ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КРИЗИС И УНИЧТОЖЕНИЕ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ / Александр Портнов

Россия уничтожается ускоренными темпами: массовое вымирание населения, обусловленное безработицей, нищетой и развалом систем социальной защиты, теперь стимулируется умело созданным энергетическим кризисом.

Почему в России возник энергетический кризис? Ведь СССР занимал второе место в мире по добыче энергетического сырья и по производству электроэнергии, уступая в этом отношении лишь США. Цена одного киловатт-часа электроэнергии составляла — сейчас это звучит почти невероятно — всего одну копейку, тогда как в США и Западной Европе — 10—12 центов. Все очень просто: за 10 лет так называемых «реформ» производство нефти и угля снизилось вдвое, заметно упала добыча газа, но главное — Россия превратилась в отсталую колонию, послушно снабжающую «развитые страны» энергетическим сырьем и электроэнергией. Российским газом в изобилии снабжаются Германия, Австрия, Италия, Франция, Греция, Финляндия. В эти страны уходит около 120 миллиардов кубометров, еще 16 миллиардов кубометров планируется поставлять в Турцию. Россия также снабжает газом почти все страны СНГ. В итоге более 40% из добываемых 530 миллиардов кубометров газа уходят из страны.

С нефтью ситуация еще хуже, поскольку товар этот очень дефицитный, а алчность российских нефтедобытчиков, присвоивших себе гигантскую общенародную собственность, трудно переоценить. В итоге из добытых в 2000 г. 313 миллионов тонн нефти в «эрэфии» осталось лишь 168,5 миллиона тонн.

Иначе говоря, в нарушение всех российских законов, по которым полагается продавать не более 30% нефти и нефтепродуктов, за рубеж ушло 46% годовой добычи. А в прежние годы вывозили еще больше.

Но совершенно особая, просто трагическая ситуация складывается с угледобывающей промышленностью, скорость развала которой превосходит все мыслимые представления. Напомню, каменный уголь был и продолжает оставаться основой мировой энергетики. Его добычу стремительно наращивают все страны мира. За последние 10—15 лет производство угля в Австралии увеличилось в 3,7 раза, в ЮАР — в 3,2, Китае — в 3, Индии — в 2,6, в США — в 1,7 раза. Доля угля в мировом производстве электроэнергии составляет около 50%, в Польше — 96, ЮАР — 95, Австралии — 86, КНР — 71, Великобритании — 63, ФРГ — 63, США — 56%. США уже довели ежегодную добычу угля до 1100, а Китай — до 1500 миллионов тонн.
И лишь Россия — единственная страна в мире, где за последние 10 лет добыча угля упала вдвое,— с 450 млн. до 230 млн. тонн — на фоне экспорта угля, рубеж. Доля угля в российском топливно-энергетическом балансе составляет сейчас лишь… 12%, а в выработке электроэнергии — 26%. В переводе на простой русский язык это означает, что ельцины-гайдары-черномырдины ухитрились за две «пятилетки» полностью развалить и уничтожить мощнейшую угольную промышленности страны.

Если на душу населения Австралия добывает более 12 тонн, Польша — 5,5 тонны, США — 3,7 тонны, то на современного россиянина приходится всего лишь 1,5 тонны угля. А ведь СССР добывал около 700 миллионов тонн угля и уступал в этом отношении лишь США. Сейчас мы спешим занять то же место, которое занимала в мире крайне отсталая дореволюционная Россия. Напомню наивным патриотам «мощной царской России», что в 1913 году страна добывала всего лишь 29 миллионов тонн угля — в 18 раз меньше, чем США, и в 10 раз меньше, чем Германия или Великобритания.

Сейчас численность рабочих, занятых в нашей угольной промышленности, стремительно сокращается: за 1993—1999 гг. она уменьшилась на 200 тысяч человек. Можно сказать, что Ельцин сполна «расплатился» с шахтерами и преподнес им в качестве «благодарности» за былую поддержку — «реструктуризацию» угольной промышленности, что на лживом языке «демократов» означает ее полное уничтожение.

В итоге десятки тысяч граждан только в Печерском угольном регионе остались без всяких средств к существованию. А ведь 10 лет назад здесь добывали 30 миллионов тонн угля в год, стоимость которого по мировым ценам превышала миллиард долларов, а русский Север не знал, что такое «чубайсовский» геноцид вымораживанием. Нынешнее Приморье напоминает Ленинград в годы фашистской блокады: в разгар морозов электростанции не работали, угля нет, положение катастрофическое, чиновники клянутся в своей невиновности, дескать, «само собой» так получилось. На самом деле они бесстыдно врут: на Дальнем Востоке в советское время была создана мощная угледобывающая промышленность, целиком ориентированная на нужды Владивостока и других городов Приморья. Десять лет назад здесь добывалось 40 миллионов тонн угля: тепла и энергии хватало всем. А вот сейчас, наверное, и пятой доли от этой массы не набрать.

Временщики типа черномырдиных-кириенко в течение всего периода «реформ» вели интенсивный развал угольной промышленности. Бесчисленные «экономисты» позорной и безграмотной гайдаровской «школы» несколько лет буквально выли в СМИ о якобы экономической невыгодности российского угля. И опять бесстыдно, нагло врали, потому что на самом деле директора шахт того же Приморья просто не платили шахтерам зарплату, а добрый уголь продавали мафиозникам и спекулянтам (их у нас сейчас принято уважительно называть «коммерсантами» и «бизнесменами») по бросовой цене 8 долларов за тонну. Спекулянты же продавали уголь в Китай по 25 долларов за тонну (при мировой — 40—50 долларов).

Разведанные запасы угля в России очень велики, они превышают 200 миллиардов тонн, из них ценные коксующиеся угли составляют более 40 миллиардов тонн, а особо ценные — около 20 миллиардов. Почти 120 миллиардов тонн угля можно добывать самым эффективным способом — в открытых разрезах. Крупные месторождения угля разведаны и в тех районах, где нет нефти и газа,— на юге Сибири, в Приамурье, Приморье, на Северо-Востоке. Казалось бы, проблем нет: можно и нужно добывать сколько необходимо.

Добыча угля сокращалась прежде всего по причине низкого платежеспособного спроса на внутреннем рынке. Кроме того, непомерно возросшие железнодорожные тарифы повлекли за собой такой резкий рост затрат на перевозку угля, что они часто превышают затраты на добычу. Вместе с тем основное горно-транспортное оборудование практически исчерпало свой ресурс: его не обновляли с советских времен. Но даже несмотря на резкое снижение удельного веса подземной добычи, травматизм в угольной промышленности чудовищно возрос.

Виновные в развале угольной промышленности и в организации продолжающегося энергетического кризиса России хорошо известны и находятся на самых высоких государственных постах.

,
профессор, доктор геолого- минералогических наук

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru