Концепция единой евразийской энергетической политики

           Ее Россия  в обоюдных интересах может предложить странам Европы и Азии

 (краткие основные тезисы, проект)

  Моисей Гельман

                                                               ЦЕЛИ 

  Для России:

— снижение издержек при добыче, переработке и транспортировке энергоресурсов;

— уменьшение энергозатрат при производстве различной продукции, на транспорте и в социальной сфере;

— повышение надёжности энергоснабжения страны и экспортных поставок энергоресурсов для решения национальных экономических и геостратегических проблем,  в том числе за счет привлечения инвестиций и материальных ресурсов стран, участниц реализации предлагаемой единой евразийской политики;

— развитие смежных с ТЭК и обслуживающих его отраслей экономики;

— избавление от  долларовой зависимости превращением рубля в свободно конвертируемую валюту на основе договорённостей в рамках предлагаемой евразийской энергетической политики.

Для стран континента:

— повышение надёжности снабжения энергоресурсами и снижение общесистемных затрат при их импортных поставках и потреблении;

— уменьшение антропогенных выбросов на континенте;

— снижение рисков возникновения финансовых и экономических кризисов.

                ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

В России:

— переход к политике управления балансами производства и потребления энергоресурсов и оптимизации балансов по макроэкономическим критериям —  минимизации общесистемных затрат в рамках новой политики — директивно-индикативного планирования экономического развития страны, основанной на государственно-частном и социальном партнерстве.  Балансы производства и потребления энергоресурсов должны являться составной частью научно обоснованных общероссийских балансов производства и потребления различных видов продукции, разрабатываемых в рамках государственно-частного  партнерства;

— учреждение потребителями электроэнергии совместно с государством новой акционерной компании – коммерческого и сетевого оператора на рынке электроэнергии и создание оптово-розничного рынка электроэнергии, сбалансированного по интересам ее производителей и потребителей – подробности в Приложении;

— создание российского  энергогазового холдинга, условно «Росэнергогазпром»,  интеграцией в нем «Газпрома», ОАО «Россети», а также концерна «Росэнергоатом» — с передачей холдингу в управление госпакетов акций этих компаний. Это позволит перейти к реализации общегосударственной  политики снижения энергозатрат в производстве промышленной и потребительской продукции и увеличению тем её конкурентоспособности.

Такая политика помимо энерго- и ресурсосбережения у потребителей энергоресурсов должна основываться на оптимизации себестоимости электроэнергии по критериям минимизации общесистемных затрат, включая удельные затраты условного топлива, с учётом сравнительного анализа различных способов производства и транспортировки электроэнергии, а также развития соответствующих систем и магистралей транспортировки газа и электроэнергии. Оптимизация себестоимости электроэнергии по указанным критериям должна обеспечиваться, в частности, за счёт выбора более дешёвого и надежного из альтернативных путей транспортировки газа или электроэнергии или их комбинаций,  и строительства газопроводов и/или линий электропередачи;

— создание на базе энергогазового энергохолдинга российской управляющей энергокомпании с передачей ей в управление госпакетов акций «Транснефти» и «Роснефти» — условно «Росэнергопром». В неё могут  войти  другие компании, поставляющие топливо для производства электроэнергии;  

— привлечение финансовых средств и материальных ресурсов из стран-участниц проведения предлагаемой общей энергетической политики для инвестирования в значимые для экономики страны отрасли, обслуживающие ТЭК.

Учитывая стратегическую заинтересованность стран ЕС ШОС в надежных поставках российских энергоресурсов, что возможно при консолидации финансовых и технологических ресурсов всех заинтересованных сторон и координации управления, «Росэнергопром» может стать ядром будущей евразийской транснациональной энерготопливной компании, о которой сказано ниже. Тогда для повышения надежности и эффективности энергоэлектроснабжения своих стран члены такого альянса смогут перейти к  координированному управлению балансами производства и потребления своих энергоресурсов. В частности, создание совместно со странами ЕС, ШОС  и СНГ евразийской объединенной энергосистемы, подобной бывшей системе «Мир», позволит частично заместить  экспорт газа поставками электроэнергии и тем самым уменьшить капитальные затраты на обновление и развитие газотранспортной системы в  России и за ее рубежами.

Создание одной из крупнейших энергетических компаний мира позволит решить многие общие проблемы электроэнергетики, а также топливной и смежных отраслей экономики, которые порознь бывшее РАО «ЕЭС» и «Газпром» решать не могли или не желали.

В странах-участницах проведения предлагаемой энергетической политики:

— разработка межгосударственных балансов экспортируемых и импортируемых энергоресурсов   и оперативное управление этими балансами. Балансы должны оптимизироваться по критериям минимизации общесистемных затрат, в том числе выбором более дешёвых и надёжных путей транспортировки энергоресурсов с учётом их стоимости. Одним из таких средств явится создание объединённой евразийской энергосистемы,  структуру которой и перетоки в ней потребуется постепенно оптимизировать по упомянутым выше критериям;

— создание евразийского управляющего энергохолдинга, который будет разрабатывать упомянутые межгосударственные балансы экспортируемых и импортируемых энергоресурсов, осуществлять  оперативное управление этими балансами, координировать  электроснабжение стран-участниц общей политики посредством объединённой евразийской энергосистемы с оптимизацией в ней перетоков электроэнергии, а также оптимизацией транспортировки экспортируемых газа, угля и нефти;

— создание евразийского инвестиционного фонда для обновления и развития систем энергоснабжения стран-участниц евразийского энергохолдинга;

— переход на взаиморасчёты за энергоресурсы по национальным валютам. Курсы валют можно устанавливат равными паритетам покупательной способности соответствующих валют, отнесённой к средней стоимости единицы условного топлива в соответствующих странах. Курсы периодически корректируются  на индекс инфляции. Для снижения при этом изъятия денег из обращения в соответствующих странах целесообразно перейти к клиринговым расчётам с созданием единого евразийского расчётного центра. Для постепенной стабилизации цен на все ресурсы и виды продукции и услуг целесообразно нормировать прибыль относительно их себестоимости, а сверхприбыль изымать в бюджет, что позволит постепенно добиться эквивалентности товарообмена по стоимости.

                                  НЕКОТОРЫЕ ДОСТИЖИМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Высокая капитализация нового энергохолдинга «Росэнергопром» увеличит его инвестиционную привлекательность в сравнении с образующими его субъектами. Все это позволит привлечь необходимые средства в развитие не только газовой отрасли  и электроэнергетики, но и работающих на эти  отрасли других секторов экономики, в первую очередь энергетического машиностроения.

2. За счет возврата к прежним оптимальным принципам организации перетоков электроэнергии можно сэкономить до 20% ныне впустую сжигаемого на электростанциях топлива. Владельцы электростанций в этой экономии сегодня не заинтересованы из-за снижения прибыли, которая вымогается у потребителей вследствие неэффективной эксплуатации станций. Кроме того, часть тепловых электростанций можно будет заместить атомными. Экономия газа внутри страны позволит выиграть время для открытия новых газовых месторождений и восстановления прежней пропускной способности газотранспортной системы, а также выполнять экспортные контракты.

3. В рамках нового энергохолдинга окажется возможным сбалансированное регулирование тарифов на газ и электроэнергию с повышением нынешней стоимости газа без угрозы последующей инфляции при ограничении цены на электроэнергию. Это также позволит снизить потребление газа в топливном балансе страны.

4. В рамках холдинга часть экспортных поставок газа можно будет заместить более выгодным экспортом  соответствующего количества электроэнергии, так как большую часть продаваемого за рубеж голубого топлива сжигают там на электростанциях. Использование имеющихся и строительство необходимых для этого новых линий электропередачи окажется в ряде случаев дешевле строительства или обновления соответствующих газовых магистралей. Примером такой упущенной возможности является газопроводы «Голубой поток» и через Балтику.

5. Энергохолдинг сможет перейти к комплексной оптимизации электро- и газоснабжения страны, добиваясь системного снижения финансовых затрат и потерь энергоресурсов. В этом будут  заинтересованы акционеры холдинга, потребители электроэнергии и газа. Одним из критериев оптимизации явится системный показатель — минимизация удельных энергозатрат в производстве конечной продукции и увеличение тем самым ее конкурентоспособности. В рамках системной оптимизации можно будет решать, в частности, комплексные задачи экономически рационального размещения новых электростанций, газопроводов и линий электропередачи с учетом оптимизации при этом перетоков газа и электроэнергии и других показателей, добиваясь снижения затрат на снабжение потребителей энергоресурсами.

                                                                     ***

Создание комплексной энергетической компании, одной из  самых крупных в мире, даст России все основания предложить странам Евросоюза, ШОС и  другим заинтересованным государствам Европы и Азии открыть новую страницу в экономических и геополитических отношениях на евразийском континенте.

Электроэнергетика и газовая отрасль, пожалуй, последние остающиеся подконтрольными государству геостратегические ресурсы. И ещё не поздно их использовать в качестве локомотива для вывода экономики страны из кризиса. Но для этого потребуется политическая воля главы государства.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Об учреждении  потребителями электроэнергии совместно с государством новой акционерной компании – коммерческого и сетевого оператора на рынке электроэнергии и создании оптово-розничного рынка электроэнергии, сбалансированного по интересам ее производителей и потребителей

Если власти намерены навести порядок в экономике, то следовало бы начать с ее базовой части — электроэнергетики, где сегодня сложились для этого, как ни странно, благоприятные условия. Сокращение в стране более чем наполовину электропотребления по сравнению с началом 1990-х – давно звучащий сигнал растущей опасности для промышленности. Но именно это обстоятельство позволит сегодня без ущерба для потребителей осуществить меры, необходимые для восстановления прежних принципов оптимизации работы Единой энергосистемы страны. Тем самым  можно будет устранить  поборы и минимизировать стоимость электроэнергии по объективным экономическим критериям. Сегодня, поборы уже превысили половину ее продажной стоимости. Для этого придется возвратиться к прежнему управлению системой – «сверху вниз», устранив надуманные коррупционные процедуры на оптовом и розничном рынке электроэнергии и централизовав управление всеми процессами электроснабжения.

 Речь не идет о восстановлении прежнего организационного единства ЕЭС, так как никто в правительстве не согласится выкупить электростанции у нынешних собственников и восстановить РАО «ЕЭС России». Но при образовавшейся из-за экономического кризиса громадной избыточности генерирующих мощностей  их владельцев можно заставить следовать в русле ценовых, экономически обоснованных, предложений. Тем самым удастся восстановить технологическое единство ЕЭС на основе оптимизации перетоков по критериям минимизации общесистемных затрат. Осуществить все это можно  будет вот каким образом.

Сегодня на ФОРЭМе  действует фактически один оптовый покупатель –  ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» (АТС).  Это дочерняя компания НП «Совет рынка», членами которого являются практически одни энергосбытовые компании.  АТС  отбирает электростанции, продавцов электроэнергии,  и устанавливает оптовую цену ее продажи, а затем, получив деньги от оптовых перекупщиков, рассчитывается с генерирующими компаниями.  Электроэнергию оптом перекупают в основном посреднические энергосбытовые компании, которые передают заявки своих клиентов Администратору. Они же заключают договоры с сетевыми компаниями о передаче электроэнергии своим клиентам – розничным потребителям. Провода сетевых компаний протянуты от электростанций к каждому потребителю, на концах которых установлены счетчики электроэнергии, и по их показаниям осуществляются расчеты за ее потребление. Спрашивается, для чего и с какой целью между Администратором и сетевыми компаниями, а также между сетевыми компаниями и конечными потребителями действуют многочисленные «гарантирующие поставщики» и другие энергосбытовые компании?  Ведь большинство из них  ни за что отвечать не может  из-за отсутствия должного капитала, в том числе соответствующих технических средств для распределения электроэнергии.  Целью многих посредников является вымогательство денег у потребителей. К тому же,  «гарантирующие поставщики» нередко находятся за тридевять земель от мест пребывания их клиентов.

Очевидно, что гарантирующими поставщиками электроэнергии могут быть только дочерние компании  «Россетей»:  региональные МРСК, обеспечивающие ее распределение между потребителями, и ФСК — для крупных промышленных высоковольтных потребителей. Они же должны заключать  договора с потребителями,  передавать  оптовому коммерческому оператору  без всяких посредников сводные заявки на энергопотребление, и собирать с потребителей плату за электроэнергию. При этом договора с сетевыми компаниями  должен будет заключать оптовый коммерческий оператор, каковым является АТС.  При такой организации из нынешней цепочки электроснабжения могут быть исключены многочисленные посредники, добавленная стоимость у которых относительно оптовой стоимости электроэнергии и ее передачи, как показал анализ, достигает 30-40%.

 Если нормировать выручку за сбор оплаты за электроэнергию, допустим, на уровне 10%  от стоимости ее реализации, то потребители сэкономят не менее 500 млрд. рублей в год.

При указанном сокращении и перераспределении функций представляется необходимой их интеграция  в рамках новой управляющей компании. Учитывая нынешнюю плачевную ситуацию в электроэнергетике, управляющую компанию в виде ОАО  целесообразно  учредить государству совместно с группой крупных промышленных потребителей электроэнергии, заинтересованных в наведении порядка в электроснабжении и устранении поборов.  Новая структура условно будет именоваться ОАО «Управляющая компания  «Единая энергосистема России» (УК «ЕЭС»).  Для интеграции функций  государство должно будет передать в ведение этой управляющей компании ОАО «Россети».

Для управления передачей и распределением электроэнергии в УК «ЕЭС» должен быть передан также нынешний системный оператор, который будет осуществлять в комплексе центральное диспетчерское управление. Ему будут подчиняться диспетчерские службы  «Россетей». Кроме того, в УК «ЕЭС» для проведения  оптовых закупок электроэнергии, согласования их передачи в сети, и выполнения  всех денежных расчетов с электростанциями, а также сетевыми компаниями должен быть создан коммерческий оператор.  Сетевые компании будут выступать в качестве посредников-перепродавцов между коммерческим оператором и потребителями. 

Для ликвидации при этом поборов потребуется, в частности, принципиально изменить порядок закупок электроэнергии на так называемом оптовом рынке.

Во-первых, необходимо отказаться от заявок и повторной платы за электрическую мощность, так как требуемая мощность однозначно определяется заявкой на количество требуемой электроэнергии и графиком ее потребления. Сейчас продаваемая мощность многократно превышает реально существующую.

Ликвидация повторной оплаты мощности позволит избавить потребителей от поборов в сумме порядка 300 млрд. рублей в год в ценах 2011-2012 г.

Во-вторых, необходимо от ценообразования в точках числом свыше 8 тысяч, что создает прекрасные возможности для коррупции и сговора о ценах, перейти к ценообразованию в «бассейнах», расположенных в границах соответствующих федеральных округов, которых семь. Они станут окружными оптовыми рынками. Сегодня там передачей электроэнергии управляют Объединенные диспетчерские управления – филиалы «Россетей», а прежде в границах федеральных округов  располагались объединенные энергосистемы РАО «ЕЭС». При этом нужно будет отказаться от установления оптовой цены продаж в соответствии с ценой последнего отобранного предложения на ФОРЭМе, и перейти к установлению стоимости электроэнергии в каждом из семи бассейнов – окружных оптовых рынков. Она будет равняться  средневзвешенной цене электроэнергии размещенных в них электростанций с учетом ее перетоков из соседних бассейнов.

Переход к средневзвешенным ценам  на электроэнергию позволит сократить поборы не менее чем на 200 млрд. рублей в год.

В-третьих, нужно изменить порядок отбора электростанций, продающих электроэнергию. Их будут отбирать окружные филиалы коммерческого оператора по месту расположения электростанций в каждом из окружных оптовых рынков,  исходя из реальной себестоимости вырабатываемой электроэнергии и нормированной  прибыли. Цены продаж в каждом бассейне нужно устанавливать не ежечасно, как сейчас, а на более длительный срок, допустим, на месяц. Ведь дневные и месячные графики нагрузки в каждом из времен года относительно стабильны. Поэтому ежечасно устанавливать цены бессмысленно, к тому же, такой порядок вносит немалую для потребителей путаницу в расчеты с ежечасно меняющейся ценой, увеличивает затраты на их проведение и контроль и создает возможности для коррупционных поборов.

Для предлагаемых изменений предварительно понадобится провести инвентаризацию оборудования электростанций и сетевого хозяйства, директивно исключив из резервного оборудования, содержание которого оплачивают потребители, ту его часть, которое полностью или на 90% выработало свой ресурс. После этого для каждой электростанции нужно будет экономически обосновано определить себестоимость и цену киловатт-часа, добавив к себестоимости нормированные инвестиционную компоненту, прибыль и отчисления на резервирование. Это будет та цена для конкретной электростанции, выше которой коммерческий оператор не станет приобретать у нее электроэнергию.

Отбирать электростанции будет коммерческий оператор (его окружные филиалы), руководствуясь графиками нагрузки и критериями общесистемной оптимизации, в том числе затрат. Ввиду избыточности предложений возникнет тот самый желанный «конкурентный» рынок, который обещали создать «реформаторы», но где электроэнергия будет не дорожать, а дешеветь. Чтобы в условиях избыточности предложений побольше ее продать,  владельцы станций будут стремиться снижать цены, подстраиваясь под экономически обоснованные ценовые требования коммерческого оператора. Установление месячных цен в «бассейнах» позволит также сократить возможности обмана потребителей путем ценового сговора. Очевидно, для повышения эффективности работы электростанций и предприятий-потребителей цены должны быть дневными и ночными.  

Сегодня в стране примерно треть предприятий убыточна, а рентабельность остальных, кроме сырьевых,  составляет единицы процентов. Поэтому для пресечения поборов и стабилизации цен уже давно пора законодательно регламентировать дифференцировано норму прибыли относительно себестоимости всех видов продукции и услуг. Это приведет также и к ликвидации спекулятивных посредников. Если в электроэнергетике нормировать прибыль на уровне 15%, что, как показывает  многолетняя статистика, обеспечивает воспроизводственные нужды отрасли, то за счет этого в рассматриваемые годы, как показано выше, можно было бы уменьшить поборы, в частности,  за передачу электроэнергии по сетям и магистралям  примерно на 300 млрд. рублей.   

Важным также является добиться целевого использования инвестиционных средств, которые собирают с потребителей, а в итоге – с населения. Поэтому если, допустим, пока нельзя в электроэнергетике обойтись без этих поборов, то в интересах государства и общества необходимо амортизационные отчисления и инвестиционную компоненту, исключив её из прибыли, переводить в специальный фонд на спецсчет  предприятия для целевого использования – только на инвестиции. Срок «лежания» без использования, допустим, половины  этих средств надо ограничить годом, и при его превышении уменьшать соответствующие доли в тарифах и ценах, как это предписано нормативными правилами их регулирования. Если эти средства не используются, допустим,  два года, то они переводятся, возможно,  в Пенсионный фонд.

УК «ЕЭС» нужно будет поручить составление сводных квартальных и годовых отчетов о производственной и финансовой деятельности всех субъектов сферы электроснабжения. Это необходимо для ликвидации хаоса, царящего в показателях производства и сбыта электроэнергии, что создает прекрасные возможности для коррупции.

Некоторые возможности ликвидации поборов с потребителей электроэнергии приведены в таблице.

Предлагаемые меры ликвидации поборов

Ликвидируемая сумма поборов, в год не менее …

(в ценах 2012 г.)

1

Нормирование стоимости услуг за сбор   оплаты с потребителей и передача этих функций сетевым компаниям

    500 млрд. рублей

2

Упорядочение расчетов за потери  электроэнергии

в сетях и их измерение независимой организацией

      30 млрд. рублей

3

Создание единой системы измерений количества производимой, передаваемой и потребляемой  электроэнергии, исключающей ее фиктивные приписки и оплату фиктивных объемов

     540 – 1000 млрд. рублей

4

Создание оптовых рынков электроэнергии в границах федеральных округов и установление там средневзвешенных цен электроэнергии вместо цены последнего отобранного поставщика

       200 млрд. рублей

5

Ликвидация оплаты мощности

      300 млрд. рублей

                                                               Итого

     1530 млрд. рублей

Полный анализ  см.  в публикации «Как вымогают деньги у потребителей электроэнергии», газета «Промышленные ведомости» № 8, 2013 г.

тэги: экономика, энергетика, рынок электроэнергии

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru