Инженерная речь: как говоришь, так и мыслишь

Аркадий  Бондаревский,

д.т.н., профессор

 Слабым местом многих научных и научно-технических (инженерных) публикаций  является небрежное, подчас неграмотное  изложение текста и формулировок, что приводит,  в частности, к разрыву между названием темы работы, её содержанием и выводами. Причиной является довольно распространённое в среде специалистов неумение выражать свои мысли — как письменно, так и устно. Ниже приводятся некоторые рекомендации по оформлению инженерной речи.   

        1. Старайся передать содержание работы уже в её заголовке, названии, или хотя бы передай то, чем твоя тема отличается от других, но только не за счёт удлинения заголовка.

 2. Для максимальной выразительности заголовок  работы обязательно должен содержать её  объект  — то, на что направлены усилия автора, и, желательно, предмет  — то, что направлено на объект. Пример: Аналитическое проектирование средств контрольных испытаний радиоаппаратуры», где «средства контрольных испытаний» — объект, а «аналитическое проектирование» — предмет.     

         3. Сущность работы состоит в ретроспективном «разматывании» означенного в заголовке названия темы.

         4. Собственное отношение к работе хорошо передаётся в эпиграфах. Они же и оживляют работу.

         5. Начинай с формулирования и обоснования проблемной ситуации в области объекта —  что было до и после тебя, зачем пишешь, нужно ли оно кому. Для того используй первоисточники – зарубежные и отечественные.

         6. Выделяй проблемную ситуацию: «страна — город — улица — дом». Многие читатели знают страну, половина — город, четверть — улицу, а про «дом», может быть, узнают от тебя.

         7. Формулируй и обосновывай проблемную ситуацию конкретно (методы, средства, фирмы, имена, даты). Полезно даже представить это в виде таблицы — дисциплинирует последующее изложение.

         8. Формулирование и обоснование проблемной ситуации — это посылки к постановке твоей работы — нужна она или нет, а если нужна, то насколько.

         9. Значимость проблемной ситуации определяет актуальность работы, а достаточность, — это когда твои новые результаты эффективно эту ситуацию преодолевают.

       10. Если вместо такого обоснования проблемной ситуации просто перечисляешь чужие «страшилки», или перечисляешь великих, которые занимались подобным, то не думай, что возвысишься, примазываясь. И ещё, кто поверит, что  прочитал, а не радостно переписал из Википедии. Не считай других глупее себя.

       11. Твоя работа актуальна только тогда, когда её проблемная ситуация значима, то есть  нужна кому-нибудь, а полученные тобой новые результаты, направленные на преодоление проблемной ситуации, эффективны.  Актуальность работы определяется значимостью отраженной в ней проблемной ситуации и  эффективностью предложенных мер по её преодолению.

       12. В тексте проблемную ситуацию и актуальность работы обосновывай только после наработки «алфавита» в котором они выражается — понятий объекта и предмета (логический закон достаточного основания).

       13. Заканчивай работу Заключением или Выводами («Ай, какой я молодец») и «Литературой».

       14. Делай Заключение таким, чтобы оно могло быть использовано и как аннотация. Береги слова и время, свои и чужие.

       15. Пиши короткими фразами, по возможности, без придаточных. «Спрямляй» текст  примерно так, как пишут подстрочник для перевода на другой язык.

       16. Структурируй текст заголовками, подзаголовками, подчёркиванием, курсивом и наполняемостью знаков абзацами, красными строками. Форма работы должна быть предельно выразительна, ибо содержание работы может быть проявленным только в её форме. Другого пути к проявлению содержания работы нет.    

       17. Старайся не размещать подзаголовок сразу за заголовком — помещай всегда между ними минимальный текст, вводящий подзаголовок.           

       18. «Теория мертва, мой друг». Всякую новизну раскрывай на примерах. Ты инженер, а не философ слова.

       19. «Лучше один раз показать, чем много рассказывать». Мысли иллюстрируй рисунками, графиками, диаграммами, формулами.

       20. Каждая фраза должна быть исполнена смысла. Иначе, зачем она?

       21. Всякое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется, но и не больше.

       22. Каждая последующая фраза должна вытекать из предыдущей. «Он шёл на Одессу, а вышел к Херсону», — это не про тебя.

       23. У. Оккам: «Не вноси новых сущностей без особых на то надобностей», т.е. если можешь не писать, не пиши. «Краткость — сестра таланта».

       24. Не говори о том, к чему нет оснований. Пустое это.

       25. Количество слов в мысли не перетекает, как думают гуманитарии. Не уподобляйся им. Ты инженер, и  помни о том.

       26. Не надейся, как гуманитарий, на цитаты, — там тоже бывает не густо  мыслей.

       27. Правило системотехники: «Мусор на входе — мусор на выходе». «Ничего» может породить только «ничего».

       28. Не пустословь!

       29. Не увлекайся аналогиями, аналогия — не есть доказательство. Аналогии оживляют текст, но часто уводят в сторону.

       30. Если сам не понимаешь, не поймут и другие. Не перекладывай своё на других.

       31. Если самому неинтересно, то другим будет тем более неинтересно.

       32. Не пиши «что вижу, то пою», не рассказывай сказки,  по твоим посылкам мысли за тебя формулировать никто не станет. Озлятся только. Тем более, если мыслей этих там и вовсе нет

      33. Не отклоняйся от темы и не блуждай, как та молекула по броуновским ассоциациям.

      34. Не выдавай желаемое за действительное. Не называй методику (совокупность методов-способов) методологией. Тем более, что оная, как наука о методиках, вообще не по адресу.

       35. Не высокопарствуй. Будь проще, и люди поймут тебя.

       36. Не нуди: «Наука должна быть весёлой» (П. Капица).

       37. Пиши не обязательно своё, но обязательно то, что лучше. То есть пиши, что более приближает к достижению именно твоей цели.  А своё оно или чужое — это вопрос второй. Только ссылаться при этом не забывай на источник.  

      38. Новизна и полезность работы определяется, прежде всего, не уровнем полученных результатов, а восприятием этого уровня  другими.  Если не поймут, то о какой новизне и прочем можно говорить. Не для себя пишешь, — для других.  

       39. Не используй непонятные выражения и слова. Не умничай. Помни Чехова: «Они вечно хотят свою ученость показать и потому говорят про непонятное».

     40. Не темни неоднозначными словами и оборотами.

       41. Не применяй местоимений после существительных того же рода — чепуха будет: «Проблема, — не во введении ЕГЭ, позволяющего выпускнику поступать в ВУЗ по его результатам». Результатам ЧЕГО, ЧЬИМ и КАКИМ? — «ЕГЭ», «выпускника» или «ВУЗ-а»?     И вообще не греши местоимениями. Не сгущай мрак косноязычия: «Он сам во всём виноват. Не надо было уходить от  неё, когда она нуждалась в нём».      

       42. Выражайся точно, по-существу. Не используй шаблоны — «лингвистические заглушки» типа «вещь» и «свойство», к примеру, «Хочу сказать такую вещь».  Как можно «сказать вещь» — материальную ценность?

      43. Не применяй подряд деепричастные обороты, относящиеся к разным субъектам: «Будучи подключённым к питанию, нельзя монтировать цепи …». 

      44. Избегай синонимов, понятий, тождественных по смыслу, но разнящихся по текстовому представлению. Лишние слова — враг инженера («язык мой — враг мой»). Это у Толстого, чем больше слов, тем красочней. У инженера  всё, как раз, наоборот.

     45. Единожды принятым терминам и суждениям следуй в точности по всему тексту. Не именуй всё каждый раз по-другому —  ты не прозаик. Не напрягай читателя словоблудием.

     46. Избегай омонимов, понятий, тождественных по текстовому представлению, но разнящихся по смыслу. Не морочь голову людям, упоминая на одной странице «метод», на другой – то же, и на третьей — «метод», хотя это всё, оказывается, разные «методы».

     47. Избегай плеоназмов и повторов  типа «масло масляное» и «экономная экономика». К примеру, «пространство состояний есть пространство, состояние каждой точки которого …», или «новизна — это новое», а «новое — альтернатива старому», а «старое — это альтернатива новому». И т.д.  Все это сказка про белого бычка.

     48. «Многоточие, атрибут сентиментальной школоты, часто обозначает отсутствие мысли» (Хораций Сафрин). То же, — «и т.д. и т.п.».

     49. А. Генис: «Точка никогда не бывает лишней, многоточие, — почти всегда. Ставя три точки вместо одной, автор рассчитывает, что многозначительность, как цветы могилу, прикроет угробленное предложение. Многоточие венчает не недосказанную, а недоношенную мысль». Или вообще отсутствие оной.

    50. Полученные автором результаты — это основа содержания, семантики работы. Путь читающего к ним («вещи в себе»),  их проявление для читателя («явление во-вне») — лежит только через форму представления работы, то есть  текст. Иного не дано.   Как сказал Гегель, “Илиаду” “Илиадой” сделала её поэтическая форма.        

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru