Министры финансов G8 не пришли к единству по энергетической безопасности / Аркадий Островский, Шехерезада Данешку

Недавно в Санкт-Петербурге министры финансов клуба восьми стран обменялись множеством улыбок и теплых слов о дружбе и сотрудничестве. Джон Сноу, министр финансов США, похвалил своего российского друга и коллегу Алексея Кудрина за его деятельность в качестве принимающей стороны. Петер Штайнбрюк, министр финансов Германии, отмел опасения по поводу приостановки Россией поставок газа на Украину в январе, заявив, что действия России были неправильно истолкованы. Одной из причин хорошего настроения был имперский блеск розового Михайловского замка, где встречались министры, не говоря уже о «Лебедином озере» в легендарном Мариинском театре.

Однако атмосфера дружелюбия маскировала отсутствие прогресса по ряду более деликатных и вызывающих разногласия аспектов энергетической безопасности.
Энергетическая безопасность – это центральная тема первого президентства России в G8. Однако, на обсуждение так и не были вынесены опасения некоторых членов клуба по поводу попыток России использовать свои энергоресурсы в качестве политического инструмента.

Вероятно, в попытке избежать накала напряженности на петербургском саммите лидеров G8 в следующем месяце, где их будет впервые принимать президент Владимир Путин, министры удовольствовались спасительным и удобным для всех соглашением об общих принципах энергетической безопасности. Среди них – необходимость бороться с ростом цен на нефть и газ путем рационального использования энергии, увеличение инвестиций в этот сектор и большая прозрачность в информации о рынке.

Министры финансов заявили, что глобальный экономический рост остается сильным, и его охват стал шире. Но так как цена на нефть по-прежнему составляет около 70 долларов за баррель, они предупредили, что экономическому росту угрожают высокие цены на энергоносители и несбалансированность торгового обмена.
Была достигнута договоренность по продвижению инициатив в сфере улучшения доступа к электричеству и энергии в бедных странах. Также было заявлено о поддержке пилотного проекта по содействию фармацевтическим компаниям в разработке вакцин против инфекционных заболеваний и планов по борьбе с возможной эпидемией птичьего гриппа.

Россия, со своей стороны, отказалась от оборонной тактики, принятой на последней встрече G8, на которой она председательствовала спустя всего несколько недель после приостановки газовых поставок на Украину. Она впервые согласилась на включение в финальное коммюнике упоминания об Энергетической хартии – Тьерри Брентон, министр финансов Франции, назвал это «крупным прогрессом». Хартия, правовой документ, подписанный, но не ратифицированный Россией, требует открыть доступ к российским трубопроводам для других стран.

«Важно то, что мы все признаем принципы, стоящие за этой хартией», – подчеркнул он. Но уже через несколько минут Кудрин заявил, что, хотя Россия признает эти принципы, она не согласна с нынешней формой хартии. По его словам, документ устарел и требует внесения изменений, включая упоминание об атомной энергетике и переписку правил транзита и инвестиций.

Однако Кудрин поддержал стратегию «Газпрома» по расширению его присутствия в других странах, указав, что это принесет стабильность. Недавно Международное энергетическое агентство усомнилось в такой стратегии «Газпрома», заявив, что компания не сможет выполнять существующие обязательства по поставкам, если не начнет инвестировать больше в добычу и разведку.

Кудрин повторил, что Россия является надежным поставщиком энергии, однако сказал, что потребители российской энергии несут такую же ответственность за энергетическую безопасность, как и производители. По его словам, производители нуждаются в надежности спроса, чтобы оправдать инвестиции в добычу.
Однако сегодняшние тревоги Европы коренятся в хоть и завуалированной, но очевидной угрозе «Газпрома» перенаправить будущие поставки природного газа в Китай, если ЕС не откроет ему доступ на свои розничные рынки. Инертное производство «Газпрома» и отсрочки в разработках резервов в Восточной Сибири могут в будущем повлечь повышение цен для европейцев и дефицит газа.

Однако все тревоги по поводу чрезмерной зависимости Европы от российских поставок благополучно остались за бортом программы встречи. Тем не менее, министрам финансов следовало бы вспомнить об истории Михайловского замка, там был задушен Павел I, и попытаться не допустить, чтобы их последующие переговоры постигла та же участь.                                                                                         Financial Times — Inopressa.ru

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru