6:07 25 мая 2024

Эльвира Набиуллина сменила профессию. Целевая ставка Центробанка и «нелегальное пойло» ключницы

С изменением и развитием нашей жизни меняются и наполняются новым смыслом многие слова. Ключницей, согласно словарям Даля и Ожегова, в старину называли прислугу, которая хранила у себя ключи от всех закромов с продовольственными запасами и горячительными напитками самодельного производства, и ей полностью доверяли хозяева. Несколько лет назад Эльвира Набиуллина тоже стала ключницей, но уже в новом смысле. Можно сказать, как бы поменяла профессию. Теперь она ведает еще и ключевой (корень слова — «ключ») ставкой Центробанка. Это процент, по которому ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам, добывая из воздуха деньги себе на хорошее пропитание.

В царские времена деньги в казну поступали большей частью из кабаков. Вспомним, как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Шурик, изобретатель машины времени, угощал царя водкой. Опрокинув рюмку, Иван Грозный поморщился и грозно спросил Шурика: «Водку ключница делала?». Почему у Ивана Васильевича возник такой вопрос? Русские цари всегда и много воевали. Иван Грозный подчинял татарские ханства, рубился с ливонцами, давал отпор крымчакам, Александр II отвоевывал у турок болгарские земли… . На военные кампании требовалось много денег. А откуда их было брать? Ясное дело, откуда — из кабаков! В те времена была «монополька» — производить спиртное и торговать им могли только государевы люди, а громадный «пьяный» доход целиком шёл в казну. Но, как и в наше время, горячительные напитки иногда бывали и «палеными».

Когда Шурик угостил царя водкой, её вкус отличался — не скажу в какую сторону, не пил, — от вкуса той, государевой, что подавали в кабаках, и потому оказался ему совершенно незнаком. Ведь водка, изготовленная по 40-градусному рецепту Менделеева, появилась лишь в конце XIX века, а до того помимо самогона пили совершенно другие напитки. Говорят сведущие люди, из-за сдвига во времени потчевал Шурик Ивана Грозного «Горным Дубняком», водочной настойкой из желудей дуба. Естественно, Иван Грозный очень возмутился ее непривычным вкусом, грозно вопросив: «Уж не ключница ли это пойло нелегальное гонит?». Если бы тогда благодаря возврату времени в привычное русло не вмешалась советская милиция, и царь не убежал за вековой кордон, Шурик крепко бы погорел, и фильма мы бы не увидели.

Упомянутый «Горный Дубняк» изготовили до новации Менделеева по случаю победы русских войск над турками в битве за болгарское селение Горный Дубняк, что под Плевной. Но победа оказалась «пирровой». Какого-то разумного плана боя бездумное командование придумать не смогло. Солдатам тогда для поднятия духа выдали спиртного и со штыками наперевес погнали на вражеские редуты. Поэтому турки в окопах из всех стволов свободно расстреливали бегущих на них русских. Потери были громадными, погибло около 800 человек. Сильно пострадали офицеры, так как они бежали в авангарде. По легенде, Александр II рыдал, когда читал списки погибших. Хотя погибли люди, в первую очередь, по его вине и вследствие его порочной кадровой политики. К тому же, некоторые тогдашние «ключницы» в виде вороватых интендантов промышляли «нелегальным пойлом», что дополнительно мутило у солдат не только разум. Так что настойка и победа получились, как нередко водится, горькими.

Спрашивается, какое отношение имеет целевая ставка Эльвиры Сахипзадовны к «нелегальному пойлу» ключницы? Тут мы приближаемся к аналогии по результатам своим, казалось бы, разных событий.

Росту в стране ценовой инфляции много лет безуспешно, но с удивительным упрямством и поразительной некомпетентностью, пытается воспрепятствовать глава Центробанка Эльвира Набиуллина со своим окружением. Она почему-то убеждена, что росту цен можно якобы противостоять увеличением ключевой ставки ЦБ – это тот процент, который накручивается Центробанком за продажу создаваемых им из «воздуха» денег для своего неплохого пропитания. Однако такая коммерция приводит только к удорожанию банковских кредитов, и, как следствие, к увеличению цен на товары и услуги при сокращении суммы денег в обращении ввиду уменьшения их востребованности в обороте. Создается впечатление, что Эльвира Набиуллина и ее сподвижники не понимают разницы между ценовой инфляцией, то есть ростом цен, и денежной инфляцией – избыточностью денег в обращении.

К повышению ключевой ставки грамотные банковские регуляторы других стран прибегают при денежной инфляции, то есть если денежная масса в стране в избытке. У нас же хронически денег в обороте не хватает, то есть искусственно создана денежная дефляция в сочетании с ценовой инфляцией.

В последние годы дефицит денег в обращении составляет в среднем около 40% относительно товарного оборота. Цены же растут вследствие пороков законов и их несоблюдения, на что власти не обращают внимания и не стремятся исправить ситуацию. Несколько дней назад Центробанк вновь увеличил ключевую ставку – до 8,5%, что провоцирует дальнейший рост ценовой инфляции. Эти действия Центробанка напоминают изготовление «нелегального пойла» ключницей, которое приводило к обворовыванию царской казны. Согласно п.2 ст.75 Конституции России, «защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации». Однако своей бездумной манипуляцией ключевой ставкой ЦБ во главе с Эльвирой Набиуллиной незаконно обесценивает рубль, превращая его в «паленое пойло», от употребления которого нищает все больше и больше людей, и сокращается валовой внутренний продукт.

Таковы мои субъективные суждения о последствиях смены Эльвирой Набиуллиной профессии.

Моисей ГЕЛЬМАН