«Сизифов труд» правительства по снижению цен на бензин и продукты питания На очереди – металлопродукция…

Моисей ГЕЛЬМАН

Непрерывное подорожание в стране всего и вся во многом спровоцировано разрушительным для экономики налогообложением и граничащей с диверсией девальвацией рубля. С 2014 г. рубль в сравнении с долларом «пал» более чем на 200%. Около 90% налога с выручки, ложно именуемого НДС и включаемого в рыночную стоимость продукции, не попадает в бюджет. Это ежегодно порядка 30-35 трлн. рублей, которые становятся доходом узаконенного «теневого бизнеса»Чтобы навести порядок в ценообразовании, снизить поборы с населения и предприятий, и увеличить доходы бюджета, нужно, как показано в публикации, ликвидировать псевдоНДС , а также нормировать прибыль с изъятием сверхприбыли в бюджет.

Предпринимаемые российскими властями попытки время от времени «замораживать» и снижать цены на продукты питания и топливо каждый раз терпят фиаско. Они непрерывно дорожают, так как «невидимая рука рынка» давно показала «реформаторам» и всем нам вполне осязаемую реальную фигу. Тем не менее, правительство с завидным упорством десятилетиями имитирует бурную деятельность на ниве ценообразования, в частности, на рынках нефти и нефтепродуктов, пытаясь директивно, точечным регулированием цен, сдерживать их рост. При этом власти одновременно повышают налоги, что увеличивает цены. Недавно в продолжение многолетнего «сизифова труда» глава правительства поручил своему заму по энергетике совместно с министром энергетики подготовить нормативный акт об очередном временном запрете экспорта отдельных видов нефтепродуктов. Причина – из-за дефицита на внутреннем рынке они значительно подорожали. В подписанном 21 апреля протоколе сказано, что в случае необходимости правительство включит бензин в перечень товаров, «существенно  важных для внутреннего рынка, в отношении которых в исключительных (?!) случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта». Перечень составили еще в 2007 году, когда наблюдался значительный рост цен на зерно, молочную продукцию, растительные масла и другие продукты питания, но их подорожание все эти годы «успешно» продолжалось.

Вскоре после упомянутого поручения чиновники Минэнерго опубликовали проект нормативного акта, которым предложили запретить на три месяца экспорт бензина, не указав пока начало запрета. Видимо, таким образом они намереваются заставить нефтяные компании увеличить поставки бензина на внутренний рынок и тем самым снизить его цены. Однако из данных об объемах производства и экспорта следует, что в интересах российских потребителей экономически целесообразно было бы не только «заморозить» экспорт бензина, но и одновременно ввести временно квоты на экспорт нефти для увеличения объема ее переработки. Но даже без квотирования добыча сырой нефти в России в 2020 г. сократилась на 8,6% по сравнению с 2019-м и составила 512,68 млн. тонн. При этом в 2020 году сократился также экспорт нефти с 269,2 млн. до 238,6 млн. тонн. Сокращение добычи нефти и ее экспорта продолжилось и в нынешнем году – в январе-апреле в сравнении с тем же периодом прошлого года они снизились еще на 10% и 20% соответственно. Казалось бы, для ликвидации дефицита бензина не востребованную за рубежом нефть нужно было использовать для ее переработки, пригрозив непослушным компаниям в наказание ограничить оставшиеся экспортные поставки. Ведь в 2020 г. сократилось также и производство бензина с 40,22 млн. до 38,41 млн., тогда как его экспорт возрос до 5,82 миллиона тонн. В первом квартале нынешнего года бензина произвели еще на 4% меньше.

За длящейся вот уже почти 30 лет «заботой» властей о топливном и продуктовом благе страны и населения кроются то ли чьи-то меркантильные интересы, то ли просто экономическая безграмотность (как можно устранить ее последствия говорится ниже). До 2014 года цены на нефть в мире к всеобщему восторгу в основном росли, но затем, с некоторыми колебаниями, стали резко падать. В 2020 г. среднегодовая цена поставляемой на экспорт российской нефти марки Юралс по сравнению с 2019-м снизилась более чем на треть. Такой низкой она не была с 2004 года. Казалось бы, если нефть дешевеет, должен дешеветь и бензин. Однако цены на него в России, надо полагать, из-за сознательного сворачивания производства, тоже растут, и бензин с 7 рублей в 2000-м подорожал до 46 рублей за литр в 2020 году. Продолжает дорожать он и в 2021-м.

Причины происходящего до безобразия просты. Власти создали такие экономические условия, при которых российскую нефть вывозить за рубеж оказалось для ее нынешних хозяев выгодней, чем производить из нее различные топлива и потреблять их внутри страны в интересах отечественной экономики. Пока нефть дорожала и росли ее экспортные поставки, правительство увеличивало на нее экспортную пошлину, чтобы заполучать больше доходов в бюджет и больше валюты. Как известно, экспортную пошлину выплачивает зарубежный покупатель. Но когда спрос снизился, и цены на нефть упали, экспортная выручка с пошлиной тоже рухнули. Тогда, чтобы поддержать конкурентоспособность за рубежом подешевевшей российской нефти, правительство решило поэтапно ликвидировать экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, которые платили зарубежные покупатели, заменив их акцизами. Попросту говоря, искусственно, за счет российских потребителей, было решено для иностранных покупателей понизить цены на нефть и нефтепродукты, увеличив их рыночную стоимость внутри страны. Надо сказать, что подобный «финт» правительство намеревалось по указанию МВФ предпринять еще в 1996 году в обмен на получение кредита в 10,2 млрд. долларов. Это вызвало активное противодействие нефтяных компаний, так как среднегодовая цена барреля нефти марки Юралс не превышала тогда 17 долларов. Для сравнения, в апреле этого года она составляла в среднем 65 долларов. Поэтому власти вынуждены были пойти на попятную. Знаю о происшедшем не понаслышке, так как определенную роль в этом деле сыграла статья МВФ в роли ЦК КПСС. Рост акцизов на нефть усугубляет кризис в экономике, опубликованная в газете «Деловой мир» 25 сентября 1996 г. В те времена чиновники, «почитывая прессу», еще не всегда на нее «поплевывали», как это происходит сейчас. 

Для компенсации ликвидируемых вывозных пошлин вместо них с 1 января 2019 года власти ввели ежегодно возрастающие налоги на добычу полезных ископаемых — НДПИ. Новые поборы, которые в итоге выплачивает население, лукаво назвали «налоговым маневром». Постепенный отказ от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с их обнулением к началу 2024 года компенсируется соответствующим увеличением НДПИ. Одновременно правительство ввело ежегодно увеличиваемый акциз на нефтяное сырье, направляе­мое на переработку. Естественно, такое абсурдное, от лукавого, «маневрирование» неизбежно породило новое цепное подорожание всего и вся, так как экономика и цены на различную продукцию в значительной степени начинаются с добычи углеводородного сырья и его переработки.

Цены растут также за счет взимания на заправочных станциях акциза на бензин и ввиду отсутствия ограничений на экспорт нефти. Поэтому нефтяным компаниям, которые владеют почти всеми крупными нефтеперерабатывающими заводами и большей частью автозаправочных станций России, из-за созданных властями экономических условий экспортировать сырую нефть выгодней, чем производить из нее тот же бензин и продавать его внутри страны. В результате не обеспечиваются в должной мере сырьем российские НПЗ, и бензином — внутренний рынок. Чтобы притормозить вывоз нефти за рубеж и увеличить производство и сбыт бензина в стране, правительство время от времени повышало экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, а цены на бензин внутри страны замораживало. Все это, однако, как отмечалось, мало помогало. Ведь власти заинтересованы в увеличении доходов бюджета, чему способствует рост налогов, провоцирующий рост цен. На юридическом языке это называется конфликтом интересов, которые обусловлены выгодой определенных лиц. В ответ нефтяные компании иногда прибегали к «партизанским» методам борьбы с новациями правительства. Так, в конце 2007-го из-за закрытия девяти крупных НПЗ на профилактику существенно подорожал бензин.

Следует заметить, что стоимость бензина в цене литра нефти не превышает 10%, зато все налоги на бензин составляют примерно 60% его рыночной стоимости. К этому нужно добавить еще приросты ценовой инфляции и спровоцированную в 2014 году Центробанком нарастающую по сей день существенную девальвацию рубля. Граничащее с диверсией сознательное обесценивание национальной валюты привело к новому значительному «подорожанию» доллара в рублевом исчислении, дополнительному вследствие этого увеличению цен, снижению реальных доходов и покупательной способности населения. В 2020 г. доллар в сравнении с рублем «возрос» за год почти на 30%, а с 2014-го по апрель 2021 года — более чем на 200%.Так как в стране велика доля импортной продукции, то непрерывно растет и ценовая инфляция.

Стараясь как-то скомпенсировать потери от падения спроса и цен на нефть за рубежом, а также от спровоцированной Центробанком нарастающей девальвации рубля, оптовые и розничные продавцы бензина вынуждены были повышать на него цены внутри страны. В то же время правительство продолжало увеличивать акцизный сбор за перерабатываемую нефть, а нефтяники закладывали возраставший акциз в стоимость топлива. Такая «борьба» с подорожанием, в частности, бензина, была бессмысленной. Тем не менее, власти ее продолжали. С 1 января 2018 г. возрос также НДС, а в мае того же года произошел еще один скачок нефтяных цен, что привело к новому росту стоимости бензина с 41 до 44 рублей за литр. После этого розничные цены на бензин продолжали расти и в январе 2021 г. в среднем по Российской Федерации превышали среднюю цену его производителей аж в 2,2 раза! По данным Росстата, бензин на российских автозаправках в I квартале нынешнего года подорожал на 3,2%, тогда как в прошлом году прирост не превысил 2,6%. В Москве стоимость литра бензина в апреле 2021 г. достигла 50 рублей. Из-за ремонта установки на Хабаровском НПЗ  в Хабаровском и Приморском краях возникли огромные очереди на АЗС, и цены на бензин подскочили там с 48-53 рублей до 100 рублей за литр.

После значительного в 2018 году подорожания топлива, спровоцированного неумным налоговым, валютным и торговым регулированием, правительство договорилось с нефтяными компаниями об очередной «заморозке» внутренних оптовых цен. Но нефтяникам было невыгодно поставлять нефть и нефтепродукты на российский рынок по фиксированной стоимости в девальвированных рублях, если экспортные цены превышали внутренние. Поэтому с 1 января 2019 года правительство стало возмещать (!!!) компаниям недополученные доходы при поставках нефти и топлива на внутренний рынок. Если цены на нефть и горючее внутри страны в валютном эквиваленте оказываются ниже экспортных, нефтяники получают денежную компенсацию из федерального бюджета, а если внутренние цены превышают экспортные, то компании отчисляют в казну соответствующую часть своей прибыли. «Демпфер», как аллегорически назвали чиновники свою антирыночную сделку за счет налогоплательщиков, то есть населения страны, позволил лишь ненадолго несколько замедлить подорожание бензина. Поэтому для большего эффекта «демпферные» выплаты компаниям в течение 2021-2023 гг. будут увеличены до 350 млрд. рублей, но при этом почти половину суммы скомпенсируют за счет увеличения нефтяного НДПИ. 

Подобное происходило и с продуктами питания, экспортные цены на которые за последние год-два существенно возросли. В прошлом году, в частности, вырастили богатый урожай зерновых, 133,5 млн. тонн. Но при этом возрос на 20% экспорт и составил 57,5 млн. тонн. Казалось бы, мука и хлеб при такой избыточности урожая должны были в России подешеветь. Однако они повсеместно подорожали. В Москве цена хлеба при существенном снижении его качества из-за избыточного подмешивания кормовой муки, предназначенной для скота, возросла почти вдвое. Несмотря на рекордный урожай зерна и возросший его экспорт, в стране… закрылись девять мукомольных заводов. Произошло это из-за их нерентабельности. Зато возрос импорт муки из Турции – ее там производят из российского зерна.

Цены на металл и трубы за год, к нынешнему апрелю, возросли на 90%, а на остальные различные виды металлопродукции — в среднем от 20% до 50%. Теперь металлургическим компаниям выгодно их экспортировать, а не продавать на внутреннем рынке. Строительство внутри страны из-за дефицита металлопродукции начинает сворачиваться. Казалось бы, выход — в увеличении для начала экспортных пошлин на металл. Но чиновники в правительстве пока еще совещаются и склоняются к повторению нефтяных и бензиновых «налоговых маневров». По примеру Минэнерго, подготовившего упомянутый выше проект правительственного постановления об ограничении цен на бензин, Минпромторг подготовил проект постановления о временных ограничениях цен на руду, металлопрокат и металлопродукцию. А в ФАС заявили, что возбудили дела против «Северстали», ММК, НЛМК и ряда трейдеров металлопроката. Антирыночные «новации» чиновников смахивают на коррупционный сговор с корпорациями. Проблем такие сделки не решат, так как случайные попытки регулировать цены отдельных видов продукции обречены на провал. И вот почему.

Товарное производство представляет собой сложную кооперационную систему, цены продуктов в которой устанавливаются во всех звеньях цепочек по мере их изготовления. Формируются они последовательно, от сырьевых ресурсов до конечной продукции, и нарастают в зависимости от создаваемой на каждом переделе производства добавленной стоимости, а также от соответствующих спроса и предложения. Эти показатели зависят от множества случайных и объективных факторов, в частности, от политики налогообложения. Поэтому проблемы ценообразования являются комплексными, они взаимосвязаны, и решать их нужно в рамках государственной экономической политики. Но за почти 30 лет существования Российской Федерации такую политику, предусмотренную Конституцией страны, еще не разработали. Ее важной частью должна быть национальная финансовая политика, которая охватывала бы все сферы оборота денег, включая налоговую, и обеспечивала в стране баланс товарно-денежного обращения. Одним из критериев баланса является согласованность цен. Однако такая политика тоже отсутствует. Возможные решения некоторых ее аспектов рассмотрены в публикации В защиту рубля, доходов населения и национальной финансовой политики… —  «Промышленные ведомости» № 1-2, февраль 2021 г. 

Пороки ценообразования во многом обусловлены пороками отечественной налоговой системы, которая ориентирована не на развитие социально ориентированной национальной экономики, а на вымогательство денег у населения и финансовые спекуляции. Наглядным доказательством тому служит налог с выручки (оборота) предприятий, ошибочно именуемый в Налоговом кодексе как налог на добавленную стоимость — НДС. Его разрушающее влияние на экономику страны подробно проанализировано в публикации «Честный отъем денег у населения» и государства по Налоговому кодексу. Доходы узаконенного «теневого бизнеса» от присваиваемого псевдоНДС ежегодно превышают десятки триллионов рублей. Как прекратить поборы и увеличить доходы бюджета страны? — «Промышленные ведомости» № 4, апрель, 2021 г.  

Присвоение значительной части начисляемого псевдоНДС происходит в результате его взаимозачетов, узаконенных Налоговым кодексом. К примеру, в 2019 г. из налога в сумме 40,263 трлн. рубля, начисленной с валового оборота организаций страны, в федеральный бюджет поступило лишь 4,481 трлн. рубля или 11% начисленной суммы. Остальные 35,782 трлн. рубля остались у предприятий в качестве оборотных средств. Они трансформировались в «теневые» доходы субъектов хозяйственной деятельности, в том числе за счет спекулятивного повышения цен, выполнения «липовых» работ и перепродаж продукции, возврата «НДС» с лжеэкспорта и пр.

Анализ показал, что вместо псевдоНДС, около 90% которого не поступает в бюджет, в интересах государства, населения и экономики страны необходимо взимать только истинный НДС. Он  включает в себя налог на доходы физических лиц — НДФЛ, страховые взносы, которые составляют 30% от фонда заработной платы и выплачиваются предприятиями во внебюджетные фонды, а также прибыль предприятий, из которой выплачиваются дивиденды по акциям и проценты по кредитам. Если ликвидировать налог с выручки (оборота), то сбор истинного НДС можно значительно увеличить, увеличив тем и доходы консолидированного бюджета страны. Одновременно существенно снизится налоговая нагрузка на население, вследствие чего повысятся его реальные доходы и покупательная способность, а увеличение потребительского спроса приведет к увеличению товарного производства. Это подтверждается оценочными расчетами, приведенными в упомянутой выше публикации.

Валовой внутренний продукт — ВВП, который представляет собой сумму добавленных стоимостей, созданных на предприятиях страны, в 2019 г. составил 110,046 трлн. рубля. А  сумма выплаченного в бюджет истинного налога на добавленную стоимость — НДС, который образуют налог на прибыль, НДФЛ и страховые взносы предприятий, составила 15,535 трлн. рубля. Сумма истинного НДС вместе с поступившими в бюджет после взаимозачетов «остатками» псевдоНДС в размере 4,481 трлн. рубля была равна 20,016 трлн. рубля или относительно ВВП — около 18%. Если бы отменили налог с выручки и для компенсации выпадающего дохода установили ставку для составляющих НДС в 20%, то в бюджет поступило бы 21,092 трлн. рубля или на 3,163 трлн. рубля больше. При этом, как показали расчеты, налоговая нагрузка на население снизилась бы в ценах 2017-го, 2018-го и 2019 г. оценочно на 20,984 трлн., 25,502 трлн. и 35,782 трлн. рубля, соответственно. Тогда за счет частичного уменьшения выигрыша населения можно было бы увеличить налог с продаж потребительской продукции и услуг, допустим, на 20 трлн. рублей, что позволило бы дополнительно увеличить доходы консолидированного бюджета. В этом случае население в 2019 г. выиграло бы свыше 15 трлн. рублей. Налог с продаж потребительской продукции представляет собой налог с конечной выручки в розничной торговле. Прежде он направлялся в региональные бюджеты и был отменен в 2005 году. Налог с конечной выручки в розничной торговле тоже назвали «НДС», чтобы можно было формально его остатки после взаимозачетов направлять в федеральный бюджет. Таким образом, ликвидация псевдоНДС, позволит также значительно увеличить доходы региональных бюджетов за счет распределения в них большей части налога с продаж.

Однако после ликвидации налога с выручки продавцы и перепродавцы продукции сами не снизят цены, так как добровольно наверняка не захотят их скорректировать, чтобы сохранить свои нынешние сверхдоходы. Поэтому при ликвидации оброка с населения в виде спекулятивно повышенных цен и, тем самым, ликвидации сверхприбыли продавцов и перепродавцов продукции за счет этого оброка, потребуется соответственно ограничить их прибыль. Этого можно добиться законодательным нормированием прибыли товаропроизводителей относительно себестоимости их продукции, а также нормированием прибыли перепродавцов продукции относительно ее стоимости у изготовителей. Норма прибыли должна дифференцироваться в зависимости от вида хозяйственной деятельности предприятия с переводом сверхнормативной прибыли в доход бюджета. При этом снижение нормы прибыли ограничит возможности спекулятивной продажи и перепродажи продукции. Все это позволит постепенно существенно замедлить рост ценовой инфляции, а также стабилизировать и гармонизировать цены.

При существенном увеличении доходов консолидированного бюджета, допустим, на 20 трлн. рублей, можно будет ликвидировать часть налогов и акцизов. В частности, можно будет ликвидировать акцизы на перерабатываемую нефть и бензины, а также налог на добычу полезных ископаемых – НДПИ. В 2019 г. НДПИ совместно с некоторыми сборами за пользование недрами составил 6,258 трлн. рубля. Взимается он сейчас вместе с налогом с выручки. При ликвидации НДПИ снизятся затраты горнодобывающих и нефтегазовых компаний, что позволит снизить цены на природные ресурсы и топливо, при этом дополнительно уменьшится налоговая нагрузка на население. А пока правительство увеличивает поборы с сырьевых добывающих компаний и населения так называемым «налоговым маневром».

Ликвидация налога с выручки с увеличением при этом доходов консолидированного бюджета позволила бы также не прибегать к увеличению возраста выхода на пенсию, повысить размеры пенсионных выплат, восстановить незаконно ликвидированную индексацию пенсий работающих пенсионеров…  Скорректированную систему налогообложения можно было бы использовать в странах Евразийского экономического союза, чтобы выровнять условия хозяйствования на единой таможенной территории – сейчас Россия несет немалые убытки. Но при всех выгодах предлагаемых изменений возникают серьезные сомнения в их осуществлении. Ведь тогда кому-то придется признать, что по их недосмотру или, возможно, умыслу в стране много лет процветает «теневой бизнес», легализованный Налоговым кодексом, что наносит громадный ущерб национальной безопасности.

А пока Владимир Путин поручил Правительству РФ «обеспечить… применение долгосрочных рыночных механизмов, гарантирующих предсказуемость цен на товары, насыщение внутреннего рынка качественной продукцией, а также стимулирующих инвестиционную активность организаций, в том числе за счет снижения рисков ведения бизнеса». Отчитаться об исполнении следует до 1 июля этого года. Как за два месяца добиться исполнения того, чего не могли обеспечить почти тридцать лет, мы узнаем уже очень скоро. Столь же скоро, как об исполнении майских указов 2012 года о национальных проектах, удвоении ВВП и прочих директив.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru