Малый бизнес: грустные заметки предпринимателя / Илья Хандриков

В связи с двадцатилетием выхода нормативных актов Совета Министров СССР по индивидуальной трудовой и кооперативной деятельности, которые послужили отправной точкой формирования в стране малого предпринимательства, захотелось написать о малом бизнесе в России. Прошлый год оказался для него знаковым, хотя многие сегодняшние проблемы предпринимателей были заложены еще в 1991-1992 годах.

Налоговое бремя
Все попытки снизить налоговое бремя на бизнес не приносят результата. Не изменил ситуации и прошлый, 2006 год. Минфин и МЭРТ держат оборону. Борьба идёт в первую очередь за два основных для предпринимателей налога — НДС и ЕСН. Второй год подряд премьер-министр Михаил Фрадков пытается снизить НДС с 18% до 13%.

Однако Алексей Кудрин считает эти намерения вредными и недопустимыми. Сегодня общая налоговая нагрузка на предпринимателей составляет не менее 50-60% от выручки. Эксперты утверждают, что при налоговом бремени свыше 27% предпринимателю не выгодно платить налоги, и он уходит в «тень».

Поскольку Россию можно отнести к развивающимся странам, то уместно вспомнить опыт Чили, где при покойном ныне генерале Пиночете была создана очень эффективная система налогообложения, благодаря которой свершилось экономическое чудо, — там ввели один единственный налог НДС в размере 20%.

Известный экономист Виталий Найшуль объясняет блестящий эффект простотой расчетов и прозрачностью, благодаря которым в Чили практически отсутствовала коррупция. Неудивительно, что громоздкая налоговая система, созданная в России Егором Гайдаром, столь неэффективна, требует постоянной корректировки и является фантастическим источником нарушений, провоцирующих коррупцию.

Собираемость налогов в стране менее 60%, поэтому снижение налогового бремени – это не только вывод доходов из тени, но и оздоровление морального климата в обществе. Попытка же государства использовать в первую очередь «кнут», и только в далеком будущем — «пряник», ни к чему хорошему не приведет.

После того, как в 2005 году Минфин и крупный бизнес исследовали проблему взаимного доверия бизнеса и власти и пришли к выводу, что вопросы налоговой нагрузки отошли на второй план, а на первый вышли поправки в Налоговый кодекс, направленные на совершенствование налогового администрирования, была уничтожена надежда на вывод предпринимателей из тени. К сожалению, этот подход поддержал и руководитель «ОПОРЫ России».

Итогом работы в 2006 году стал отказ депутатов Госдумы от всех поправок, внесенных предпринимателями. Депутаты Госдумы в лице Андрея Макарова обвинили предпринимателей в недостаточной активности в деле защиты налогоплательщиков. Они отметили, что последние два – три года бизнес-руководители явно избегают критики властей, а составляемые ими заключения и обращения к госорганами во многих случаях непрофессиональные. Жесткая и, на мой взгляд, очень справедливая критика.

Вступление России в ВТО

После долгих лет переговоров Россия подписала протокол с США о присоединении к ВТО. Нужно ли предпринимателям радоваться этому событию? Известно, что экспортеры сырья выиграют от этого. А что будет с малым бизнесом? Ведь, к примеру, итогом вступления Индии в ВТО стало разорение 40% малых предприятий.

Подарки от РАО «ЕЭС России»
Реформа энергетического хозяйства привела к тому, что теперь с новых потребителей дополнительно взимают почти 45 000 рублей за один киловатт их нагрузки – такова цена присоединения к городской электрической сети в Москве. Это может поставить крест на развитии малого бизнеса, для которого льгот не предусмотрено. А чего стоит новый договор энергоснабжения с предпринимателями, по которому, в частности, «Мосэнергосбыт» навязывает ряд спорных, а подчас угрожающих потребителям условий?

О месте нахождения юридического лица
Многих предпринимателей, чьи предприятия находятся не по их юридическому адресу, в 2006 году коснулось ужесточение правил регистрации. Не могу взять в толк, почему после 17 лет добросовестной производственной работы в одном округе я должен заререгистрироваться в другом и перерегистрировать предприятие на адрес, по которому размещается офис фирмы? Кажется, более абсурдного «подарка» законопослушным предпринимателям трудно было придумать.

Закон о малом бизнесе
Три года обсуждается законопроект «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Почему в 2006 году закон не был принят? Ведь над ним все эти годы работали в ГД, ТПП РФ, «ОПОРЕ России»… Ответ прост: в 2006 году произошел колоссальный передел собственности малых предприятий в России.

Это был и алкогольный рынок (уничтожены сотни тысяч предприятий, принадлежавших индивидуальным предпринимателям), и парфюмерный рынок (то же самое), и туристический рынок (поглощение малых туристических компаний крупными), рынок розничной торговли и сфера общественного питания (уничтожение малых магазинов торговыми сетями, уничтожение павильонов и продовольственных рынков).

Сделал все это крупный бизнес, расширяющий своё присутствие на этих рынках, например, «Альфа-групп», активно скупала торговые компании. Будет ли дано добро на принятие закона о малом бизнесе в 2007 году? Неизвестно. Надо полагать, в «нужное время» «Единая Россия» закон все же примет и подано это будет как забота единственной правильной партии о малом бизнесе.

Решением президиума ее Генсовета создана временная рабочая группа для подготовки предложений по развитию малого предпринимательства. В перечне первоочередных проблем десять наиважнейших. К сожалению, снижения налогового бремени в этом перечне нет. Будем с оптимизмом ждать результатов.

Инновационный бизнес
Я попытался понять, почему малый и средний бизнес в России не коснулась модернизация. Не считая себя специалистом в вопросах модернизации и пытаясь разобраться, как она проходила в цивилизованных странах, увидел одну закономерность. Страны, чтобы выйти на новый качественный экономический уровень, на втором этапе модернизации развивали свой внутренний рынок через развитие малого и среднего бизнеса. Третий этап модернизации включал в себя развитие инновационного бизнеса.

Статистика говорит, что в нашем малом бизнесе всего 3% инновационных предприятий. Получается, что сегодня 97% малых предприятий для государства не приоритет, но они и раньше приоритетом не были. Только теперь, анализируя произошедшие за 2006 год события, понимаю, что модернизация, которой я так ждал, шла весь этот год и малый бизнес «резали» как поросят накануне праздника.

Но почему-то никто из предпринимателей не полагал, что это счастье, когда тебя приносят в жертву во имя общего блага. Моим коллегам, директорам, в некоторых органах власти тогда заявили: « Не можете работать, продавайте магазины, нанимайтесь работниками».

Вот что бывает, когда вместо разумного перераспределения ресурсов происходит передел собственности и уничтожение предпринимателей.

О кредитах
С 2001-го по 2005 год при росте абсолютных показателей распределяемых средств, средства, находящиеся в кредитном обороте, увеличились лишь в два раза. При том, что финансовая поддержка требуется 90% малых предприятий, воспользоваться кредитами смогли не более 15% предпринимателей.

Сегодня проблема кредитования упирается не в высокую ставку, (можно считать её относительно приемлемой) и не в сроки получения кредита (около трёх недель). Главной проблемой остается отсутствие необходимого залога. Попытки решить эту проблему с помощью госгарантий пока не дали ощутимого результата. Более того, есть твердая уверенность, что бюрократические процедуры при получении госгарантий оттолкнут две трети малых предпринимателей, желающих получить кредит.

Прошлый год показал, что, несмотря на ужесточение государственного контроля за обналичиванием средств через банковские структуры, у индивидуальных и малых предпринимателей частные кредиты остаются главным источником увеличения оборотных средств.

Попытка разорвать этот порочный круг через изменения в законе о приватизации, позволяющие малым предприятиям выкупать свои помещения не по рыночным ценам и не на общих основаниях, а с рассрочкой в 5 – 10 лет, и с возможностью уже после первого года выкупа закладывать в банке свое помещение, кажется предпринимателям заоблачной мечтой. Это остается огромной бедой, несмотря на то, что2006 год был богатым на всяческие законопроекты в этой сфере.

Опыт подсказывает – государство все равно обманет, хоть в чем-нибудь. Печально, что 2006 год не стал прорывным во всестороннем развитии системы самофинансирования, единственной, на мой взгляд, перспективной системе. Весь цивилизованный мир знает и использует эту систему. Она является одним из китов, без которых нет будущего у малых предпринимателей. Пора понять, что государство не поможет, пока мы не захотим помочь себе сами!

Потребительский рынок
Тот передел, который происходит последние два года на потребительском рынке, можно охарактеризовать как провал деятельности Госдумы, Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службы, а в Москве – еще и Департамента поддержки и развития малого бизнеса и других городских структур по развитию и поддержке малого бизнеса.

Майский опрос 2006 года российских бизнесменов, посвященный инициативам президента, отраженным в прошлогоднем послании Федеральному собранию, показал: 47% опрошенных считают, что в послании отражены интересы крупных российских компаний, 61,8% — крупных экспортно-ориентированных компаний, 29,4% — крупных международных транснациональных компаний, и только 3,2% полагают, что в послании отражены интересы среднего и малого бизнеса.

Поражает наплевательское отношение властных структур к неравным возможностям доступа к ресурсам, например, крупных сетей и малых торговых предприятий. Это недвижимость, финансы, интеллектуальный, кадровый, информационный и многие другие ресурсы, недоступные малому бизнесу.

Отсутствие закона о потребительском рынке, регулирующего во всех цивилизованных странах доли на рынке торговых сетей (в том числе иностранных), и многие другие вопросы, позволяет сегодня уничтожать малый бизнес всеми доступными способами. Что касается торговых павильонов, уничтожаемых властями во многих регионах страны, то оценка предпринимателей этих действий как геноцид, на мой взгляд, объективна.
Лидерами этих процессов являются обе российские столицы.

Особенно шокировали прошлым летом взрывы торговых палаток на юго-западе Москвы, осуществленные после массовых выступлений предпринимателей. Г-н Малышков, руководитель Департамента потребительского рынка услуг города Москвы, рассказывая о программе на 2007-2009 годы, посетовал, что не удалось преобразовать все рынки в современные торговые комплексы.

Может быть, к счастью не удалось. Ни в одной программе города не предусмотрено создание торговых комплексов на месте тех же рынков, которые бы принадлежали не аффилированным с властью бизнес — структурам, а малым предпринимателям. Понятно, мы же не в Швеции, у нас бандитский капитализм.

«Сетевые торговые структуры в Москве в будущем должны составлять 65-70% от общего числа магазинов» — заявил Малышков. Сегодня их доля 40%. Отличная программа убийства малых торговых компаний. Хорошо, что «проснулся» руководитель ФАС, заявивший о необходимости снизить границы доминирования для торговых сетей на региональных рынках с 35 до 5-8%. Но легко сказать, трудно сделать.

«Торговые сети в России действуют сегодня очень агрессивно, являются экономическими монстрами. В каком-то смысле это компании-убийцы мелких торговых точек» — заявил Алексей Гордеев, министр сельского хозяйства.

                                                                    ***
Малый бизнес — истинное золото для России, если его не душат налогами и не обирают. Это национальное богатство! Его нельзя украсть как деньги, вырученные от продажи нефти, газа, алмазов и других национальных богатств, как это нередко бывает с участием определенного чиновного люда. Думать, что государство, состоящее из таких чиновников, поможет предпринимателю, по меньшей мере, утопия.

Илья Хандриков, координатор по предпринимательству Всероссийского гражданского конгресса

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru