Самодур — человек, которй действует по своей
прихоти, по своему произволу, унижая
достоинство других (жен. род — самодурка).
Толковый словарь русского языка
С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова
Вокруг Минздравсоцразвития раскручивается очередной серьезный скандал. На сей раз, после коррупционных закупок медицинских томографов, – кадровый. Своим приказом от 15 ноября 2011 г. министр Татьяна Голикова уволила генерального директора Федерального государственного учреждения «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» имени академика С. Н. Федорова» (далее – МНТК) Христо Тахчиди. Уволила противоправно, так как без всяких на то оснований заменила известного учёного и врача-офтальмолога, который возглавлял МНТК с января 2001 года, одного из лучших учеников трагически погибшего Святослава Федорова, на неспециалиста. Поэтому за Христо Тахчиди вступились многочисленные коллеги и пациенты.
В московском центре и его 11 региональных филиалах, где работают около 5000 человек, прошли митинги протеста. Протестовали не футбольные фанаты. Работники МНТК прекрасно осознают, что появление во главе МНТК «Микрохирургия глаза» бывшего депутата Госдумы и бывшего хирурга не «по глазам» чревато развалом создававшегося многими десятилетиями научного и лечебного центра, который пользуется авторитетом во всем мире. Когда Христо Тахчиди назначили гендиректором, он смог организовать коллектив и спасти МНТК, который начали разваливать после гибели Святослава Федорова. Сейчас усилиями Татьяны Голиковой развал МНТК может начаться вновь.
После выступления в защиту Тахчиди президента Национальной медицинской палаты профессора Леонида Рошаля Владимир Путин попросил Генпрокуратуру проверить объективность причин увольнения. Обычно причины увольнения любого наемного работника должны указываться в соответствующем приказе руководителя организации. В госучреждениях, подчинённых министерствам и ведомствам, назначением и увольнением их руководителей ведают соответствующие министры. В упомянутом приказе министра Татьяны Голиковой сказано:
«В связи с назначением с 22 ноября 2011 г. генерального директора федерального государственного учреждения «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» имени академика С. Н. Федорова» приказываю прекратить 2I ноября 20l1 г. действие трудового договора от 30 декабря 2009 г…. с исполняющим обязанности генерального директора… Тахчиди Христо Перикловича… в связи с окончанием срока его действия».
Очевидно, Генпрокуратура должна будет проверить объективность и законность только тех оснований для увольнения Христо Тахчиди, которые изложены в приказе, а не каких-то иных, неофициальных сведений, порочащих гендиректора МНТК, и полуподпольно предоставленных некими чиновниками министерства отдельным СМИ.
Измышления по этому поводу министерских чиновников в ноябре после начала скандала были вывешены на официальном Интернет-сайте Минздравсоцразвития. Но спустя несколько дней их убрали. Надо полагать, авторы инсинуаций прекрасно осознавали, что за клевету придётся отвечать в уголовном порядке. А стёртую информацию подтвердить весьма сложно. Хотя возможно. Очевидно за деньги, как водится, эту клевету тут же растиражировал и телеканал ОРТ. Но запись передачи из архива на его Интернет-сайте вскоре тоже исчезла.
Если чиновники не чтут Уголовный кодекс, то наплевать им и на Трудовой. В ст. 58 Трудового кодекса РФ (далее ТК) сказано: «Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок».
Анализ на соответствие этой норме ТК показал, что приведенный выше приказ об увольнении гендиректора МНТК «Микрохирургия глаза» противоправен, так как трудовой договор заключили с ним на неопределенный по времени срок. Иначе говоря, для увольнения Христо Тахчиди отсутствали достаточные правовые основания. И вот почему.
1. В ст.58 ТК говорится:
«Трудовые договоры могут заключаться:
— на неопределенный срок;
— на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами».
С Христо Тахчиди министерство в лице Татьяны Голиковой заключило 30 декабря 2009 г. трудовой договор. Согласно п. 24 договора «работник (т. е. Х. Тахчиди) исполняет обязанности и. о. генерального директора, предусмотренные трудовым договором с 01 января 2010 г., а в п. 20 сказано, что «трудовой договор заключён на срок до назначения генерального директора в установленном порядке».
Согласно приведённой выше норме ст. 58 ТК, срочный трудовой договор заключается на определенный срок не более пяти лет. Иные сроки законодательством для руководителя организации не предусмотрены. Понятие «определённый срок» согласно семантике русского языка — понятие временное, требующее чёткого указания определённой даты завершения договора или, что равносильно, конкретного периода времени (числа календарных или рабочих дней) его продолжительности.
Заключение договора «на срок до назначения генерального директора» означает наступление события, время которого не определено, т.е. без указания предусмотренного ст. 58 ТК определённого временного срока этого события. Поэтому уже одно лишь это нарушение превращает трудовой договор, согласно той же ст. 58 ТК, в договор, заключённый на неопределённый срок. В таком случае работника можно уволить только за определенные нарушения, предусмотренные законодательством и условиями трудового договора. К сожалению, даже при столь очевидной недостаточности основания для увольнения недостаточность должна быть подтверждена судом.
2. Очевидно, в судебном порядке придётся также подтверждать безграмотность и необоснованность формулировки п. 24 договора — «работник исполняет обязанности и. о. генерального директора с 01 января 2010 г. ».
О безграмотности с точки зрения семантики русского языка словосочетания «исполняет обязанности и. о.», т. е. «исполняет обязанности исполняющего обязанности генерального директора с 01 января 2010 г.», говорить не стану. Очевидно, это сделают за меня эксперты из Института русского языка РАН при проведении лингвистической экспертизы.
Как известно, согласно Конституции страны русский язык является государственным, и чиновники того же Минздравсоцразвития во главе с министром Татьяной Голиковой должны им владеть, чтобы писать по-русски внятные документы. Наверняка, эксперты, которые проведут лингвистическую экспертизу, скажут, что п. 24 договора следовало записать в такой редакции: «Работник исполняет обязанности генерального директора, предусмотренные настоящим договором, с 01 января 2010 г.». А после причастного оборота должна стоять запятая, отсутствующая в документе.
Очевидно, Татьяну Голикову и, готовившую для нее договор, начальницу департамента организации медпомощи и развития здравоохранения О. В. Кривонос, следовало бы усадить за парту, чтобы написать контрольный диктант…
В п. 24 договора говорится об исполнении обязанностей. Однако согласно ст. 59 ТК срочный трудовой договор на исполнение обязанностей заключается лишь
«на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами… трудовым договором сохраняется место работы».
Христо Тахчиди назначили гендиректорм МНТК в январе 2001 г., и он проработал в этой должности вплоть до увольнения. Не мог же он раздваиваться и исполнять свои же обязанности, даже временно отсутствуя. А если речь идет о назначении человека, не работавшего в МНТК, то и он не может быть назван временно отсутствующим, чьи обязанности поручались выполнять Христо Тахчиди. Таким образом, указанное нарушение ст. 59 ТК усиливает необоснованность его увольнения.
3. С предыдущим тесно связано еще одно обстоятельство незаконности увольнения Христо Тахчиди. В ст. 58 ТК сказано:
«В случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок».
Христо Тахчиди соответствующим приказом назначили генеральным директором МНТК «Микрохирургия глаза» в январе 2001 г. До этого он возглавлял свердловский филиал клиники. А 30 декабря 2004 г. с ним заключили трудовой договор № 5 сроком на пять лет – до 31 декабря 2009 года. Незадолго до окончания этого срока, 22 декабря 2009 г., Татьяна Голикова издала приказ, в котором говорилось:
«Прекратить действие срочного трудового договора № 5 от 30.12.2004… с генеральным директором МНТК «Микрохирургия глаза» Тахчиди Христо Перикловичем с 31 декабря 2009 г. в связи с окончанием срока его действия».
Хочу заметить, в приказе сказано не об увольнении гендиректоа или расторжении договора, а лишь о прекращении действия договора в связи с его окончанием. Действие договора прекратили, но Христо Тахчиди с 1 января 2010 г. продолжил выполнять свои прежние обязанности. Об этом 30 декабря 2009 г. Татьяна Голикова подписала соответствующий приказ. И в тот же день она с Христо Тахчиди подписала новый трудовой договор с неопределенным по времени сроком его завершения, что, как показано выше, явилось нарушением ст. 58 ТК.
Таким образом получается, что Христо Тахчиди не уволили и договор с ним не расторгли, так как в приказе министра от 30 декабря 2009 г. об этом ничего не сказано, а действие договора № 5 от 30.12. 2004 г. фактически продолжили новым договором от 30.12. 2009 г., так как согласно новому договору он продолжил работу в качестве генерального директора без перерыва во времени.
Известно, что согласно законодательству противоречия и неопределенности в правовых и нормативных документах должны толковаться в пользу истца. Поэтому суд, очевидно, согласно приведенной выше норме ст. 58 ТК, должен решить, что трудовой договор № 5 от 30.12. 2004 г. заключен на неопределенный срок, так как Х. Тахчиди продолжил работу по истечении срока действия этого договора. На эту неопределенность временного срока указывает и положение нового договора об исполнении Тахчиди своих обязанностей до назначения генерального директора без указания времени назначения, о чем говорилось выше.
4.Как отмечалось, согласно п. 20 нового трудового договора — от 30.12. 2009 г. «трудовой договор заключён на срок до назначения генерального директора в установленном порядке». Спрашивается, а разве Христо Тахчиди назначали генеральным директором каким-то противоправным образом? Да и сама трактовка этого пункта звучит двусмысленно: кого собирались назначить на эту должность – Христо Тахчиди, но уже в «установленном порядке», или нового человека?
Известно, что научные школы живут и развиваются, если в руководстве сохраняется преемственность учителей, создателей этих школ, и их лучших учеников. Христо Тахчиди – один из лучших учеников покойного Святослава Федорова, создавшего МНТК «Микрохирургия глаза». Неспроста его назначили руководить этим комплексом, для чего перевели в Москву из возглавлявшегося им свердловского филиала. Произошло это вскоре после трагической гибели Святослава Федорова.
Я не стану перечислять научные и практические достижения и заслуги Христо Тахчиди, ученого с мировым именем. Не об этом здесь речь. Беда в том, что вместо него генеральным директором МНТК «Микрохирургия глаза» назначили не врача-офтальмолога, а бывшего хирурга не «по глазам» Александра Чухраева, пребывавшего в депутатах Госдумы с 2003-го по 2011 год. От услуг бывшего депутата его родная «Единая Россия» отказалась. Но Татьяна Голикова решила отблагодарить родного человека, который, будучи заместителем председателя думского комитета по охране здоровья, лоббировал нужные его благодетельнице законы в нужных редакциях. О мытарствах с исправлением опасных пороков недавно принятого закона о здравоохранении с горечью говорят многие специалисты, в том числе доктор Леонид Рошаль.
***
Татьяна Голикова, пользуясь бесконтрольностью и безнаказанностью, основательно зачистила министерство и подчиненные агентства от неугодных специалистов. Сейчас идет зачистка неугодных ей руководителей медицинских научных и лечебных учреждений, благодаря которым российское здравоохранение еще как-то держится наплаву. До каких же пор может продолжаться разрушительная деятельность откровенного самодура?
Моисей Гельман
P. S. Христо Тахчиди избран членом-корреспондентом РАН Председателя Общества офтальмологов России Христо Тахчиди 21 декабря 2011 года избрали членом-корреспондентом Российской Академии наук. Недавнему руководителю МНТК «Микрохирургия глаза» им. С. Н. Федорова составил конкуренцию руководитель НИИ глазных болезней им. Гельмгольца Владимир Нероев, человек, принявший участие в травле своего коллеги. За Тахчиди проголосовало в 10 раз больше людей, чем за Нероева.
увольнение Христо Тахчиди, иск Христо Тахчиди к Минздравсоцразвития, Татьяна Голикова, МНТК «Микрохирургия глаза», Леонид Рошаль