Бизнесмену из Таганрога заплатят за его незаконное уголовное преследование / Татьяна Дудник, Ростов- на -Дону

Таганрогский предприниматель Виктор Денисенко, пострадавший от действий правоохранительных органов, сумел добиться в суде возмещения морального ущерба. Опрошенные юристы говорят, что это крайне редкий случай, поскольку в подобных ситуациях немногие отваживаются бороться до конца. В конце августа областной суд подтвердил решение Таганрогского суда о выплате 100 тыс. рублей за нанесенный моральный ущерб предпринимателю Виктору Денисенко, оправданному по фальсифицированному уголовному делу за незаконное предпринимательство и легализацию денежных средств (см. «Современные инквизиторы на ниве малого и среднего бизнеса. Производство средств измерений под гнётом самоуправства чиновников и милиции». — «Промышленные ведомости» № 8, август 2009 г.). Добиться привлечения к уголовной ответственности обвинявших его следователей и прокурора бизнесмену не удалось. Виктор Денисенко намеревается отдать выигранные в суде деньги на борьбу с коррупцией. Сейчас рассматривается его иск о возмещении ему еще и нанесенного материального ущерба.

Директор Научно-исследовательской лаборатории автоматизации проектирования (НИЛ АП) Виктор Денисенко был оправдан по обвинению в незаконном предпринимательстве и легализации денежных средств (см. «Публикация в «Промышленных ведомостях» помогла оправдать в суде бизнесмена Виктора Денисенко. Наглядный урок для предпринимателей».).

После этого бизнесмен подал исковое заявление в суд на УВД по г. Таганрогу о возмещении морального вреда на сумму 1 млн. руб., а также написал заявление в Следственный комитет при таганрогской прокуратуре (СКП) о привлечении к уголовной ответственности сотрудников УВД Таганрога и заместителя прокурора города, санкционировавшего возбуждение уголовного дела.

— Я уверен, что следователи сфабриковали уголовное дело, выбивали липовые показания у свидетелей и шли на другие нарушения закона. Я сформулировал в своем заявлении 13 таких нарушений и считаю, что моих доказательств достаточно (см. http://www.grein.ru/SKP_Denisenko.zip), — заявил Виктор Денисенко. Например, в заявлении есть ссылка на слова одного из следователей, сказанные в присутствии свидетелей: «Надо было поделиться, и тогда ничего бы этого не было».

Однако в ответе руководителя следственного отдела по г. Таганрогу СКП Петухова В. А. говорится, что в данном случае имело место не умышленное искажение событий и фактов, а их добросовестно-неверная оценка.

— Я уверен, что среди милиционеров есть люди, которым справедливость дороже денег, — продолжает Виктор Денисенко. — Кроме того, у меня была небольшая надежда, что в СКП тоже есть план по количеству посаженных на нары милиционеров, и сотрудники комитета обрадуются моему заявлению. Однако оказалось, что там «все свои» и то, что не позволено рядовому гражданину, позволено милиционеру.

После всего происшедшего я вспоминаю фильм «Бандитский Петербург», и у меня такое ощущение, что я побывал в этом фильме наяву в качестве жертвы милицейского беспредела. Страшно то, что люди, которые пытались, но не смогли меня посадить, сейчас находятся на свободе. Ведь они представляют собой угрозу для общества: меня не смогли посадить — ну так посадят кого-то другого, кто будет сопротивляться не так активно.

Таганрогский суд установил размер компенсации морального вреда в 100 тыс. рублей, областной подтвердил справедливость решения нижестоящей инстанции.
— 100 тыс. рублей компенсации — это огромная сумма для дел о взыскании морального вреда, — говорит представитель Денисенко Александр Пономарев. — В Таганроге обычно присуждают 5–10 тыс. рублей.

Разумность размера морального ущерба определяет суд по своим ощущениям, измерить объективно его невозможно. Закон гласит, что человек, оправданный по уголовному делу, имеет право на возмещение морального ущерба. По моим наблюдениям, большинство уголовных дел не доходит до суда, потому что их возбуждают, чтобы потом прекратить. А случай удовлетворения требований о возмещении морального вреда по уголовному делу такого рода и вовсе уникален.

Предприниматели предпочитают договориться с работниками правоохранительных органов если не о прекращении уголовного дела, то хотя бы об условном сроке. Ясно, что в таких случаях возмещения морального вреда никто не потребует.

Ну, а в данном случае Денисенко был прав и решил биться до конца. Присудили столько, возможно, потому, что за него лично вступился президент Дмитрий Медведев (дело Денисенко приводили главе государства как пример давления на предпринимателей с помощью несовершенного Уголовного кодекса). В нашей стране это весомый аргумент.

 Оправданных по уголовным делам предпринимателей вообще крайне мало. По судебной статистике, в ЮФО оправдательные приговоры по всем статьям составляют всего 1%. По данным Ростовского областного суда, в 2009 году в Ростовской области по ст. 171 УК было осуждено 47 человек, по ст. 174.1 — 10 человек (это статьи УК, по которым обвинялся Виктор Денисенко). Оправдательных приговоров по этим статьям не выносилось.

Председатель совета адвокатского бюро Ростовской области «Правовая защита» Павел Русенко и старший юрист юридической фирмы «JBI Эксперт» Вячеслав Оробинский также не слышали, чтобы донские предприниматели, пострадавшие от действий правоохранительных органов, выигрывали дела о компенсации морального вреда.

— Дела о возмещении предпринимателям морального вреда встречаются нечасто, поскольку после вынесения оправдательного приговора по уголовному делу мало кто хочет продолжать борьбу до конца, — сказал адвокат Роман Яньшин. — Я обычно не советую своим клиентам проявлять такую смелость, поскольку правоохранительные органы могут не только обжаловать принятые решения, но и продолжить проверку предприятия.

— После всего происшедшего я стал больше ценить жизнь и свободу, хочется успеть очень многое сделать до того, как меня будут пытаться посадить в следующий раз, — говорит Виктор Денисенко. — Ведь для этого совсем не обязательно совершать преступление. Вас могут посадить просто для того, чтобы выполнить «план по посадкам». В кабинете у моего следователя висел красноречивый плакат для посетителей: «Если на вас не заведено уголовное дело — это не ваша заслуга, это наша недоработка».

По словам Виктора Денисенко, перспектива сесть в тюрьму на 8 лет ни за что для него была равносильна смерти. В качестве компенсации он хотел получить от государства 1 млн. рублей для того, чтобы отдать их отечественным правозащитникам. Все выигранные в суде 100 тыс. руб. предприниматель собирается отдать на проведение в Таганроге массовых акций и издание антикоррупционной листовки «Народный контроль».

Эту газету-листовку издает общественное объединение «Комитет народного контроля», она выходит по мере появления денег, обычно раз в год, тиражом 10–20 тыс. экземпляров. Распространяется на рынках и в других точках города. «Только ощущение моего участия в борьбе с коррупцией в правоохранительных органах может компенсировать нанесенный мне моральный и материальный ущерб», — сказал Денисенко.

Первые слушания по делу о компенсации Виктору Денисенко материального вреда были назначены на 27 августа, но затем их перенесли на 7 сентября. Предприниматель требует, чтобы Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ростовской области выплатило ему почти 1,7 млн. рублей материального ущерба, нанесенного ему как предпринимателю правоохранительными органами, включая 73 тыс. рублей расходов на услуги адвокатов.

«Основная часть этой суммы — потери, связанные с тем, что предприятие полтора года существовало фактически без директора, поскольку я все это время занимался изучением законодательства, написанием писем, статей в газеты, поездками в Государственную Думу, на телевидение, на встречи с правозащитниками, с юристами, следователями и т. п.», — заявил  Денисенко.

«Деловой Ростов» № 7 от 7 сентября 2010 г.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru