Интернет-телевидение / Максим Казак

Перебирая десятки телевизионных каналов, доступных сегодня в России, миллионы зрителей зачастую не могут остановиться ни на одном. Смертная скука. Любопытно, но такая ситуация характерна не только для нашей страны. Все больше и больше людей по всему миру использует эфирное телевидение как калейдоскоп картинок за завтраком или ужином. Заканчивая трапезу, они отправляются к компьютеру, через который могут получить тот вид контента, который им действительно интересен. Особенно сильна такая тенденция среди молодежи. Современные телеканалы воспринимаются скорее как развлечение стариков.

Люди, относящие себя к интеллектуалам, часто с гордостью заявляют, что не смотрят телевизор, а те, которые действительно являются интеллектуалами, просто обходят молчанием эту тему, так как и обсуждать здесь нечего — и так все понятно. Но, похоже, что так будет не всегда — на смену традиционному приходит интернет-телевидение.
Подразумевать под телевидением только традиционное вещание было бы несправедливо.

Эфир — это была первая технология. За ним мир покоряли кабельные и спутниковые системы, имеющие относительно большие возможности. Но, по сути, они не изменили концептуальных основ — человек у экрана остается только потребителем аудио-видео сигнала, ограниченного и ориентированного на относительно массовую аудиторию. Сейчас на смену традиционному приходит интернет-телевидение.

Главными преимуществами интернет-телевидения (IPTV) называют неограниченное число каналов, цифровые технологии, интерактивность и услуги по запросу. Эти и другие возможности впечатляют, но главное в другом: модернизация сетей позволит каждому абоненту получить доступ к видео-контенту, создаваемому миллионами таких же участников системы, как и он. Каждый сможет развивать собственный видеоканал. От потенциальной степени свободы зрителя захватывает дух.

«Любой контент через любое устройство в любом месте» — только такой лозунг может впечатлить избалованного потребителя сегодня. За ярким фасадом поставщики обещают не менее яркое содержание: интеграцию на основе телевизора возможностей IP-телевидения, видео-телефонии, мобильной и фиксированной связи, сетевых игр, интернета и аудио-библиотек. Давайте разберемся, как это может выглядеть на практике.

Главным условием, при котором все это великолепие начинает полноценно работать, организация ширкополосного канала до абонента. Лучше, если до каждой квартиры будет проложен оптоволоконный кабель. Есть и компромиссные варианты, о которых — чуть ниже. В том числе, это может быть и медная пара. Сейчас речь идет о концепции.
Пользовательский интерфейс доступа к сервисам реализован в виде меню на экране телевизора, навигация осуществляется с обычного пульта дистанционного управления.

Главные разделы меню: телевидение, видео по запросу, игры, аудио, контроль платежей. Выбирая ту или иную опцию, пользователь получает нужный тип соединения с сервером провайдера, который транслирует необходимый контент, обеспечивает передачу голоса и данных. Технологическое ядро системы создано относительно давно, сегодня же усилия создателей программно-аппаратных решений данного класса направлены на развитие их функциональности и повышение устойчивости работы.
Трудиться есть над чем. Качество изображения должно быть уровня DVD, никакие задержки в трансляции сигнала или переключении каналов (как это бывает со спутниковым ТВ) недопустимы. Используя функцию сдвига программ по времени, зритель может нажать кнопку «пауза» и остановить программу, а также «перемотать» ее вперед или назад.

Для записи телевизионных каналов можно использовать услугу локального или сетевого видео-рекордера (PVR). В первом случае файл сохраняется на жестком диске телевизионной приставки, во втором — остается на зарезервированном вами пространстве сервера провайдера. Очевидно, что в данном случае допускается одновременная запись нескольких программ. Удаленный доступ к файлам с помощью карманного компьютера или смартфона возможен как для локальных, так и для сетевых PVR.

Трансляция видеосигнала по интернет-протоколу (IP) позволит разработчикам нового телевидения «смешивать» его с другими данными, которые давно передаются по сети — прежде всего с голосом и текстом. Пожалуй, дальше всех в разработке подобных миксов продвинулись в Alcatel. Решение AmigoTV позволяет телезрителям обмениваться текстовыми сообщениями в режиме реального времени с другими пользователями. Система дружественного телевидения сообщает о поступившем телефонном звонке, который можно перевести на стационарный или мобильный терминал или же вести разговор, используя видео-телефонию.

Главную возможность — создавать собственные видео-каналы и получать доступ к библиотекам сообщества — разработчики Alcatel выделили в продукт MyOwnTV. На практике канал включается в меню наряду с остальными телевизионными каналами, и доступ к нему обеспечивается все с того же обычного пульта. Разработчики позиционируют личные каналы граждан для трансляции домашнего видео и фото, хотя, понятно, что потенциал таких «забав» может быть куда более значимым.

Обмен текстовыми сообщения войдет в будни телевидения. Оба сервиса могут включать доступ к платному контенту, и для удобства пользователей предполагается прозрачная биллинговая система. Информация о платежах выводится в одном из разделов меню телевизора. Благодаря доступному интерфейсу подписка на телеканал или иной вид сервисов на короткие промежутки времени (неделя, день) должна быть удобной.
В силу того, что IPTV опирается, прежде всего, на технологии широкополосного доступа, лидерами в разработке решений для «четвертого телевидения» выступают компании, имеющие наиболее крепкие позиции именно в этом сегменте. По данным Dell’Oro на 2 квартал 2005 года, главным игроком на мировом рынке оборудования для скоростного доступа является французская кампания Alcatel (32,3%), следом за которой идет китайская компания Huawei (13,2%).

Форум технологий широкополосного доступа, прошедший в прошлом году в Мадриде, продемонстрировал высокий интерес разработчиков к идее нового телевидения. На стендах поставщиков телекоммуникационного оборудования исправно работали условные меню с условным IPTV. Нам довелось пощелкать пультом и, как посетители выставки, мы остались полностью удовлетворены. Но между экспозицией и реальным IP-эфиром, «вещающим» на массовую аудиторию, лежит поле огромных усилий операторов. Как быстро они сумеют привлечь необходимые средства для инвестиций в инфраструктуру?

Проходят годы, но огромные затраты «телекомов» на развитие сетей мобильной связи третьего поколения пока так и не окупились. В России дело до сих пор не дошло до нормального лицензирования этой сферы услуг. Как быстро операторы смогут найти удачную бизнес-схему, учитывающую помимо их собственных целей, интересы рекламодателей и возможности зрителей?

Масштаб требований к надежности инфраструктуры IPTV обусловливает и масштаб проблем, которые требуют своего решения. Прежде всего, речь идет о безопасности. IP-сети традиционно являются не самым защищенным фундаментом: атаки DoS на уровне сетевых узлов и на пользовательском уровне, лавины «мусорного» трафика, неаутентифицированный пользовательский трафик. Отдельная тема — кража услуг и конфиденциальной информации, а также защита прав интеллектуальной собственности.
Между тем, потенциал четвертого телевидения не может не манить провайдеров, прибыльность бизнеса которых напрямую зависит от величины расходов абонентов. Этот показатель неуклонно снижается, и для его роста постоянно нужны новые привлекательные сервисы.

Судьба местной и международной телефонии как бизнеса уже сегодня поставлена под удар быстро развивающимися бесплатными IP-сервисами. В Европе средний размер доходов от предоставления услуг высокоскоростного интернета не поднимается выше 30 евро на абонента. По данным Alcatel, видео-сервисы, уже запущенные провайдерами, увеличивают платежи абонентов в 2-3 раза. В случае успешной реализации IPTV способно стать стратегическим ресурсом, коммерческий потенциал которого можно развивать долгое время.

В мире ситуация с проникновением услуг широкополосного доступа в интернет и платного телевидения неравномерная. Россия относится к группе стран с низким проникновением обеих услуг. Сказать определенно, когда IPTV станет повседневностью в России, где уровень «цифровизации» обычных АТС до сих пор не превышает 30 %, довольно сложно. Но сама идея кажется крайне привлекательной для абонентов, и именно это делает ее жизнеспособной.

Сегодня в мире насчитывается 14 компаний, которые имеют более 100 тыс. подписчиков на услуги IPTV. Среди них Chunghwa Telecom, Fast Web, China Telecom, Bell South, KDDI, TeliaSonera, Telefonica, France Telecom. Единственным отечественным оператором, развивающим направление платного телевидения на основе сетей широкополосного доступа, является «МТУ-Интел». Между тем, сервис «Стрим ТВ» нельзя характеризовать как полноценный проект IPTV. Речь пока идет только об услугах передачи данных через высокоскоростные соединения. По словам представителей компании, за несколько месяцев удалось привлечь несколько тысяч подписчиков в Москве.

Как говорит, Виктор Белов, директор по техническому развитию «МТУ-Интел», темпы роста абонентов компанию вполне устраивают — они в два раза перекрывают запланированные ранее показатели. Средний ежемесячный доход с одного пользователя услуг «Стрим ТВ» находится на уровне не ниже запланированных $ 18, а имеющаяся инфраструктура компании позволяет расширить число активных пользователей до 100 тысяч. Подключиться к системе может любой из 175 тыс. абонентов канала «Стрим». В потенциале доступ к сервису доступен всем 4 млн. абонентов МГТС. CNews

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru