Судьба Нобелевских премий висела на волоске…

Немногие знают, что юридически завещание Альфреда Нобеля, шведского промышленника и изобретателя, было составлено с изъянами и его признали лишь после долгой борьбы. Решающую роль в тяжбе сыграл Рагнар Сульман, помощник Альфреда Нобеля. Именно он добился того, что суды, учреждения, которым было доверено право определять лауреатов, да и родственники в конце концов признали завещание.

Рагнар был назначен исполнительным директором Нобелевского фонда, отвечающего за материальное достояние Нобеля. Сегодня его дело продолжает внук — Микаэл Сульман, который занял пост исполнительного директора в 1992 году. Вот как все это происходило.

В сентябре 1893 года молодой шведский инженер Рагнар Сульман неожиданно получил телеграмму от Альфреда Нобеля, который предлагал стать его личным помощником. На эту должность его рекомендовал племянник Нобеля Людвиг, с которым они дружили в детстве.

Рагнар приехал в Париж, где у шведского промышленника была резиденция. Нобель предъявил помощнику высокие требования: он должен был вести обширную переписку на английском, французском, немецком, русском и шведском языках. Для начала Нобель отправил молодого инженера поработать в лабораторию рядом с его виллой в Сан-Ремо на итальянской Ривьере.

Потом Нобель приехал в Сан-Ремо и убедился, что помощник интеллигентен, компетентен, сообразителен. Между ними возникли дружеские отношения. Нобелю было тогда 60, Сульману — 25 лет. Дружба продолжалась всего три года. В декабре 1896 года у Нобеля в Сан-Ремо случился сердечный приступ. Он успел прошептать итальянскому слуге всего несколько слов: «Срочно вызвать родственников и Сульмана».

Рагнар и два племянника Нобеля приехали быстро. Но было поздно. Вскрыли конверт с завещанием. Родственники с ужасом узнали, что основную часть состояния Нобель распорядился использовать для учреждения пяти международных премий. Они, гласило завещание, должны присуждаться ежегодно тем, кто принес наибольшую пользу человечеству в области химии, медицины, физики, литературы и защиты мира. Лауреатами могли стать граждане любой страны. Именно эта новость оказалась сенсационной.

Нобель, к сожалению, составил завещание сам, не посоветовавшись с юристами с которыми постоянно сражался, защищая свои изобретения. Более того, он даже не спросил согласия упомянутых в завещании учреждений на то, чтобы они взяли на себя обязанность определять лауреатов Нобелевских премий. Если хотя бы одно из них отказалось от этой роли, завещание стало бы неполноценным. Именно на этом пытались сыграть родственники.

Одним из исполнителей завещания назначался Сульман. Вторым исполнителем был избран молодой юрист Карл Линдхаген, который, кстати, в последующие годы сделал блестящую карьеру на посту бургомистра Стокгольма. Они действовали сообща, но основная ответственность выпала на долю Рагнара. Он столкнулся с огромными сложностями. Какой стране принадлежал Альфред Нобель? Где следовало провести официальное утверждение завещания? Виктор Гюго называл Нобеля «самым богатым бродягой Европы». Он родился в Швеции, но большую часть жизни провел в России, Франции, Италии…

Для уточнения формальностей избрали все-таки Швецию: ведь Нобель оставался шведским гражданином и в последнее время стал чаще появляться на родине. Хотя завещание он составил в Париже, оно было написано на шведском языке и в присутствии свидетелей-шведов.

Парламент Норвегии, которая тогда состояла в унии со Швецией, с энтузиазмом согласился вести дела Нобелевской премии мира, а вот со шведскими учреждениями возникли осложнения. Некоторые члены Шведской литературной академии сочли, что читать массу книг на иностранных языках не их дело, а кое-кто предлагал, чтобы деньги Нобеля пошли на исследования внутри страны. С большим трудом Рагнару Сульману все-таки удалось убедить всех согласиться с выбором Нобеля.

Труднее всего было уговорить родственников. Их поддерживали шведские консерваторы, относившиеся к учреждению международных премий как к антипатриотической затее. Кроме того, они опасались, что Норвегия, которой выпала роль селекционера лауреатов премии мира, попытается использовать это право в борьбе за независимость. Эти опасения разделял король Швеции Оскар Второй, который дал совет любимому племяннику Нобеля Эмануэлю не забывать свои обязанности перед семьей «ради нелепых идей дяди».

Но именно Эмануэль и другие родственники, жившие в России, высказались за уважительное отношение к воле Альфреда Нобеля. Их позиция повлияла на родственников в Швеции.

Финансовые проблемы наследия Нобеля Рагнару пришлось улаживать в девяти странах. Как раз в это время его призвали на военную службу. Но дела наследия не терпели отлагательства. И Рагнар договорился, чтобы в расположении воинской части ему было выделено помещение, где он после отбоя вел нобелевские дела.

На выполнение воли Альфреда Нобеля ушло три с половиной года. Наконец, в июне 1900 года король Оскар Второй согласился утвердить положение о Нобелевском фонде, которому было поручено отвечать за наследство, оценивавшееся в 31 миллион шведских крон, или 8 миллионов долларов тех лет.

Согласно завещанию Нобеля эти средства были помещены в акции, облигации и займы, доход от которых ежегодно делится на пять равных частей и присуждается в форме нобелевских премий за работы в области физики, химии, физиологии или медицины, литературы, а также за деятельность по укреплению мира. В 1968 г. Государственный банк Швеции по случаю своего 300-летия учредил ежегодную премию памяти Нобеля за работы в области экономических наук, которая присуждается на тех же основаниях и в том же размере, что и нобелевская премия.

Нобелевская премия состоит из золотой медали с изображением А. Нобеля и соответствующей надписью, диплома и чека на установленную денежную сумму, размер которой зависит от прибылей Нобелевского фонда (как правило, от 30 тысяч до 70 тысяч долларов).

Присуждение премии, согласно завещанию Нобеля, поручено Королевской академии наук в Стокгольме (по физике, химии, мемориальная премия по экономике) и Королевскому Каролинскому медико-хирургическому институту в Стокгольме (по физиологии или медицине) и Шведской академии в Стокгольме (по литературе). В Норвегии Нобелевский комитет норвежского парламента, специально им назначаемый, присуждает нобелевскую премию за деятельность по укреплению мира.

Премии присуждаются кандидатам независимо от их расы, национальности, пола и вероисповедания за самые новейшие достижения в упомянутых областях и за более ранние работы, если их значение стало очевидным позднее. Все премии, кроме премии мира, могут присуждаться только индивидуально и только один раз. В виде исключения она была присуждена дважды М. Склодовской-Кюри (в 1903-м и 1911 г.), Л. Полингу (в 1954-м и 1962 г.) и Дж. Бардину (в 1956-м и 1972 г.). Как правило, посмертно премии не присуждаются.

Правом выдвижения кандидатур на соискание нобелевской премии пользуются только лица (не организации), круг которых определён положением о каждом виде нобелевской премии. Такое право имеют, в частности, и лауреаты нобелевской премии. В области физики, химии и экономики, физиологии или медицины в разовом порядке правом выдвижения наделяются компетентные лица в различных странах — по 6 человек для каждой области науки. Королевская Академия Наук и Королевский Каролинский медико-хирургический институт конфиденциально выбирают этих лиц каждый год для выдвижения кандидатур на будущий год.

Предложения о кандидатурах направляются до1 февраля в соответствующие 6 комитетов по нобелевским премиям (по премиям в области физики, химии и экономики – в комитеты Королевской Академии Наук, по премиям в области физиологии или медицины — Королевского Каролинского медико-хирургического института, по премиям в области литературы — Шведской академии и по премиям за укрепление мира – в комитет норвежского парламента).

Обсуждение представленных работ и голосование проходят в обстановке строгой секретности, разногласия по кандидатурам в протоколы заседаний не заносятся. В прессе публикуются лишь решение и краткая его мотивировка (по премиям мира мотивировка не даётся). Решения о присуждении премий обжалованию или отмене не подлежат.

Торжественные церемонии вручения нобелевских премий проводятся в Стокгольме и Осло 10 декабря, в годовщину смерти Нобеля — в Швеции это официальный день поднятия государственного флага. По установившейся традиции шведский король вручает золотые медали лауреатам нобелевской премии в Стокгольме, а норвежский король присутствует на церемонии в Осло. По положению лауреат нобелевской премии должен в течение 6 месяцев после получения премии выступить с так называемой нобелевской лекцией (популярная лекция по тематике своей работы), как правило, в Стокгольме или в Осло.

Первая церемония вручения Нобелевских премий состоялась 10 декабря 1901 года — в пятую годовщину смерти Нобеля. Король Оскар сам вручал их победителям.
Свидетели, присутствовавшие при составлении Нобелем завещания, утверждают, что его намерение состояло не только в том, чтобы поощрять лучшие достижения. Он хотел, чтобы лауреаты получили возможность для плодотворной деятельности. Нобель стремился помочь мечтателям, которым было трудно устроиться в жизни.

Принятые позднее правила дали возможность учреждениям, определявшим лауреатов, использовать свои методы отбора. И многие премии стали, например, присуждать пожилым людям за прежние достижения.

Рагнар Сульман переживал по поводу того, что эта деятельность поссорила его с Людвигом, племянником Нобеля, который рекомендовал его дяде. «Поверь, Людвиг, — писал ему Сульман, — если бы у меня была достойная возможность не участвовать в этом деле, я бы ее использовал… Но посчитал бы себя предателем, если бы не выполнил волю твоего дяди». «СКАНОРАМА», Стокгольм, март 1995 г. zn.ua

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru