняемых природных территориях с высокой ценностью биоразнообразия вне их границ, или примыкающих к таким территориям; описание существующих воздействий деятельности, продукции и услуг на биоразнообразие на охраняемых природных территориях и территориях с высокой ценностью биоразнообразия вне их границ; сохраненные или восстановленные места обитания; стратегии по управлению воздействиями на биоразнообразие; число видов, занесенных в Красную книгу, и др.;
— полные, прямые и косвенные выбросы парниковых газов с указанием массы; снижение выбросов парниковых газов; выбросы озоноразрушающих веществ с указанием массы; выбросы в атмосферу значимых загрязняющих веществ с указанием типа и массы; общая масса отходов; масса перевезенных отходов и их доля, перевезенных между странами;
— общее число санкций, наложенных за несоблюдение экологического законодательства и нормативных требований;
— значимое воздействие на окружающую среду перевозок продукции и других товаров и материалов, используемых для деятельности организации;
— общие расходы на охрану окружающей среды.
Система социальных показателей характеризует ответственность за продукцию/услуги, взаимодействие с обществом, соблюдение прав человека и организацию труда.
К показателям ответственности за продукцию/услуги относятся: — степень воздействия продукции и услуг на здоровье и безопасность потребителя и их соответствие нормативным требованиям; — маркировка продукции и услуг;
— обеспечение соответствия законодательству, стандартам и добровольным кодексам в сфере маркетинговых коммуникаций, включая рекламу, продвижение продукции и спонсорство;
— количество обоснованных жалоб, касающихся нарушения неприкосновенности частной жизни потребителя;
— существенные штрафы, наложенные за несоблюдение законодательства и нормативных требований, касающихся предоставления продукции и услуг.
Взаимодействие с обществом характеризуют следующими показателями:
— доля и число бизнес-единиц, для которых характерна коррупционность;
— участие в формировании государственной политики и лоббирование; сумма финансовых и натуральных пожертвований политическим партиям, политикам, и связанным с ними организациям;
— воспрепятствование конкуренции;
— штрафы и число нефинансовых санкций, наложенных за несоблюдение законодательства и нормативных требований.
Показатели в области прав человека: — число инвестиционных соглашений, включающих положения об обеспечении прав человека; доля поставщиков и подрядчиков, прошедших оценку с точки зрения обеспечения ими прав человека; число случаев дискриминации прав человека; — деятельность, в рамках которой имеется значительный риск использования детского и принудительного труда; — доля сотрудников службы безопасности, прошедших обучение в отношении аспектов прав человека;
— общее число случаев нарушений прав коренных и малочисленных народов, и предпринятые действия.
Показатели в области организации труда:
— общая численность рабочей силы в разбивке по типу занятости, договору о найме и региону; текучесть кадров; выплаты и льготы, предоставляемые сотрудникам, работающим на условиях полной занятости; — доля сотрудников, охваченных коллективными договорами; — уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний, коэффициенты потерянных дней и отсутствия на рабочем месте, общее количество смертельных исходов, связанных с работой; программы обучения по вопросам здоровья и безопасности;
— доля сотрудников, для которых проводятся оценки результативности и развития их карьеры и др.
Разнообразие приведенных показателей позволяет каждому институту развития выбрать наиболее актуальные ключевые показатели, характеризующие его деятельность в той или иной области.
Внедрение единых принципов и подходов к оценке деятельности институтов развития, основных на согласовании стратегических индикаторов их деятельности с национальными ключевыми индикаторами, является важным условием повышения их эффективности и достижения национальных целей развития.
Рисунок Виктора Богорада