Интервью с начальником Управления радиоэлектронной промышленности и систем управления Роспрома, доктором технических наук Юрием Борисовым
— Юрий Иванович, зачем нужно развивать производство микроэлектроники в России, а не воспользоваться мировыми достижениями и закупать импортные изделия микроэлектроники?
— Ответ на этот вопрос обусловлен двумя факторами. Во-первых, никто нам не продавал, не продает, и не будет продавать новейшие изделия микроэлектроники специального исполнения, которые предназначены для производства военной техники. И, во-вторых, современная микроэлектроника достигла такого уровня сложности, что эти изделия стали узкоспециализированными и системно-ориентированными, и их использование возможно только при условии создания точных аналогов аппаратуры и систем, в которых использованы эти изделия. Иначе говоря, наши проектировщики должны будут идти по пути воспроизводства зарубежных разработок.
Этот пагубный путь, обрекающий на отставание, мы уже проходили. Следовательно, если мы хотим создавать передовую интеллектуальную технику, в том числе военную, и обеспечить технологическую независимость и информационную безопасность всех наших электронных систем, в том числе гражданских, то ключевые изделия современной микроэлектроники необходимо проектировать и производить в России.
— Почему микроэлектроника, являющаяся одной из наиболее рентабельных отраслей в мире, не развивается в нашей стране на базе рыночных отношений?
— Дело в том, что производство изделий микроэлектроники требует очень больших начальных капиталовложений — стоимость современной микроэлектронной фабрики превышает 2 млрд. долларов, срок её окупаемости составляет около 3 лет, а сбыт продукции связан с серьезной конкуренцией на внешнем и внутреннем рынках. А производство радиоэлектронной аппаратуры в России не развито в той мере, чтобы оно стало стимулирующим фактором для отечественных потребителей. Поэтому без государственной поддержки финансами и гарантированного сбыта продукции развитие микроэлектроники невозможно.
— А возможно ли в настоящее время развитие микроэлектроники в России?
— Мы сохранили высокий научный потенциал, и экономика страны позволяет выделить необходимые средства на развитие этой высокотехнологичной базовой отрасли. Так что развитие микроэлектроники в России необходимо и возможно, но возможно только при государственной финансовой и организационной поддержке и гарантированных объемах сбыта.
При этом оказываются взаимосвязанными два фактора. Развитие микроэлектроники требует государственных гарантий и поддержки в разработке и выпуске микросхем для изготовления электронных документов, производства различных информационных систем, навигационной аппаратуры, промышленной электроники, военной и специальной техники. В то же время, для их информационной безопасности следует использовать только отечественные микросхемы и, следовательно, необходимо развивать микроэлектронное производство в России. Это требует создания и развития технологического и производственного базиса для выпуска отечественной современной электронной компонентной базы (ЭКБ), технический уровень которой определяет возможности государства решать задачи технологической, информационной и экономической безопасности.
Электронная промышленность России является базовой отраслью. Не имея возможности проектировать и производить современную ЭКБ, Россия в ближайшее время может утратить потенциал обороноспособности, потерять свои позиции в экспорте оружия, лишится возможности разрабатывать и выпускать аппаратуру и системы безопасности, и ещё больше отстанет от мирового технологического уровня в промышленности и в обеспечении жизнедеятельности общества.
— Какую роль играет электроника в мировой сфере производства и потребления?
— Мировое производство высокотехнологичной продукции во многом основано на разработке и производстве ЭКБ с использованием специализированного технологического оборудования и электронных материалов. Мировой рынок такого оборудования и материалов в 2005 г. оценивался более чем в 50 млрд. долл., компонентную базу произвели на 300 млрд. долл., а на её основе создана электронная продукция общей стоимостью свыше 6 трлн. долл. В мировой экономике этот технологический процесс глубоко интегрирован и специализирован по географическим регионам и техническим направлениям.
Мощные мировые производители ЭКБ, электронной аппаратуры и электронных услуг такие как Intel, IBM, Samsung, Hitachi, NEC, Microsoft поделили сферы влияния и определяют политику в сфере производства и потребления продукции электроники.
США традиционно специализируются на создании сложнофункциональной ЭКБ, а странам Юго-Восточной Азии отведена роль производителей массовой продукции на базе развитой сети кремниевых фабрик.
Эти фабрики за счет более низкой заработной платы и технологий высокого уровня обеспечивают выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Мировой рынок электроники достаточно специализирован. Наиболее динамичной в развитии является память MOS, которая составляет и будет составлять более 25 % всего выпуска микроэлектронной продукции. Анализ мирового рынка интегральных микросхем показывает, что в течение 2003-2010 гг. он будет достаточно стабилен.
— Каково состояние и перспективы развития отечественной электроники на этом фоне?
— Наш внутренний рынок пока не достигает своего потенциального объема продаж в 20 млрд. долл. в год, причем продажи ЭКБ только на 30 % удовлетворяются за счет собственного производства, что обусловлено низким уровнем освоенных технологий и, как следствие, недостаточной конкурентоспособностью. Отсутствие значимых внутренних потребителей и их ориентация во многом на импортную элементную базу делает задачу развития российской электроники весьма специфической, так как в этой ситуации приходится ориентироваться на потребителей, не имеющих масштабных и национальных задач.
К сожалению, Россия не включилась своевременно в мировую систему развития микроэлектроники, а кризис 1990-х годов, когда практически исчезла государственная поддержка отечественной электронной промышленности, привел к довольно сильному технологическому отставанию России в микроэлектронике и негативным образом сказался на уровне производства электронной техники. Сегодня развитие отечественной микроэлектронной ЭКБ уступает средним мировым темпам, что является свидетельством недостаточного внимания в стране к этой важной сфере экономики и неминуемо ведет к ещё большему технологическому отставанию.
Россия по удельному производству электроники (в расчете на душу населения) отстает от США в 90 раз, Японии — в 80 раз, Европы — в 40 раз. На внутреннем рынке в 2004 году было продано электроники меньше, чем в отдельно взятых Польше, Венгрии и Мексике, по этому показателю мы занимаем 30 место в мире из 52 стран со значимыми объёмами потребления. Значительную роль на мировом рынке начинает играть Китай благодаря реализации государственной политики по освоению современных технологий микроэлектроники.
Известно, что уровень технологии микроэлектроники определяется возможностью реализации минимального топологического размера транзистора. Чем меньше этот размер, тем быстрее работает интегральная схема, тем сложнее и разнообразнее функции, которые она может выполнять в составе одного кристалла, тем большее количество этих схем можно получить при обработке одной кремниевой пластины, из которой эти схемы изготавливают, а значит выше экономическая выгода. Рост интеграции функций в рамках одной сверхбольшой интегральной схемы (СБИС) обеспечивает резкое снижение числа сборочных операций при выпуске аппаратуры, уменьшает её массогабаритные характеристики и потребляемую энергию, повышает надежность и долговечность.
В ближайшем будущем большинство видов аппаратуры и систем будет выпускаться в однокристальном варианте, когда все функции будут реализованы на этапе производства ЭКБ. Не освоив производство собственной высоко интегрированной и сложнофункциональной ЭКБ мы проиграем не только технически, но и экономически, так как наши аппаратура и системы не станут конкурентоспособными как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Если за рубежом уже достигли топологического размера 90 нм, то в России освоены изделия микроэлектроники с топологией только 0,35-0,8 мкм.
— Управлением, которое вы возглавляете, разработана «Стратегия развития электронной промышленности» на ближайшие годы. Что это за документ и какова цель его создания?
— Под стратегией развития электронной промышленности России понимается комплекс мероприятий по технологическому, экономическому, организационному, законодательному, социальному и экологическому обеспечению разработки и производства современной электронной компонентной базы, необходимой для национальной безопасности и экономического подъема отечественной промышленности.
Стратегия включает взаимоувязанные по целям, задачам, срокам реализации, финансовому обеспечению и государственной поддержке совокупность федеральных целевых, отраслевых и межотраслевых программ и инвестиционных проектов.
Стратегия исходит из реалий нынешней экономической и технологической ситуаций в России, опирается на имеющийся научно-технический потенциал, ставит задачи с учетом их приоритета и стратегической государственной важности.
Реализация стратегии должна обеспечить создание современных электронных средств и систем для модернизации действующего и создания современного технологического базиса приборостроения, модернизации систем управления и коммуникаций, совершенствования систем транспорта и энергетики, внедрения энергосберегающих технологий, повышения уровня автоматизации производств, освоения новых методов обучения и медицинского обслуживания, совершенствования специальной техники и вооружений.
Необходимость разработки и реализации стратегии обусловлена отсутствием должной государственной научно-технической политики в этой сфере, непродуманными институционально-структурными преобразованиями, проведенными в последние 10 лет в электронной промышленности России, пассивностью и неподготовленностью государства к реформированию отрасли и обеспечению её развития в условиях рынка. Сегодняшнее состояние отрасли следует квалифицировать как начальный период выхода из кризиса.
К числу потребителей, наиболее заинтересованных в современной ЭКБ отечественного производства, следует отнести высокотехнологичные отрасли промышленности. Она необходима также для производства аппаратуры цифрового теле- и радиовещания, средств радиочастотной идентификации и систем безопасности, радионавигационной аппаратуры, медицинской, научной и бытовой аппаратуры, средств обучения, автомобильной и промышленной электроники, энергетического оборудования и т.д.
— Каким образом предполагается преодолеть отставание отечественной электроники от мирового уровня? — Преодоление системного кризиса отечественной электроники неразрывно связано с проведением государством продуманной и взвешенной протекционистской политики в решении структурных и технологических проблем электронной промышленности. Результативность преодоления кризиса будет определяться правильным установлением отношений между государством и бизнесом на принципах государственно-частного партнерства. Базисом и основой планирования и реализации намеченных мероприятий должен стать программно-целевой подход.
Правительства передовых государств не только инициируют и поддерживают проведение государственных программ по развитию передовых технологий для обеспечения военной и технологической безопасности, но и напрямую финансируют создание новых производств, оказывают всяческие преференции при освоении новых технологий.
— Какие мероприятия должны быть первоочередными?
— Нами принята стратегия ускоренного освоения микроэлектронных технологий нового поколения и создания межотраслевой вертикально интегрированной системы сквозного проектирования СБИС и аппаратуры. Для решения этой основополагающей задачи будет создано и модернизировано более 15 ключевых производств ЭКБ, реализована сеть из 40-50 центров проектирования сверхбольших интегральных схем типа «система-на-кристалле» и создан межотраслевой центр шаблонов. Производственную базу микроэлектроники (кремниевые фабрики) предполагается реализовать как имеющие национальное значение инвестиционные проекты, финансируемые из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Это должно позволить включиться в мировую систему разделения труда и производить аппаратуру и системы стратегического значения на базе современной ЭКБ.
— Каковы ожидаемые результаты от выполнения стратегии? — Реализация комплекса взаимоувязанных целевых программ, инвестиционных проектов и внепрограммных мероприятий, составляющих основу предложенной стратегии, позволит восстановить научно-технический и производственно-технологический потенциал микроэлектроники и электронной отрасли в целом и вывести ее на современный мировой уровень.
Ожидается, что в 2011 г. объем реализации отечественной продукции электронной промышленности составит не менее 50 млрд. рублей, а технологический уровень изделий в серийном производстве позволит достигнуть топологических размеров 0,13-0,18 мкм. Это позволит обеспечить потребности отраслей экономики и обороны, в том числе за счет создания стратегически значимых систем, и резко уменьшить долю импортной ЭКБ в производстве радиоэлектронных средств. Существующее в настоящее время соотношение 65% к 35% в пользу импортной ЭКБ будет изменено на 60% к 40% в пользу отечественных компонентов.
Модернизация ключевых производств электронной техники и структуры отрасли на основе государственно-частного партнерства с одновременным созданием рыночной инфраструктуры должны существенно улучшить экономическое положение предприятий и повысить рентабельность выпускаемой продукции.
Учитывая высокий потенциал отечественной науки в области электроники, можно ожидать существенного расширения международного научно-технического сотрудничества и прорыва в области новых технологий, в том числе нанотехнологий, биоэлектроники, производства биочипов для автоматизированного поддержания жизнедеятельности живых организмов и др. Все это позволит повысить конкурентность отечественных изделий, как на внутреннем, так и на внешнем рынке микроэлектронной и электронной техники и значительно укрепит обороноспособность и безопасность России.
Пресс-служба Федерального агентства по промышленности