Инноград Сколково: российская ДАРПА, да не та / Олег Сергеев

Эйфория успехов после запуска 4 октября 1957 года первого искусственного спутника Земли и реальность вывода в ближайшие годы пилотируемого корабля на космическую орбиту, помешали тогда советскому руководству объективно оценить ответ США на прорыв СССР в ракетостроении. В марте 1958 года американцы создали организацию, позволившую им сохранить технологическое лидерство, открыть путь к научно-технической революции и победить Советский Союз в «холодной войне».

Речь идет об Агентстве по перспективным проектам в области обороны МО США (Defense Advanced Research Progects Agency — «DARPA»), упоминаемой и в теме создания иннограда Сколково, где высказываются предложения о необходимости выполнения технополисом функций этого американского агентства.

Первоначально оно именовалось АРПА, но в связи с тем, что стержнем технического прогресса являлось новейшее оружие, агентство переименовали в ДАРПА. При этом агентство остается независимым от других исследовательских центров и, концентрируя усилия в основном на краткосрочных проектах, не имеет в своем составе ни одной научно-исследовательской лаборатории.

В штат этой организации входит 240 сотрудников, из них 10% — военнослужащие, 140 — технические специалисты. Штаб-квартира находится в неприметном здании без вывески в г. Арлингтон, штат Вирджиния. Годовой бюджет ДАРПА — немногим более 3 млрд. долларов.

Главной целью ДАРПА является поиск и внедрение научных и технических достижений. Структура агентства отражает продукт его деятельности – технологии, и представлена пятью подразделениями: оборонных сценариев, технологий микросистем, стратегических технологий, технических и процессных технологий. На агентство замыкаются многие исследовательские центры, лаборатории и институты США, в том числе Силиконовая долина.

ДАРПА имеет три уровня управления. Директор возглавляет небольшой штат менеджеров-специалистов, генерирующих идеи разнообразных технологий и проектов будущего. Для выработки конкретных предложений по проектам менеджеры приглашают на конкурсной основе инженеров и ученых. Лучшими менеджерами считаются писатели – фантасты и люди, увлеченные научно-технической фантастикой.

В задачи управления входит четкая постановка практических целей на инженерном уровне, определение направлений фундаментальных и прикладных исследований в интересах МО США, создание технологий двойного назначения, контроль и оперативное реагирование в ходе работы. Критическими являются задачи борьбы с бюрократией и финансирования рискованных прорывных идей.

Символы «прорывов» — Эдисон и Тесла, образец структуры — лаборатория ВМС США NRL (Nevy Research Laboratory), а постановки задач и масштаба работ аналогичны таинственной организации фашистской Германии Аненербе. Ее мистические изыскания не помешали достичь осязаемых результатов в виде технологий и инноваций в различных отраслях производства и военного дела. Аненербе разделяла работы по направлениям: создание сверхчеловека, медицина, разработка новых нестандартных видов оружия, в том числе массового поражения, включая атомное, возможность применения религиозно — мистических практик и установления связи с инопланетными высокоразвитыми цивилизациями.

Влияние на ДАРПА опыта Аненербе ярко проявилось в проекте «Звездные войны», ставшем основой стратегической оборонной инициативы (СОИ), прорыва в информационных технологиях и создания навигационной системы Navstar GPS. Угадывается немецкий след и в создании сети ARPANET, переросшей в Интернет, в идеях искусственного интеллекта, компьютерных сетей, способных к саморазвертыванию, в проектах кибергеном по идентификации отпечатков пальцев и в создании метеозондов для сбора, тестирования и анализа информации в социальных сетях.

Проекты военной робототехники позволили создать на стыке микроэлектроники, информационных технологий и механики микроэлектромеханические системы (МЭМС).
Проект «аморфных роботов» направлен на совмещение химических технологий с процессом создания электронных узлов нового поколения. Технология МЭМС обеспечит прорыв и в традиционных производствах (механическая обработка, литье, штамповка, технология пластмасс).

По проекту биомикророботов изучаются природные биологические механизмы для биотехнологий «искусственных» объектов со свойствами сопротивления к старению и смерти живых организмов, клеточными «включателями» мгновенной «смерти». Разрабатываются технологии синтетических биоматериалов и новые подходы к конструкции эволюционных систем.

В проекте «Когнитивная технология предупреждения об угрозе» (созвучно с «Биноклем Люка» из сценария «Звездных войн») рассматривается идея технологического совмещения в одном приборе оптического сенсора и электроэнцефалографа, сканирующего импульсы в коре головного мозга человек. Образцом реализации данной идеи стал прибор, который демонстрировался на 14 Петербургском международном экономическом форуме. В режиме реального времени он осуществляет медицинское сканирование организма и ставит диагноз.

Фантастические проекты ДАРПА в чисто военной области порой оказываются источником технологий перспективных образцов оружия. Многие отечественные аналитики скептически отнеслись к разработке самолета принципиально нового типа, который может не только летать, но и плавать в надводном и подводном положении. Дальность полета этого аппарата должна составлять 1850 км с полезным грузом 918 кг и экипажем из восьми человек. Для специалиста морского оружия не представляет труда определить, что в этом случае речь идет о самотранспортируемой на большую дальность мины.

Стоит отметить, что отсутствие в России организации, подобной ДАРПА, обрекло на провал проект морской ракеты «Булава», реформ — административной, электроэнергетики, образования и армии, а также проект иннограда Сколково.

На примере ДАРПА Америка демонстрирует всеобщий закон развития: догнать можно, только перегнав конкурента. В СССР вложили, а сейчас вкладывают в России громадные ресурсы в «догонное» развитие производства. Следствием такого подхода стало варварское разрушение отечественной микроэлектроники, вычислительной техники и программного обеспечения.

Начало этому было положено принятием в декабре 1969 года предложения об ориентации ЕС ЭВМ на архитектуру IBM/360. Тогда страна перешла на западные стандарты вычислительной техники и программных продуктов, отказавшись от отечественных разработок в надежде получать все из-за рубежа. Это был провал Советского Союза и величайшая победа Запада в холодной войне. Тем же путем сегодня идут идеологи и проектанты иннограда Сколково…

Олег Сергеев, кандидат технических наук, полковник,

выпускник Высшего военно-морского училища инженеров оружия

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru