Столичные чиновники могут гордиться тем, что нашли эффективный инструмент борьбы с рейдерскими захватами предприятий. Во всяком случае, об этом недавно заявил начальник Управления экономической безопасности (УЭБ) правительства Москвы Александр Корсак.
Он сообщил, что первое место в рейтинге рейдерских предпочтений в столице занимают организации торговли и услуг, на втором месте по попыткам захвата стоят предприятия легкой, средней и тяжелой промышленности. На третьем месте «обосновались» научно-исследовательские институты, далее идут строительные организации, транспортные, предприятия пищевой промышленности, финансовые структуры…
По мнению начальника УЭБ, сейчас идет третья волна передела собственности (первая была при приватизации, вторая — в связи с «Законом о банкротстве» редакции 1998 года), имеющая четыре предпосылки. В-первых, поскольку некогда многие предприятия акционировались по «форме трудового коллектива», то есть ценные бумаги распределялись среди работников, компании получали полностью распыленный пакет собственников, что теперь позволяет успешно скупать акции.
Вторая предпосылка заключается в сверхприбыльности данных операций. При скупке акций у членов трудового коллектива рентабельность составляет до 500%, при силовом решении — до 1000%.
В-третьих, нынешнее законодательство и силовые структуры оказались совершенно не готовы к противодействию рейдерским атакам. Причем, представители силовых ведомств направили в Госдуму уже около 40 предложений по законодательным изменениям, по разработке законопроекта была создана депутатская группа, но результатов нет. И, наконец, в большинстве своем собственники еще не научились защищать свою собственность в существующем правовом поле, считает Корсак.
УЭБ условно разделяет случаи смены собственника предприятия на три категории. Дружественное поглощение — когда процесс совпадает с интересами участвующих сторон. Недружественное поглощение — в рамках существующего законодательства, но вопреки интересам прежних собственников (через ту же скупку акций). И поглощение с нарушением законов.
В мерах противодействия недружественным поглощениям УЭБ исходит из интересов города. Пример с появлением весной 2003 года нового собственника у московской тонкосуконной фабрики имени Петра Алексеева. Все происходило в рамках закона, но новый владелец собирался закрыть столичное предприятие и лишить работы около 800 человек. И в одном из кабинетов московской мэрии новому владельцу было разъяснено, что ему «еще не раз придется общаться с городом, и выгодней сохранить добрые отношения». По словам Корсака: «Собственник нас понял».
Позиция УЭБ заключается в том, что «смена собственника на предприятиях — объективный процесс, и можно только радоваться, когда к управлению той или иной компанией приходит профессионал, который решает проблемы и выводит производство на новый уровень. Также понятно, что центр Москвы постепенно будет освобождаться от промышленных предприятий, но они не должны исчезать бесследно: либо производство перебазируется в специально отведенные промзоны, либо переселяется в уже пустующие помещения», — уточняет Корсак.
В третьем варианте поглощения — криминальном — используется с вариациями следующая схема. В налоговые органы предоставляются фальшивые документы о назначении нового гендиректора намеченного к захвату объекта, далее соответствующие поддельные документы подаются в службу государственной регистрации. В итоге мошенники получают легитимные документы, после чего «новый» собственник силовым образом берет объект под контроль.
Например, с привлечением службы судебных приставов, которые бывают настолько «наивны», что исполняют поддельное определение какого-нибудь суда из Пензенской области. К тому же региональные суды также бывают порой слишком «доверчивыми». Ведь юридически никто не обязан проверять заявителя и устанавливать достоверность представляемых документов. А пока потерпевшая сторона ищет справедливости, захваченное и оформленное на фирму-однодневку предприятие перепродается.
По словам Корсака, в УЭБ (структура начала функционировать с июня 2002 года) в 2003 году было зарегистрировано 151 обращение, в 2004 — 177 (рекорд), в 2005 — 117, за первый квартал 2006 года — 23 обращения. Снижение вала недружественных поглощений и откровенных мошенничеств Корсак объясняет тем, что столичный УЭБ выработал систему мер, делающую рейдерскую активность не столь гарантированно успешной.
В частности, был проштудирован Уголовный кодекс на предмет поиска статей, по которым можно было классифицировать рейдерство в российском его варианте как мошенничество, самоуправство, хулиганство, нанесение имущественного ущерба…
В сентябре 2004 года в Москве была создана межведомственная рабочая группа по пресечению силовых захватов предприятий, куда вошли представители ГУВД, УФСБ, прокуратуры, налоговой службы и службы судебных приставов. УЭБ выступило координатором этой работы. Попытки силовых захватов стали пресекаться, в итоге уже в 2005 году зафиксировано всего 5 фактов силовых захватов (2004 году — 35), 2006 г. — 1 случай.
Оперативно реагировать на ситуацию позволило также открытие горячей телефонной линии (за 2005 год — 1300 звонков с жалобами), благодаря чему удалось улучшить разъяснительную работу. Корсак привел пример: «Обращается весной 2004 года гендиректор швейного объединения «Вымпел» с жалобой на то, что началась скупка акций у трудового коллектива. И я вынужден отвечать, дескать, год назад история с фабрикой имени Петра Алексеева происходила на ваших глазах. Почему вы заблаговременно не приняли никаких мер? Неужели думали, что вас это не коснется?».
Была проведена аналитическая работа по выявлению коррупционеров в рядах силовых ведомств, и эти данные представлены соответствующим руководителям. Кроме того, проведение постоянной информационно-аналитической работы уже позволяет, по словам начальника УЭБ, узнавать рейдеров «по почерку, под каким бы названием они не скрывались».
Главное же: «Если при обращении жалобщика мы фиксируем подозрительные признаки, то отправляем сообщения в ГУВД и прокуратуру, и рассылаем официальные уведомления в налоговую службу, арбитраж, регистрационную службу и службу судебных приставов, где предлагаем проверить достоверность предоставляемых документов, если таковые поступят, по конкретным компаниям, — подытожил Корсак. — Сейчас мы работаем на упреждение. Мы нашли эффективный инструмент борьбы с рейдерскими захватами предприятий. Но проблема ушла в регионы».
За прошлый год в Москве было возбуждено 46 уголовных дел по незаконным действиям в сфере слияния и поглощения компаний. По России в целом — 346 дел, в суд передано 51 дело, вынесены обвинительные приговоры по 11 делам.
С тем, что в Москве активность рейдеров пошла на спад, согласны и в консалтинговой группе «Минфин», которая предлагает услуги по защите от враждебного поглощения. В интервью корреспонденту ИА «АКС-Реальный сектор» консультант «Минфина» Александр Иванов заявил:
«Захваты предприятий просто кончились, как кончается дождь». А старший консультант «Центра корпоративной защиты» Роман Паршин отнес перемещение рейдеров из Москвы в регионы не к заслугам УЭБ: «Они уходят сами, поскольку в Москве осталось мало пригодных (по стоимости, составу акционеров и другим показателям) для поглощения объектов. Регионы с этой точки зрения гораздо привлекательней». ИА «АКС-Реальный сектор»