К чему приводит добровольность стандартизации по закону «О техническом регулировании». Из-за необязательности ГОСТа, регламентирующего точность учета добытой нефти, бюджет лишается громадных доходов / Г. С. Абрамов

генеральный директор ОАО ИПФ «Сибнефтеавтоматика», доктор экономических наук г. Тюмень

К началу 2000 года в отечественной нефтедобыче сложилась парадоксальная ситуация. На промежуточных и финишных технологических цепочках учет нефти выполняется современными приборами с высокими точностными характеристиками (узлы учета сырой нефти и коммерческие узлы учета товарной нефти), а учет продукции нефтяной скважины (ее дебит) и группы скважин при кустовом обустройстве до сих пор ведется с помощью групповых замерных установок (ГЗУ) «Спутник», созданных в конце 60-х годов прошлого века.

Серийные конструкции этих ГЗУ отвечают технологическим требованиям, предъявляемым к однотрубной герметизированной системе сбора нефти, но практически не учитывают влияния на результаты измерений свойств нефти, а также ее различных характеристик.

Тем не менее, на основе упомянутых установок строились и вводились в эксплуатацию многочисленные автоматизированные системы контроля за процессами извлечения углеводородов из нефтяных месторождений. Но поскольку все знали о «метрологических особенностях» этих ГЗУ, то отчеты о добыче из каждой скважины составлялись по принципу «от обратного», то есть суммарная добыча товарной нефти, измеренная в конце технологической цепочки, «по-братски» или по другим критериям распределяется на весь работающий фонд скважин.

Описанная парадоксальная ситуация с «учетом» добываемой нефти по каждой скважине была вполне обоснованной в прошлом: зачем нужны более прогрессивные и дорогие средства измерений на каждую скважину, если и недра, и добываемые углеводороды принадлежали только государству.

С приватизацией нефтяной отрасли ситуация с собственностью кардинально изменилась. Недровладельцем по-прежнему является государство, а добытое углеводородное сырье (нефть) является собственностью недропользователя, то есть нефтяной компании, приобретшей лицензии на разработку месторождений.

Теперь государство, как недровладелец, наконец-таки осознало, что без достоверного учета добываемой нефти по каждой скважине не может быть и речи о рачительном, а не варварском использовании ресурсов и надежном контроле за налоговыми платежами недропользователя.

Зачинателем решения давно назревшей государственной проблемы стало руководство самого крупного нефтедобывающего региона ХМАО-ЮГРА, благодаря усилиям специалистов которого в последние годы появились сначала предварительный стандарт ПС, а затем и национальный стандарт ГОСТ Р 8.615-2005. В них впервые в отечественной практике были сформулированы требования к точности измерения массы сырой нефти, извлекаемой из нефтяной скважины, массы содержания в ней самой нефти и объемного содержания попутного нефтяного газа.

Для этого оказались необходимы не только соответствующие требованиям упомянутого ГОСТа замерные установки для обустройства новых участков и месторождений, но и реконструкция на их основе значительного парка (более 12 тысяч комплектов только в ХМАО-ЮГРА) существующих групповых замерных установок (ГЗУ).

На решение этих проблем откликнулись многочисленные отечественные и иностранные производители, предлагающие конструкторские решения с различной степенью приборной насыщенности. При этом конкурирующие между собой фирмы гарантируют нефтяникам, как минимум, полное соответствие своих средств измерений всем требованиям ГОСТа и демонстрируют сертификаты, выданные различными метрологическими институтами.

Казалось бы, появился государственный нормативный документ, регламентирующий правила игры на ресурсном поле, и игроки должны их соблюдать, но не зря говорится, что «строгость законов нивелируется необязательностью их исполнения». (Согласно закону “О техническом регулировании”, исполнение стандартов, за исключением положений, касающихся безопасности, является теперь делом добровольным. Обязательны технические регламенты и стандарты, указанные в приложениях к ним. А техрегламента по учету нефти нет. – Прим. редактора.).

Для анализа ситуации с внедрением ГОСТ 8.615-2005, который является одним из государственных стандартов обеспечения единства измерений, и регламентирует общие технические и метрологические требования к измерению количества извлекаемых из недр нефти и газа, нужно ответить на следующие вопросы:

— способны ли производители выпускать средства измерений, соответствующие требованиям этого стандарта;

— какова реакция организаций, которым предстоит внедрять стандарт в своих технологических процессах, если судить по увеличению внедряемых средств измерений в соответствии с требованиями этого ГОСТа;

— способны ли разработчики к совершенствованию метрологических характеристик разрабатываемых средств измерений, а соответствующие метрологические и сертификационные центры — надежно и беспристрастно оценивать результаты разработок;

— каковы замечания и предложения по корректировке отдельных положений ГОСТа, накопленные с начала его действия.

Проще всего ответить на первый вопрос, так как на сегодня заводами освоено производство более 15 типов сертифицированных измерительных устройств (ИУ), соответствующих требованиям ГОСТ Р 8.615-2005, и удовлетворяются все на них заказы нефтедобывающих предприятий.

Для справки: заводы в последние несколько лет производят замерные установки, включая сертифицированные ИУ, в среднем порядка 700 в год. А в 2005-м и 2006 году в стране было введено в эксплуатацию нефтяных скважин, исключая «Газпром», 3798 и 4407 соответственно.

Несколько сложнее ответить на вопрос о реакции нефтяных компаний на технические и метрологические требования ГОСТа. С одной стороны, есть стабильный ежегодный рост заказов нефтедобывающих предприятий на поставку сертифицированных ИУ. С другой, общее количество ежегодно заказываемых замерных установок только-только закрывает потребность по обустройству вновь вводимых нефтяных скважин, и при этом более половины заказов приходится на несертифицированные ГЗУ.

Такая осторожность подхода к заказам сертифицированных ИУ удивляет — за последние 4 года введено в эксплуатацию лишь около 700 комплектов сертифицированных установок. Замечу, подавляющая часть месторождений обустраивается кустовым способом, и одна групповая замерная установка или ИУ обслуживает 6-7 нефтяных скважин.

Можно констатировать, что нефтяные компании, кроме «Сургутнефтегаза», пока не приступили к внедрению средств измерений, удовлетворяющих требованиям ГОСТ Р 8.615-2005, на всем фонде действующих нефтяных скважин. Но практически все нефтяные компании проводят испытания различных средств измерений для модернизации многотысячного парка групповых замерных установок с целью приведения их метрологических характеристик в соответствие требованиям этого ГОСТа.

Следует заметить, что ряд разработчиков и поставщиков приборов и оборудования рекламируют такие технические характеристики своих изделий, якобы удовлетворяющих обсуждаемому стандарту, которые при простейшем анализе оказываются блефом. При этом замалчиваются явные и скрытые недостатки, которые могут быть вскрыты только при испытаниях на специальных метрологических стендах специализированных НИИ.

Поэтому, на наш взгляд, надо ограничить количество организаций, наделенных правом сертификации средств, предназначенных для измерения количества и характеристик добываемых углеводородов. Вместе с тем, необходимо создать один или два испытательных центра, где для сертификации этих средств измерений будут использоваться образцы нефтеводогазовых смесей.

Когда ввели в действие ГОСТ Р 8.615-2005, для учета замечаний и предложений по его применению и совершенствованию под эгидой Ростехрегулирования был создан специальный Технический комитет ТК-024, в состав которого включены представители и крупных нефтяных компаний.

Как участник работы этого комитета могу засвидетельствовать, что часть замечаний нефтяных компаний к тексту ГОСТа наверняка будет принята, так как они улучшают и структуру документа, и уточняют некоторые термины и определения, а в некоторых случаях и корректируют метрологические границы по погрешностям измерений сильнообводненных нефтей.

И хотя противодействие требованиям ГОСТа со стороны ряда нефтяных компаний на заседаниях рабочей группы ТК-024 все еще велико, прежде всего, по финансовым соображениям, но уже можно говорить о том, что налаживается обычная в таких случаях работа, какая бывает при внедрении любого новшества.

О том, что альтернативы внедрению в практику отечественной нефтедобычи нормативных требований ГОСТ Р 8.615-2005 нет, начинают понимать и в нефтяных компаниях, о чем свидетельствует и постепенный рост заказов на соответствующую сертифицированную измерительную технику.

Однако этому осознанию во многом мешает добровольность применения стандартов, регламентированная законом «О техническом регулировании». Поэтому представляется целесообразным для выполнения требований обсуждаемого ГОСТа вносить в лицензии, выдаваемые на эксплуатацию месторождений, соответствующее условие.

Хочется надеяться, что государственные структуры, отвечающие за нормативно-техническое регулирование и недропользование, настоят на ускоренном внедрении новых, более точных средств учета добываемых нефти и газа.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru