3:51 23 мая 2024

Cделка «Total» и «Газпрома» – сигнал для Саркози? / Гай Чейзан, Давид Готье-Вильярс

Длительные усилия французской нефтяной компании Total SA увенчались успехом – она допущена к участию в освоении колоссального Штокмановского месторождения природного газа в России, одного из последних еще нетронутых сырьевых кладов в мире.
Но жесткие условия, поставленные газовым монополистом ОАО «Газпром», подчеркивают, с какими громадными трудностями сталкиваются крупные западные нефтяные и газовые компании при попытках получить в собственность новые запасы, особенно в этом богатом энергоресурсами государстве.

Штокмановское месторождение, находящееся примерно в 340 милях от берега под дном Баренцева моря, содержит столько газа, что его хватит на год всей планете. Но его освоение сопряжено с чрезвычайными техническими сложностями, в том числе из-за природных условий в Арктике: айсберги, шторма, многомесячная полярная ночь… По оценкам аналитиков, разработка может стоить до 20 млрд. долларов. Total – лишь одна из западных нефтяных компаний, которые вели переговоры о своем возможном участии в этом проекте.

По условиям договоренности Total, в сущности, отведена подчиненная роль, так сказать, «на заднем сиденье» в этом выгодном проекте. Кроме того, французская компания не сможет предъявить право собственности на добываемый газ. Ей предоставляется 25-процентная доля в новой компании, которая будет заниматься проектированием, финансированием и строительством первой очереди, а также владеть его инфраструктурой.

Остальные 75% отходят к «Газпрому», хотя он, возможно, уступит часть акций другим иностранным партнерам. «Газпром» сохранит за собой все права собственности на газ, добываемый на «Штокмане», и на компанию-филиал, которой принадлежит лицензия на освоение месторождения.

Неясно, позволят ли Total зарезервировать за собой долю в запасах месторождения. Резервы традиционно рассматриваются как указатель на будущие объемы добычи, и инвесторы внимательно следят за тем, насколько умело нефтегазовые компании находят новые запасы взамен иссякающих. Total, как и другие крупные нефтяные и газовые компании, сталкивается с большими проблемами при восполнении резервов, так как многие из лучших оставшихся месторождений труднодоступны или вообще недоступны для западных компаний.

Представители Total отказались разгласить подробности проекта сделки, отметив, что речь идет лишь о предварительном шаге. «Соглашение не означает, что принято решение об инвестировании, – заявила пресс-атташе Патрисия Мари. – Это дело более позднего этапа».

Аналитики охарактеризовали как нестандартную договоренность, согласно которой западному партнеру предоставляется доля в управляющей компании, отделенной от ее актива. Но, возможно, такие договоренности распространятся шире благодаря растущему могуществу государственных энергетических компаний типа «Газпрома», которые не любят отказываться от собственности на резервы.

«Крупным транснациональным нефтяным компаниям придется убеждать рынки, что следует делать инвестиции в проекты подобного рода, даже если при этом не удается зарезервировать запасы, – говорит Алекс Теркелтауб, исполнительный директор консалтинговой фирмы Frontier Strategy Group, специализирующейся на развивающихся рынках. – В реальности подобные сделки весьма выгодны».

Как бы то ни было, соглашение с «Газпромом» это большой прорыв для Total, которой неоднократно ставили палки в колеса в России с тех пор, как в 1990-е годы эта страна открыла двери для иностранных инвесторов. Штокмановское месторождение «дает Total статус крупного игрока в высших кругах российского бизнеса, где дотоле эта компания была недостаточно весома», полагает Том Эллекотт, аналитик консалтинговой фирмы Wood Mackenzie.

Соглашение демонстрирует, что западные компании, желающие действовать в России, располагающей крупнейшими в мире запасами природного газа, а также занимающей одно из главных мест по добыче нефти, вынуждены соглашаться на гораздо более жесткие условия, чем раньше, так как Кремль расширяет свой контроль над природными богатствами страны.

В последние месяцы крупные западные нефтяные компании BP PLC и Royal Dutch Shell PLC заключили договоренности по уступке российским компаниям контрольных пакетов крупных проектов. Расформирование бывшего российского нефтяного гиганта ЮКОС в результате конфликта с Кремлем и обвинений в неуплате налогов повлекло за собой финансовые потери для многих западных инвесторов.

В 1995 году Total стала одной из первых транснациональных нефтяных компаний, которая добралась до российского нефтяного месторождения. Но месторождение «Харьяга» на севере Сибири в прошлом году давало 8 тыс. баррелей нефти в день, что составляет всего 0,3% от мировых объемов добычи Total. В 2005 году Total попыталась приобрести за 1 млрд. долларов 25% российской газовой компании ОАО «НОВАТЕК», но российские антимонопольные органы заблокировали сделку.

Договоренность о Штокмановском месторождении – очередной смелый шаг Total по поиску новых источников нефти и газа. Компания расширила свою деятельность в Африке и добилась партнерства в проектах, связанных со сжиженным газом, в Йемене, Австралии, Катаре и Нигерии. Но, как и другие компании, она сталкивается с трудностями – растет число богатых энергоресурсами стран, которые в период низких цен на нефть заключали менее выгодные для себя соглашения, а теперь хотят увеличить свою долю.

У «Газпрома» никогда не было высококвалифицированных специалистов для самостоятельного освоения Штокмановского месторождения. С самого начала было ясно, что ему потребуется помощь крупной западной компании типа Total или Exxon Mobil Corp., имеющий опыт бурения в море в трудных природных условиях, а также сжижения природного газа для экспорта в страны типа США.

В итоге «Газпром» объявил шорт-лист из пяти потенциальных партнеров: Total, Chevron Corp., ConocoPhillips и двух норвежских компаний – Statoil ASA и Norsk Hydro ASA. Но в прошлом году газовый гигант шокировал заявлением, что иностранные компании не получат акций Штокмановского месторождения и будут довольствоваться ролью подрядчиков. Некоторые компании – например, Chevron – заявили, что в таком варианте не заинтересованы. По словам представителей Norsk Hydro и Statoil, они все еще ведут переговоры с «Газпромом».

Наблюдатели обратили внимание на геополитическую составляющую вчерашней договоренности. Новый президент Франции Николя Саркози встревожил некоторых россиян своей резкой критикой политики Кремля. Заключив сделку с Total, Москва, как полагают аналитики, указывает Елисейскому дворцу на то, что сохранять хорошие отношения с Россией экономически выгодно.

Евросоюз борется за расширение доступа к российским энергоносителям. Эта позиция обусловлена тревогой, что в наступающем десятилетии зависимость Европы от российского газа резко возрастет, поскольку собственные запасы континента иссякают. Гай Чейзан, Давид Готье-Вильярс The Wall Street Journal – Inopressa.r