Нормативно-техническое регулирование в США

Усилению роли государства в нормативно-техническом регулировании в США в значительной мере способствовало принятие на рубеже 1960-70 годов ряда законов по контролю за качеством и безопасностью потребительских товаров и условиями труда на производстве, тесно связанных с вопросами экологической безопасности. Для этого, в частности, учредили около сотни специализированных ведомств (агентств) для защиты общества от опасных проблем, которые наделили широкими полномочиями и под их контроль попадали все сектора экономики.

Сначала приняли билль «О правах потребителей», предложенный в 1962 г. президентом Дж. Кеннеди. Затем каждая последующая администрация вносила свой вклад в создание административно-правового механизма защиты населения (в более узком смысле потребителей). С 1966-го по 1976 г. приняли законы о безопасности движения автомобильного транспорта, защите детей и обеспечении безопасности игрушек, национальной политике в области окружающей среды, об обеспечении безопасности потребительских товаров, о контроле над уровнем шума, и гарантиях на потребительские товары.

В 1980-е годы была проведена реформа нормативно-технического регулирования, в результате которой новые нормативные акты стали подвергать анализу по критериям «затраты-выгоды», а действующие нормы пересматривать не реже чем раз в 5 лет.
Реализацию принятых законов контролируют соответствующие надзорно-регулирующие органы.

Они отвечают за исполнение их требований и введение в действие стандартов, конкретизирующих эти требования. Для этого уполномоченный орган изучает проблему и определяет, какие стандарты требуются для этих целей, разрабатывает их проекты и публикует в Федеральном регистре для ознакомления всех заинтересованных сторон. Затем собирает и анализирует замечания к проектам, вносит необходимые поправки и публикует окончательный вариант.

Дважды в год в Федеральном регистре публикуются отчеты проекты каких стандартов находятся в разработке и работа над какими из них завершена. Стандарты включаются в Федеральный кодекс. Следует отметить, что не все включенные в него документы -стандарты, часть из них – это требования, правила, регламенты и др. Кодекс состоит из 50 томов, каждый из которых посвящен определенной области деятельности и ежегодно пересматривается.

В компетенцию надзорно-регулирующих органов входят: — разработка и утверждение обязательных к применению регламентов (правил) и стандартов, направленных на обеспечение безопасности продукции, условий труда,

чистоты окружающей среды;

— недопущение обмана потребителей торгующими организациями; — обеспечение соблюдения законов, регламентов и стандартов путем применения мер и санкций юридического характера; — контроль над деятельностью промышленных фирм; — пресечение фальсификации сведений о продукции в рекламных целях;

— запрещение продажи товаров, не соответствующих требованиям по безопасности, и изъятие их из продажи;

— оценка качества новой продукции и выдача разрешения на ее выпуск в обращение.
Этим органам дано право в судебном порядке требовать от торгующих организаций возврата на фирмы-изготовители негодных изделий с целью устранения потенциально опасных дефектов.

Государственные органы имеют сеть региональных филиалов, представители которых уполномочены посещать промышленные фирмы с целью проверки выполнения требований законов, регламентов и стандартов. Они обязаны создавать банки данных, иметь информационно-справочные службы, распространять информацию об опасной продукции и мерах обращения с нею. Им дано также право требовать прекращения выпуска продукции, не соответствующей законам, регламентам и стандартам, изымать лицензии на ее производство, налагать штрафы на фирмы и привлекать к судебной ответственности представителей высшего руководства компаний за несоблюдение требований законов.

К наиболее известным федеральным надзорно-регулирующим органам относятся следующие.
Комиссия по безопасности потребительских товаров — отвечает за обеспечение безопасности потребительских товаров, используемых в домашнем обиходе, для занятий спортом, отдыха и в процессе школьного обучения, представляющих потенциальную опасность, связанную с возникновением пожара, поражением электрическим током, воздействием химических веществ, механическими повреждениями, травматизмом детей.
Управление по безопасности пищевых продуктов и медикаментов Министерства здравоохранения и социального обеспечения — отвечает за безопасность пищевых продуктов (кроме продуктов из мяса, мяса птицы и яиц), лекарств для людей и животных, терапевтических препаратов биологического происхождения, медицинских приборов, излучающих приборов бытового, медицинского и производственного назначения, косметики и кормов для скота и домашних животных.

Служба безопасности и контроля пищевой продукции Министерства сельского хозяйства — отвечает за безопасность, маркировку и упаковку пищевых продуктов из мяса животных и птицы, а также яиц.
Управление профессиональной безопасности и здоровья Министерства труда — отвечает за обеспечение безопасности и здоровья на рабочих местах, принятие и проведение в жизнь соответствующих стандартов и т.п.

Федеральное агентство по охране окружающей среды.

Управления Министерства транспорта — отвечают за безопасность легковых и грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов.

Стандарты разрабатываются государственными органами и частным сектором. Федеральное правительство является крупнейшим разработчиком и пользователем национальных стандартов — их более 44 тысяч, а частный сектор имеет около 49 тысяч из более чем 93 тысяч стандартов, разработанных почти 700 организациями различных отраслей. В документе «Национальная стратегия стандартизации в США» Конгресс предписал федеральным службам опираться также на добровольные стандарты, разработанные на основе консенсуса, в тех сферах, где это допустимо.

Координацию деятельности по стандартизации осуществляет Американский национальный институт стандартов (ANSI). Основная его цель — «усилить конкурентоспособность США на мировых рынках и содействовать продвижению американского качества жизни путем внедрения добровольных стандартов на основе консенсуса». ANSI представляет интересы потребителей, организаций по стандартизации, компаний и правительства. Его процедуры no разработке стандартов и координации национальной стандартизации нацелены на определение потребности в стандартах и гарантируют их разработку высококвалифицированными специалистами.
В систему стандартов США входят следующие виды документов.

Обязательные стандарты (regulatory standards) — их обычно разрабатывают правительственные органы. Хотя и добровольные стандарты часто становятся обязательными, если на них дается ссылка в правительственных, отраслевых или корпоративных сводах законов или в регламентах. Нарушение обязательных стандартов ведет к применению гражданских или уголовных санкций.

Стандарты де-факто (de facto standards) — известны также как специальные или временные, обычно разрабатываются вне традиционных рамок и предназначены для более узкого рынка, чем стандарты, разработанные организациями, ориентирующимися на добровольное их применение.

Стандарты консорциумов (consortia standards) — разрабатываются компаниями, которые заключают соглашение о совместной работе для решения конкретных требований рынка. Документы, разработанные консорциумами, могут предложить решение проблемы, однако участие в работе ограничено только их членами. Для вступления в члены консорциума требуется значительный денежный взнос.

ANSI активно сотрудничает с органами, ответственными за федеральную стандартизацию. Он заключает с ними соглашения, по которым организациям частного сектора предоставляется техническая и другая информация, и они принимают участие в разработке добровольных стандартов. Установив необходимость разработки какого-либо федерального стандарта, сначала выясняется наличие аналогичного добровольного, и если таковой имеется и удовлетворяет требованиям, он утверждается в качестве федерального. В целях улучшения сотрудничества создаются соответствующие координационные комитеты.

К организациям, на которые распространяется влияние ANSI, относятся научные и профессиональные общества, такие как Американское общество инженеров-механиков, Акустическое общество Америки и Американское общество инженеров по технике безопасности, которые участвуют в деятельности по разработке стандартов, считая, что она содействует их работе.

Некоторые ассоциации, например, отраслевой Совет по информационным технологиям и Ассоциация аэрокосмических отраслей промышленности разрабатывают стандарты на продукцию, производимую их членами.

Такие организации, как Институт инженеров электротехнической и электронной промышленности и Ассоциация электронных отраслей промышленности разрабатывают стандарты, которые применяются во многих отраслях. Другая большая группа организаций, например, Американское общество по испытаниям и материалам и Лаборатории отраслевых компаний считают свою деятельность по стандартизации основной.

ANSI Reporter, 2001. Summer.-P. 15-16

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru