5:30 25 мая 2024

Химическая промышленность: проблемы и государственная политика

На состоявшемся в конце 2005 года заседании коллегии Счетной палаты отмечалось, что более 60% продукции предприятий нефтехимического комплекса является неконкурентоспособной на мировом рынке — низкий уровень технологий не обеспечивает выпуск продукции, отвечающей важнейшим экономическим и экологическим параметрам. При этом государственной помощи в виде долгосрочных кредитов под гарантии Правительства РФ или льготного налогообложения отрасль в 2004—2005 годы не получала.

Сроки эксплуатации установленного на большинстве предприятий оборудования составляют 20-25 лет. Степень износа достигает 50%, причем по отдельным производствам превышает 80%. По данным Росстата, коэффициент обновления производственных фондов в химпроме снизился с 4% в 1990 году до 0,8% в 2004 году, и это при минимально необходимых 12-15% в год. Он в 4 раза ниже минимально необходимого и в 2-2,5 раза ниже аналогичного показателя по промышленности в целом.

С начала 2000-х годов объем инвестиций в отрасли несколько увеличился, однако он составляет только треть от уровня 1991 года. Основной источник финансовых ресурсов — собственные средства предприятий, на долю которых приходится 80% капиталовложений. Большинство предприятий вынуждены направлять значительную часть прибыли на восполнение недостатка оборотных средств и ремонт оборудования.

Однако концентрация капитала в отечественном химпроме невелика. А государство, уповая на активность частных инвесторов, практически полностью устранилось от финансовой поддержки отрасли, выделяя только минимальные средства в рамках адресной инвестподдержки социально значимых производств (изготовление медпрепаратов для диагностики и терапии онкологических заболеваний, инсулина и т.п.). Стратегических же инвесторов отпугивает снижение конкурентоспособности значительной части химпродукции.

Камнем преткновения являются и опережающие темпы роста цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, из-за чего повышаются стоимость сырья и материалов. А это, в свою очередь, ещё больше снижает конкурентоспособность отечественной химической продукции, а экспорт делает менее рентабельным.
Существуют и проблемы снабжения предприятий отрасли углеводородным сырьем (сжиженные газы, этан, природный газ), на базе которого производится до 80% продукции.

 Рост потребности химической и нефтехимической промышленности в углеводородном сырье к 2010 году может возрасти в 2-2,5 раза по отношению к уровню 2002 года. Однако пока в стране на 1 тонну произведенного этилена приходится 91 тонна переработанной нефти, а в США же этот показатель составляет 36 тонн, Германии — 24 тонны, Японии — 29 тонн.

Повышение качества и расширение ассортимента отечественных химикатов позволит ограничить импорт и решить проблему дефицита химпродукции на внутреннем рынке. Так, например, доля российских потребителей в общем объеме производства минеральных удобрений на протяжении последних пяти лет не превышает 20-25%. В то же время отдельных видов удобрений, прежде всего фосфорных, на экспорт отправляется до 95% производимых объёмов. Дело в том, что агропромышленный комплекс России страдает от низкой платежеспособности и не располагает средствами для закупки минеральных удобрений в таких количествах, как это было 10-15 лет назад.

Необходимость целенаправленной госполитики в вопросах кредитования химической промышленности государством признается, но конкретные шаги пока не сделаны. Между тем, активы в российском химпроме оцениваются иностранными инвесторами как привлекательные в силу относительно низкой себестоимости производства — дешевые сырье и рабочая сила. Так, еще в начале 1990-х концерн Henkel приобрел ОАО «Эра» в городе Тосно Ленинградской области. Тогда же компания купила завод бытовой химии в Энгельсе Саратовской области (теперь ООО «Хенкель-Юг»), в 2000 году выкупила контрольный пакет пермского ОАО «Пемос».

По стопам Henkel пошел Procter & Gamble, который разместил свое российское производство на приобретенном в 2001 году заводе «Новомосковскбытхим». А в 2005 году компания Yara International, один из лидеров мировой азотной отрасли, купила 30% акций россошанских «Минудобрений».

Помимо инвестиционной стратегии государство должно разработать механизм перевода химпрома на инновационные рельсы развития. В 1999-2003 годах темпы внедрения инноваций в химической и нефтехимической отрасли несколько возросли. Рост производства химпродукции, некоторое расширение возможностей предприятий в инвестирование технического развития, усиление конкуренции среди производителей на внешнем и внутреннем рынках привели к активизации инновационной деятельности.

 Однако государству следует приложить усилия для увеличения участия научных организаций в развитии химпрома: например, ввести механизмы формирования централизованных фондов для проведения НИОКР за счет отчисления части прибыли, получаемой предприятиями; ввести налоговые льготы для предприятий, внедряющих изобретения и начинающих выпуск импортозамещающей продукции, предоставить льготы венчурному бизнесу и др.

Кроме того, государство может целенаправленно поддерживать химпром мерами таможенно-тарифной политики с целью защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, проведением институциональных преобразований для более эффективного управления химическим комплексом и повышения его конкурентоспособности, совершенствованием законодательства с целью создания благоприятных условий для развития химического сектора экономики.

Следует также учитывать, что только при участии федерального центра могут быть решены такие проблемы, как урегулирование взаимодействия химпрома с ТЭК и сырьевыми отраслями, осуществление крупных, стратегически важных инвестиционных проектов в нефтехимии, оживление внутреннего спроса за счет поддержки потребителей в легкой промышленности, стройиндустрии, сельском хозяйстве, автомобилестроении и авиапроме, отстаивание конкурентных позиций отечественных химических предприятий после вступления России в ВТО.

Но еще до присоединения к ВТО необходимо добиться отмены протекционистских барьеров в ряде стран, преграждающих экспорт российской химпродукции. В большей степени это касается поставщиков минеральных удобрений. В частности Китай с 1997 года запретил импорт карбамида. В 2002 году Бразилия, Индия и Филиппины ввели заградительные пошлины на ввоз аммиачной селитры. Еще до 2002 года были введены антидемпинговые ограничения в США и государствах ЕС. И хотя грядущее вступление России в ВТО должно привести к ослаблению таможенных барьеров в отношении отечественных компаний, когда это произойдет — сказать сложно.

А тем временем государства-импортеры увеличивают список товаров, по которым запущены антидемпинговые расследования. Так, например, в октябре 2005 года Министерство коммерции КНР приняло решение начать антидемпинговое расследование по бутиловому спирту (бутанолу). В соответствии с запросом истцов было предложено установить дополнительные пошлины для ряда стран, в том числе для России на уровне 11,74%.

Антидемпинговое расследование продлится до 14 октября 2006 года с продлением его при необходимости до 14 апреля 2007 года. В качестве истцов выступили три компании, входящие в состав корпорации «Синопек». В Минпромэнерго заверили российских производителей, в частности, «Салаватнефтеоргсинтез», «Невинномысский азот» и «Ангарскнефтеоргсинтез» в том, что министерство будет оказывать им максимальное содействие, если они примут решение участвовать в этом антидемпинговом расследовании.

Государственное участие в функционировании химической отрасли может осуществляться и регулированием выпуска отдельных видов продукции. Речь может идти, к примеру, о лакокрасочных материалах и растворителях, вопросы безопасности применения которых положены в основу соответствующего закона. Под эгидой Минпромэнерго российский химпром в 2005 году начал процесс присоединения (пока в пилотном режиме на базе ОАО «Апатит» и ОАО «Нижнекамскнефтехим») к международной программе «Responsible care» — своеобразному кодексу чести химической индустрии. Участие в программе предполагает, что предприятия добровольно берут на себя обязательства по внедрению высоких стандартов в области техники безопасности и охраны окружающей среды.

В условиях, когда переговоры по вступлению России в ВТО перешли в завершающую стадию, а Европа ужесточает свое химическое законодательство, вопросы соответствия отечественной химической продукции международным стандартам и её конкурентоспособности оказываются крайне актуальными. Ведь из 1140 международных стандартов в РФ в качестве национальных внедрено только 328. Если отечественные предприятия не озаботятся переходом на международные стандарты по всему циклу производственной цепочки, доступ им на традиционные рынки сбыта может быть закрыт. В этом смысле присоединение к международной программе «Responsible care» может стать хорошим стимулом к позитивным изменениям.

Определенные усилия по поддержке химпрома правительство предпринимает. Весной 2005 года оно отменило 5%-ную таможенную пошлину, которой облагался вывоз удобрений, содержащих калий, фосфор и азот. В марте 2004 года Минэкономразвития помогло компании «ЕвроХим» добиться от Индии снижения пошлины на ввоз аммиачной селитры. Удалось договориться экспортировать удобрения в страны ЕС на льготных условиях.

В ближайшее время должна быть представлена в правительство «Стратегия развития химического комплекса до 2015 года», призванная определить приоритеты развития отрасли на десятилетнюю перспективу. Она предусматривает увеличение объема химического и нефтехимического производства в 1,6-1,8 раз.

Имевшиеся резервы развития химпрома за счет относительно низкой себестоимости продукции и созданных ранее конкурентоспособных мощностей практически исчерпаны. В результате стагнации инновационной и инвестиционной деятельности удельный вес убыточных предприятий химической и нефтехимической отраслей в 2004 году вырос до 36,7%. Поэтому основное внимание стратегии будет уделено проблеме обновления технологического оборудования. По мнению специалистов Минпромэнерго, в случае проведения в химическом комплексе активной инновационной политики к 2015 году удельный вес прогрессивных технологий может достигнуть 30-50%, что позволит существенно увеличить объем производства и снизить нагрузку на окружающую среду.                                                                                                        aksnews.ru