Новые толкователи Конституции России. История разработки одного технического регламента / М. В. Топольский, Э. В. Дзиркал

Ассоциация по безопасности машин и оборудования «ТЕСТ-СДМ» сообщает, что она прекращает работу над проектом специального технического регламента (ТР) «О безопасности строительных, дорожных и коммунальных машин». Ассоциация начала ее по собственной инициативе и с 2004 года успела с соисполнителями создать три редакции проекта.
На слушаниях в Минпромэнерго нами было получено категорическое указание о включении в ТР всех требований по безопасности действующих российских нормативно-технических актов, а также соответствующих положений стандартов ИСО. Поскольку для широкой гаммы строительных, дорожных и коммунальных машин это указание невыполнимо и, по нашему мнению, бессмысленно, мы вынуждены прекратить работу над документом.

                                                                             Из официального уведомления,                                                                              направленного в Ростехрегулирования Разработка упомянутого ТР была начата Ассоциацией «ТЕСТ-СДМ» вместе с ЗАО «ВНИИстройдормаш» и ФГНУ «Росинформагротех». Параллельно в МАДИ разрабатывался аналогичный документ. Затем все упомянутые организации создали совместный проект, который и был представлен на слушания в Общественный совет при Минпромэнерго.

Согласно Закону «О техническом регулировании» (далее — Закон) в специальный ТР должны включаться только те требования, которые не предусмотрены соответствующими общими ТР, но необходимы для выполнения норм Закона. Однако, какой-либо общий техрегламент для строительных, дорожных и коммунальных машин пока отсутствует.

Чтобы обеспечить все регламентируемые Законом требования по безопасности и экологической чистоте применительно к этим машинам, в разрабатываемый ТР необходимо было включить, частично или полностью, все действующие пока нормативно-технические документы (ГОСТы, СанПиН, документы надзорных органов и др.), в которых эти требования содержатся. Таких документов насчитывается несколько сотен.

Но поступать так в отношении обширной гаммы машин бессмысленно. Ведь далеко не все нормы этих документов являются общими, и их изложение в одном акте, без разбора, превратит ТР в весьма объемный, в несколько сотен страниц, фолиант, и сделает его совершенно запутанным и нечитаемым.

Кроме того, изменяющийся мир машин и их параметров потребует постоянной корректировки ТР. Если делать это через Государственную думу, то каждый раз понадобится много времени, что обречет отечественную технику на прогрессирующее отставание от мирового уровня, и окажется она, в конце концов, полностью неконкурентной.

Поэтому разработчики предложили включить документы, содержащие необходимые технические нормы и требования, а также соответствующие методики испытаний в прилагаемый к ТР перечень, как обязательный для применения. А сам перечень мог бы быть принят соответствующим постановлением Правительства РФ. Ведь согласно п. 2 ст. 115 Конституции РФ «Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения в Российской Федерации».

Однако в статье 4 Закона говорится: «Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона» (статья о военной технике). Выходит, что вообще-то правительство слушаться надо, но в сфере технического регулирования вопреки Конституции страны — совсем не обязательно! А п. 9 ст. 16 Закона национальные стандарты вообще предписано применять только добровольно.

Почему Закон «О техническом регулировании» оказался над Конституцией, предмет отдельного рассмотрения, но сделать обязательным применение упомянутых нормативно-технических документов нам не разрешили.

В основе запрета лежит стремление реформаторов, а от их имени почему-то выступает почти всегда А. В. Рубцов – он представляется заместителем руководителя временной экономической рабочей группы при Администрации Президента и он же руководитель Некоммерческого партнерства «Национальный институт технического регулирования» (НИТР), — сделать технические регламенты законами прямого действия, заменяющими все существующие еще нормативно-технические документы.

Этого, как утверждает Рубцов в своей публикации «Конституцию надо соблюдать» («Партнеры и конкуренты» № 6, 2006), якобы требует статья 55 Конституции РФ. Хотя ее нормы совсем о другом, и их превратное толкование представляется лукавой уловкой, чтобы обосновать ликвидацию гигантской нормативной базы страны.

Забота реформаторов о строгом соблюдении Конституции выглядит особенно странной, если вспомнить, как бесцеремонно проигнорированы ими в Законе конституционные права и обязанности Правительства России. Но А. В. Рубцов в своей упомянутой публикации объяснил: «Достаточно очевидно, что Правительство РФ и органы исполнительной власти — вовсе не одно и то же». Хотя согласно ст. 110 Конституции «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации».

Интересно, что, хотя «Правительство РФ и органы исполнительной власти — вовсе не одно и то же», это не помешало авторам Закона, одним из которых является все тот же Рубцов, в п. 11 ст. 7 поручить федеральным органам исполнительной власти разработку «правил и методов исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения ТР» с последующим утверждением их Правительством РФ. Оказывается, методы испытаний, без которых сотни норм становятся неопределёнными, в ТР можно не вводить, здесь и власти Правительства хватает.

Тем не менее, Минпромэнерго и, что удивительно, НИТР, сугубо частная организация, которая сама занимается разработкой множества техрегламентов и имеет при этом собственные интересы, всячески настаивали на внесении всех требований безопасности в текст регламента в самой конкретной форме.

Одновременно в МАДИ по предложению фирмы «Катерпиллар» был разработан альтернативный проект на основе европейского стандарта по землеройным машинам ISO 20474. Видимо, «Катерпиллар» весьма заинтересован во внедрении в России этого стандарта в качестве федерального закона. Исходный текст документа состоял почти только из одних ссылок на европейские стандарты, которые для российского федерального закона, естественно, оказались неприемлемы и потому их изъяли. После чего содержимое проекта потеряло всякий смысл. К тому же он относится только к землеройным машинам, и в нём не было конкретных требований к строительным, дорожным и коммунальным машинам.

Но МАДИ представил этот альтернативный проект на слушания, и он тоже обсуждался.

Обсуждение прошло за час. Проекты, кроме нас, разработчиков, никто не читал. Тем не менее, председательствовавшая на слушаниях Н. В. Фонарёва (она, экономист, как и философ Рубцов, не является специалистом ни по землеройным, ни по иным машинам и не имеет какого-либо инженерного образования. – Прим. ред.), чётко сформулировала направление переработки: внести в ТР все конкретные требования, которые, как отмечалось, содержатся в нескольких сотнях нормативно-технических документов. Иначе говоря, она приказала превратить ТР в закон прямого действия. При этом явно чувствовалось, что альтернативный проект по «Катерпиллару» предпочтительней.

(В своем письме Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву о недопустимости изменения Закона «О техническом регулировании» президент Американской торговой палаты в России Эндрю Соммерс прямо говорит об участии американских производителей землеройной техники в разработке соответствующего регламента, «который будет учитывать самый передовой международный опыт» — см. в этом номере «ПВ» статью «Технические регламенты как фальсифицированные отображения стандартов». Но проблему-то должны решать специалисты. Да и проект по «Катерпиллару» несколько о другом. – Прим. ред.).
                                                                ***
Технический регламент в нашем представлении – это документ, призванный зафиксировать, прежде всего, организационные и юридические нормы, распределить ответственность и поручения и т.п. А все необходимые технические нормы и требования, уже прописанные в стандартах, должны быть упомянуты в виде ссылок на эти документы либо непосредственно в тексте техрегламента либо в специальном приложении, утверждаемом Правительством РФ. Причем эти стандарты должны быть обязательны для применения. Вот какой нормативный документ, на наш взгляд, оказался бы полезен промышленности, в разработке которого мы готовы участвовать. М. В. Топольский, к.т.н. Э. В. Дзиркал, к.т.н.

Ассоциация по безопасности машин и оборудования «ТЕСТ-СДМ»

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru