Недавно я летел домой, в Новосибирск. Летел из аэропорта «Домодедово». А во время регистрации пассажиров наблюдал знакомую многим картину: люди покорно раздеваются, снимают обувь, выдергивают ремни из штанов, складывают все в тазики, и, что уже совсем странно, идут на досмотр в новейшие дорогостоящие американские установки SafeScout. В кабине установки надо постоять несколько секунд в унизительной позе с поднятыми вверх руками. Чем же такая процедура отличается от ручного досмотра с тем же раздеванием?
А рядом стоит отечественная установка СРК. Но она выключена, хотя досмотр с ее помощью не вызывает никаких неудобств для пассажиров, и, что самое важное, намного эффективней с точки зрения обнаружения недозволенных для проноса предметов. Говорю это со всей ответственностью, так как являюсь разработчиком этой установки, и ее характеристики подтверждены государственными сертификатами соответствия.
Эффективность досмотра, т. е. способность системы «видеть» опасные предметы, которые нельзя проносить в самолет, зависит от частоты излучения, которым «просвечивается» человек. Американская система, работающая на миллиметровых радиоволнах, «видит» только то, что находится на теле человека, одетого в легкую одежду. Но при досмотре пассажира никто не станет предварительно определять плотность тканей его одеяния. Поэтому всех поголовно заставляют раздеваться и разуваться.
В отечественной системе, работающей с использованием проникающего рентгеновского излучения, которое «видит» человека насквозь, этих проблем не существует. Тут досконально видно все, включая взрывчатые вещества, упакованные в «пояс шахида», и по эффективности досмотра отечественная система СРК благодаря своей более высокой чувствительности не идет ни в какое сравнение с американской.
Но может быть проникающее рентгеновское излучение опасно, и нашу установку нельзя применять для досмотра людей? Судите сами. Человек благодаря естественному фону рентгеновского излучения получает ежесуточно на поверхности Земли примерно 5 единиц облучения. Такую же дозу получает авиапассажир на высоте 10 км за 1 час полета. Так вот, за один досмотр на СРК человек получит около 0,5 единицы, а за время перелета, к примеру, из Москвы в Новосибирск пассажир получает дозу в 40 раз большую, чем при досмотре. Замечу, что доза, получаемая при проходе через СРК, в 1000 раз меньше, чем при сеансе флюорографии.
Согласитесь, получить дополнительную дозу облучения, соответствующую 6 минутам полета, недорогая цена за гарантию что в самолет не занесут, например, ту же бомбу с электронным взрывателем, спрятанную под одеждой или даже внутри тела. О безопасности отечественной установки свидетельствуют все необходимые, полученные при ее испытаниях, сертификаты, разрешающие, в частности, досмотр на ней одного и того же человека до 600 раз в год. Вреда от такого досмотра не будет, и можно летать хоть ежедневно.
Вместе с тем, досмотр на отечественной установке в отличие от американской не доставляет никаких неудобств. Пассажир, не снимая верхней одежды и обуви, заходит в ее кабину и должен там постоять в произвольной позе 4-5 секунд. Затем он подходит к оператору, и если тот увидит на снимке какие-то подозрительные предметы, попросит пассажира их предъявить. На этом досмотр заканчивается.
При использовании американской SafeScout возникает еще одна проблема – этическая. Право личности на конфиденциальность сведений об анатомических особенностях своего тела при применении подобных досмотровых установок, как ни странно, выходит чуть ли, не на первый план. Дело в том, что создатели SafeScout, не подумав, разрекламировали способность своей установки демонстрировать на экране трехмерное (объемное) изображение пассажира без одежды. При этом рельефно видны не только посторонние, спрятанные на теле предметы, но и анатомические особенности индивидуума. При посещении врачей такая проблема не возникает, а в аэропортах почему-то проявляется, хотя там тело человека никто, кроме оператора, не увидит. А как еще прикажете воспрепятствовать тому, чтобы смертельно опасные предметы не оказались в салоне самолета?
Но даже и в этом отношении отечественная система, работающая «на просвет», оказалась «деликатнее» американской. На снимке, полученном с помощью проникающего излучения, оператор видит плоские изображения посторонних предметов, скелета пассажира, его внутренних органов и чужеродное содержимое внутренних органов. Через СРК уже прошли миллионы пассажиров, но ни разу никто по этому поводу еще не высказал претензий.
Поэтому непонятно, зачем тратить сотни тысяч долларов на американскую систему, которая в сравнении с более дешевой отечественной не только мало что «видит», но ей присущи еще и почти все неудобства и унижения обычного, «ручного», досмотра? Как профессионал, ответственно заявляю: американская система доставляет неудобства обычным пассажирам, а террорист–смертник пройдет через нее без всяких проблем.
Теперь, когда проблемы безопасности на транспорте взяты под контроль президентом и правительством страны, хочется надеяться, что при выборе систем досмотра пассажиров будут иметь значение их достоинства, а не суммы откатов и пробивная сила производителей. Так как выбор систем досмотра требует специальных научных знаний, то этим делом должны заниматься специалисты, а не чиновники. Ведь речь идет о безопасности и жизни людей.
Объективно выбирать, при желании, конечно, нетрудно: система должна быть эффективной (высокое разрешение снимка и способность видеть внутри тела), безопасной (доза облучения должна быть не более 0,5 единицы), удобной (чтобы пассажиры не раздевались, и можно было стоять в вольной позе), «деликатной», не вредить персоналу и окружающим пассажирам (фон вокруг должен быть как у багажного интроскопа). Вот и все.
Наша отечественная система досмотра СРК – самая эффективная, безопасная, удобная и «деликатная» в сравнении с существующими в мире. Это мнение многих отечественных и зарубежных экспертов. Так почему же мы не видим ее во всех аэропортах России? Чего ждут чиновники и специалисты по безопасности, в то время как миллионы авиапассажиров вынуждены устраивать стриптиз и возиться с тазиками и бахилами? Они-то думают, что делают это ради своей безопасности, но это блеф.
На мой взгляд, пора обязать аэропорты применять отечественные досмотровые установки, работающие с проникающим излучением, как в свое время обязали повсеместно применять металлодетекторы. СРК «видят» металл несравненно лучше, поэтому металлодетекторы можно будет спокойно убрать из аэропортов. И пора прекратить закупать бесполезные американские установки на миллиметровых радиоволнах, которые практически ничего не видят, а сэкономленные немалые деньги вложить в производство отечественных установок. Наши ученые их разработали, наша промышленность освоила их производство, и надо их применять для обеспечения безопасности.
Как отмечалось выше, установка СРК, установленная в «Домодедово», постоянно выключена. Ее и нельзя включать, потому, что рядом неустанно трудятся несколько SafeScout, и контраст в эффективности, удобстве применения и качестве изображения был бы очевиден. А вот в новосибирском аэропорту «Толмачево» стоят только установки СРК. Через них проходят до 2000 пассажиров в сутки, которые совместно с сотрудниками службы безопасности аэропорта давно оценили удобство и эффективность этих установок.
Недавний терракт в зале прилета аэропорта «Домодедово» заставляет значительно повысить уровень безопасности не только в зоне досмотра пассажиров перед посадкой в самолет, но и на всей территории аэропортов. Сегодня контроль людей, входящих в аэропорты, организован чисто формально. Люди, досматриваются, да и то не всегда, посредством рамок металлодетекторов, которые «не видят» поясов шахидов, поскольку во взрывчатке нет металла. Конечно, металлодетекторы дешевле. Но нельзя же все деньгами измерять – жизнь человека ими не измерить.
На мой взгляд, в местах входа в аэропорты необходимо осуществлять выборочный досмотр. Оттуда надо убрать практически бесполезные металлодетекторы, оставить багажные рентгеновские интроскопы, и установить наши системы или установки с характеристиками, подобными нашим. Кроме того, для предварительного анализа поведения лиц, которые идут в здание аэропорта, понадобится оснастить камерами видеонаблюдения привокзальную площадь перед его входами. Требуемый персонал – операторы СРК, сотрудники службы безопасности и специально подготовленные психологи.
Психологи, в том числе при помощи видеокамер, смогут выделять из потока людей, входящих в аэропорт, лиц с неадекватным поведением, которых проведут в специальный накопитель и «просветят», а интроскопом тщательно проверят их багаж.
Уже есть договоренность с петербургским университетом МЧС о подготовке таких психологов и разработке соответствующих методических материалов. Вспомним, что после терактов в московском метро в записях камер видеонаблюдения обращали на себя внимание смертницы еще наверху, перед эскалатором, именно своим неадекватным поведением. Если бы входы в метро были бы оборудованы пунктами для выборочного досмотра, то теракты могли быть предотвращены.
Эффективный сплошной досмотр на входах в аэропорты нереален — слишком велик поток пассажиров, встречающих, провожающих. А вот выборочный контроль с участием опытных психологов поможет значительно уменьшить риск террактов на территории аэропортов. И не только. Эта проблема касается любых мест массового скопления людей – рынков, железнодорожных и автовокзалов, метро…
Автор — д.т.н., проф., главный научный сотрудник
Института ядерной физики Сибирского отделения РАН