Современные мировые вызовы стальной отрасли Как им противостоять

Владимир Лисин,

председатель Совета директоров Группы «НЛМК»

Уже в  первые недели 2014 года стало ясно, что глобальная экономика входит в новую фазу неопределенности. К развивающимся рынкам сегодня вновь приковано пристальное внимание. Волатильные движения валют и фондовых рынков отражают опасения среди инвесторов относительно влияния сворачивания программы смягчения ФРС и финансовой стабильности в Китае. Ключевые тренды указывают на то, что Китай прошел точку максимального роста. Те горнодобывающие компании, которые годами рассчитывали на ускорение спроса в этой стране, попали в ловушку новой реальности.  Давление на них в 2014 году из-за роста стоимости заимствований может только усилиться.

Мировой рынок стали быстро приближается к моменту истины, когда стратегии многих производителей, особенно в Европе, будут проверены на прочность. Бизнес-модели, которые были основаны на увеличении производственных мощностей в ущерб всем другим факторам, оказались уязвимы перед изменившейся структурой спроса. Лишь программы роста, которые были направлены на выпуск стальной продукции с высокой добавленной стоимостью при снижении ее себестоимости, подтвердили свою состоятельность в сегодняшних условиях.

Раньше эффективность различных стратегий роста компаний сталепроизводителей не всегда была очевидна для субъектов рынка: инвесторы зачастую не полностью отличали их между собой и судили о секторе как о едином целом. Однако в будущем разрыв между показателями эффективности этих компаний заметно увеличится. Некоторые из наших конкурентов, похоже, искренне верили, что в нашем секторе будет наблюдаться постоянный рост глобального спроса, что привело к существенному избытку мощностей, которые глобально оцениваются в 500 млн. тонн. В Евросоюзе общие мощности по производству стали до кризиса в 2008 году составляли около 250 млн. тонн, тогда как после кризиса они сократились всего лишь до 210 млн. тонн.

В этой ситуации европейским производителям стали, ослабленным высокими затратами, которые обусловлены дорогими энергоносителями и ограниченным доступом к ключевым видам сырья, следует сфокусироваться на выпуске премиальной и специальной продукции. Производители же низкомаржинальной стальной продукции (commodity steel) продолжат сталкиваться с серьезными проблемами. К сожалению, эта ситуация будет продолжительной из-за близорукой государственной поддержки неэффективных европейских производителей стали. Это только откладывает неизбежное закрытие наименее жизнеспособных предприятий, тогда как оно является необходимым, чтобы привести европейские мощности в соответствие с региональной и глобальной реальностью спроса.

Некоторые производители стали отреагировали на нынешнюю ситуацию призывом к всеобъемлющему соглашению между производителями и правительствами о координации усилий по сокращению мощностей. Но, как бы привлекательной не казалась эта идея, я не верю, что она реализуема. Лучшим распределителем ресурсов является рынок, и только те производители, которые удовлетворяют его потребностям, будут процветать в долгосрочной перспективе.

Ряд европейских компаний осознали эту реальность и предприняли впечатляющие усилия для улучшения эффективности затрат. Мы наблюдали, как решают эту задачу в Северной Европе  путем консолидации активов. Именно подобные действия необходимы для укрепления конкурентоспособности европейских компаний на глобальном рынке. В частности, ключевым производителям континента необходимо увеличивать производство качественной продукции с высокой добавленной стоимостью. Я уверен, что бизнес-модель Группы «НЛМК» отвечает потребностям нынешнего рынка. Мы являемся одним из наиболее эффективных производителей стальной продукции в мире, сочетая в себе особые качества наших российских и зарубежных технологических операций.

Сохранить занятость в европейской промышленности в долгосрочной перспективе возможно только в случае высокой эффективности затрат как в производстве сырья, так и сырой стали, и при наличии технологически продвинутых прокатных мощностей. Модель, которую мы внедрили в «НЛМК», это сочетание низкозатратного производства стали и ключевых видов сырья на развивающихся рынках с выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью вблизи конечных потребителей в таких развитых странах, как Бельгия, Дания, Франция, Италия и США.

Такая модель обеспечивает стратегическую гибкость для достижения успеха в условиях медленного роста и жесткой конкуренции. Она позволяет нам поставлять продукцию как российскому строительному сектору, так и крупным международным клиентам, таким как ABB, Caterpillar, Renault, SchneiderElectric, Siemens, Volvo, VW и многим другим. Все они рассматривают «НЛМК» как предпочтительного поставщика высококачественной стальной продукции. Помимо этого, мы завоевываем новые рынки новой промышленной продукции, например, поставляя стальные листы для производства ветряных электростанций в Дании, которая является мировым лидером ветряной энергетики.

Так что же ожидает стальной сектор в дальнейшем? Я верю, несмотря на то, что вызовы остаются, они же создают хорошие возможности роста для таких компаний как «НЛМК», которые знают, как ими воспользоваться.

Файнэншл Таймс,  10 февраля 2014 г.

Стратегия развития Группы  «НЛМК»

В соответствии с принципами, изложенными в статье, Группа «НЛМК» разработала новую стратегию своего дальнейшего развития  — «Стратегию 2017». Она  нацелена на раскрытие внутреннего потенциала компании за счет повышения операционной эффективности производственной цепочки, усиления вертикальной интеграции в производстве ключевых видов сырья, роста продаж продукции с высокой добавленной стоимостью, а также продолжения программ в области защиты окружающей среды, промышленной безопасности и развития человеческого капитала.

«Стратегия 2017» предусматривает общий объем инвестиций в размере 1,6 млрд. долларов и получение Группой дополнительных доходов в размере $1 млрд. в год. Дополнительный доход рассчитан к уровню 2013 г.,  полный эффект ожидается в 2018 году с учетом деятельности NLMK Belgium Holdings.  

Группа продолжит придерживаться консервативной финансовой политики, нацеленной на дальнейшее снижение долговой нагрузки и финансирование инвестиционных проектов за счет внутреннего денежного потока. Помимо этого, Группа «НЛМК» намерена выплачивать акционерам не менее 20% чистой прибыли по ОПБУ США и сохранить средний уровень дивидендных выплат в размере 30% чистой прибыли в течение 5 лет.

Президент и CEO Группы «НЛМК»  Олег Багрин так прокомментировал это событие:

«С утверждением «Стратегии 2017» для «НЛМК» начинается новый этап развития. В прошлом мы неизменно достигали поставленных целей и полагаем, что новая стратегия позволит нам укрепить наше лидирующее положение в отрасли. За последние 10 лет мы инвестировали 11 млрд. долларов, удвоив масштабы бизнеса. Теперь наша задача – использовать потенциал созданной платформы для обеспечения дальнейшего роста и создания акционерной стоимости.

«Стратегия 2017» имеет модульную структуру, включающую целый ряд проектов на всех производственных площадках. Мы собираемся кардинально улучшить операционную эффективность Группы и качество наших бизнес-процессов, а также повысить самообеспеченность основными видами сырья. Кроме того, мы работаем над укреплением наших позиций на ключевых рынках за счет более эффективного использования новых и модернизированных производственных мощностей.

Успешность реализации стратегии обеспечивается не только программами по повышению эффективности, запущенными в каждом дивизионе в рамках Производственной системы «НЛМК», но и за счет реализации более сотни инвестиционных проектов с высокими требованиями к возврату на вложенные средства. Сочетание операционных и инвестиционных мер должно обеспечить устойчивое развитие Группы при различных условиях рынка. Внедрение Производственной системы «НЛМК» уже обеспечило в 2013 году  положительный эффект в размере $235 млн. по сравнению с уровнем 2012 года.

Особое внимание в новой стратегии уделяется промышленной безопасности, устойчивому развитию и повышению качества человеческого капитала Группы. Эти аспекты играют решающую роль в обеспечении лидерства в долгосрочной перспективе».

Цели «Стратегии 2017».

1.        Лидерство по эффективности производства:

         — полное внедрение Производственной системы «НЛМК»;

         —  целевой уровень чистого дохода $330 млн. в год.

2.        Ресурсная база мирового класса:

         — 100% самообеспеченности железорудным сырьем с гибкой структурой шихты (окатыши, агломерат, аглоруда);

          — снижение потребления дорогостоящих видов ресурсов;

          —  целевой уровень чистого дохода – $480 млн. в год.

3.        Лидерство на стратегических рынках:

        — рост продаж стальной продукции до 16,3 млн. тонн против 14,9 млн. тонн в 2013 году;

        —  рост доли продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме продаж до 40% против 35% в 2013 году;

         рост продаж на внутреннем рынке до 45% против 39% в 2013 году;

         —  целевой уровень чистого дохода $190 млн. в год.

4.        Лидерство в области устойчивого развития и безопасности:

         —  систематическая минимизация воздействия на окружающую среду;

         —  полное соответствие производственных процессов стандартам в области охраны труда и промышленной безопасности;

         —  отраслевое лидерство по производительности труда, подкрепленное мотивированным, вовлеченным персоналом.

Производственные предприятия ОАО «НЛМК» расположены в России, Европе и США. Мощности по производству жидкой стали компании превышают 17 млн. тонн в год, из которых около 16 млн. тонн расположены в России. Выручка компании в 2012 году составила 12,2 млрд. долларов, показатель EBITDA — 1,9 млрд. долларов. Обыкновенные акции Группы торгуются на Московской фондовой бирже, глобальные депозитарные акции — на Лондонской фондовой бирже.

По материалам пресс-службы «НЛМК»

металлургия, НЛМК, Владимир Лисин, Олег Багрин

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru