Наши учителя Глава из книги «Дети войны: о себе и других» / Аркадий Бондаревский

профессор, д.т.н.

Сейчас, с высоты прожитого, понимаем, какие замечательные люди учили нас в непростое военное и послевоенное время. Насколько профессиональными и, главное, человечными и высокоморальными были они, учителя наши. Сколько сил жизненных, энергии, душевной теплоты и знаний, отдали они, сея в душах наших «разумное, доброе, вечное».

Так всё и было: и «вечное» — до сих пор оно в нас, и «доброе», и «разумное».  Потому и век ушедший таким был, когда мы входили в первую тройку мировых держав, а сегодня стали страной третьего (а, может, пятого?)  мира. А «разумное» — это наш добротный советский ресурс, который начинает уже исчерпываться. И первым звоночком того стала авария 2005 года на Чагинской подстанции в Москве, когда без электричества треть столицы осталась, а также  были отключены от системы электроснабжения  множество районов Московской, Тульской, Калужской и Рязанской областей. Затем вышла из строя  Саяно-Шушенская  ГЭС — лучшая советских времён и станция мирового уровня. А потом — чудовищные пожары, охватившие летом 2011-го 20 областей в Центре, Поволжье, на Чукотке и в Дагестане. А потом — энергетическая катастрофа, оставившая без света, воды и тепла в разгар зимы 2010-2011-го сотни населённых пунктов Подмосковья. Сегодня у нас горят дома престарелых, падают боевые и гражданские самолёты и вертолёты, горят и тонут подводные лодки, взрываются военные склады, рушатся жилые и общественные  сооружения…

Но это только начало, потому что сколько можно потреблять советское, ничего взамен не создавая? Пора бы уже за ушедшие 25 лет и что-то своё свершить. Так не свершают же,  ибо некому свершать — специалистов-то почти не осталось. А не осталось  потому, что в стране утрачено образование.  Началась его экспоненциальное затухание, думается, с внедрения в нашу жизнь американской системы образования (привет Соросу!), которая, как любят хвалиться творцы её, даёт внукам нашим удочку, чтобы ловить ею рыбу. Ну и дали им удочку эту — Интернет, мобильники, а теперь ещё и смартфоны-фэйсбуки всякие. Теперь ребята любую электронную шпаргалку на контрольной и на экзамене сладят, и любой реферат из Интернета скачают. Всё что угодно, лишь бы самим не думать-делать.

Один профессор, философ, жаловался, что пять аспирантов перед экзаменом принесли ему пять рефератов из предлагаемого перечня. И все они,  рефераты эти, оказались идентичными. Идентичными,  ибо все они, как один, были из Интернета скачаны. Это не просто  «удочка», а  сеть целая мелкоячеистая! А знаний-то молодые  никаких не получают,  зачем они, если есть эта палочка-выручалочка? Но и с удочкой той они особо не работают. Вот и не знают сегодняшние наши внуки ничего!

Учителя наши тоже дали нам «удочку».  Но в наше время ею были любовь к книге и умение работать с ней, а главное – привитые навыки работать-трудиться. Сегодняшние «удочки», — Интернет и пр., мы потом сами добрали. Делов-то!  И еще главным было то, что наши учителя дали нам не только «удочки» эти, они дали нам ещё и сами знания. Знания добротные  — фундаментальные, всесторонние и обширные.

Нам повезло, это была ещё старая, столетиями проверенная, немецко-прусская и она же классическая старорусская, гимназических времён, система образования. Система – это когда, прежде всего, давались сами знания того, как их – знания  добывать. Впрочем, последнее,  пожалуй,  было излишним — до него мы и сами доходили, если надобность такая появлялась. Давались нам те знания не между прочим и облегчённо-необязательно-безответственно, в процессе игры некоей и штучек всяких развлекающих, а серьёзно, в трудном процессе преодоления нашего недовольства и детских слёз неприятия. Эти знания в прямом смысле вколачивались, вдалбливались в нас!

Сегодня же всё это делается по-американски и по-«болонски», когда учат, прежде всего, пресловутым «удочкам»,  как пользоваться ими, на кнопки всякие нажимать. А потом уже, между прочим, всему остальному. И всё это ещё и в некоей развлекательной форме. И ещё, чтобы, дети, «учась» таким образом, не дай Бог, не переутомились. И ещё, чтобы им, при этом им, не дай Бог, скучно не было.

Вот и проходят школьный курс ребятки наши легко, весело и непринуждённо,  не напрягаясь-перетруждаясь, «в процессе игры» — как с гордостью докладывают их наставники.  А «без труда, как известно,.. ». В результате имеем то, что имеем. Ну, и что имеем-то?  Смех один!

Сегодня детишки «винерами» себя называют. Конечно, это не то, что мы, «лузеры». Но если отбросить в стороны мусорные «лейблы» эти, то нет в  результате штудий таких у внуков наших знаний. Никаких нет знаний. А испортили детей «удочки» эти, потому что до знаний руки у них так и не доходят. Некогда ребяткам учёбой заниматься: они всё в игры-стрелялки играют, кнопки компьютерно-мобильные давят, и иномарки уже с двенадцати лет водить начинают.  До учения ли тут? Да и вообще знания — это уже как-то не принято-модно сегодня в России. Неспроста ведь все чаще слышно, что  «если ты такой умный, то почему такой бедный?».

Интегральный показатель невежества школьного сегодняшнего — тотальная потребность в репетиторах. Вот уж чего у нас категорически не было, так как школьных знаний с избытком хватало для поступления в ВУЗ.  О репетиторах мы разве только по книгам Гаршина знали — был такой способ заработка у бедных студентов в царские времена. Сегодня же нужда в репетиторах даже после школ «продлённых», «продвинутых», «образовательно-воспитательно-толерантных», лицеев, гимназий и колледжей всяких. Они действительно ничего не знают, и всё угадывают: ответы на вопросы в ЕГЭ  на экзаменах, на конкурсах по подсказкам с клеточками-буквами, и кроссворды-чайнворды всякие.

«Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас», — курс литературы наш старый школьный вспомнился. Спросил у двух магистров-отличников из «Вышки» в шапочках корпоративных университетских и в мантиях долгополых: «Это чьё же будет, ребята»? Не знают они, но отвечают «знакомое что-то». Подсказал: «Русский поэт с именем на М». — «Нет проблем, — Михаил Булгаков!». Эдакая лёгкость в мыслях. Воистину газмановское: «Мои мысли, мои скакуны, — эскадрон моих мыслей шальных!».

Или, вот, журналисты собрались. Проблему обсуждают. Один — о том, что в годы Пушкина его как поэта не знал никто. А другой эрудицией блеснул: «А вот Венедиктова тогда все знали!». Венедиктова,  видимо по ассоциации с главным редактором радиостанции «Эхо Москвы» — это вместо  поэта романтического толка, современника А. Пушкина,  Веневитинова! Он бы ещё Тоню Самсонову и Матвея Ганапольского из «Эха» приплёл, гуманитарий волны новой!

Телефонный звонок. Высокоучёная девица (представилась: социолог, МГУ закончила) проводит опрос населения по поводу культурного досуга: «Какие вы музыкальные FM-станции слушаете?». — «Орфей». — «Ой, как интересно! А как эта станция пишется: через «А» или «О»? —  «?!».

Вот что рассказал на «Эхе» журналист из «Московского комсомольца» Минкин: «Тут к нам, в редакцию МК, пришли четыре барышни с Селигера — это «нашистки» такие, и мы не знали — то ли они действительно на практику пришли, то ли они посмотреть пришли, как мы тут устои им подрываем. И меня попросили побеседовать с ними. Я согласился, забежал в машбюро, напечатал анкетку, раздал им и сказал, что у вас две минуты на то, чтобы ответить. Знаете — пишете, не знаете — прочерк.

Первый вопрос: полковник Буданов — герой, жертва, преступник? Ничего от них не узнал, потому что никто из них не знал, кто это такой вообще. Он не существует для них. Ну и ладно. А ещё я там написал несколько имен-отчеств — царских, императорских, генсековских (типа Владимир Владимирович, Леонид Ильич), и нужно было только фамилию дописать. С Владимиром Владимировичем все идеально получилось, и с Владимиром Ильичом — тоже. Всё правильно они написали. А вот с Иосифом Виссарионовичем две из четырех написали «Кобзон». А потом был вопросик почище — «22 июня — это что?». Одна написала: «День Конституции», другая — «День защиты детей», — видимо, слово «июнь» у нее сработало. А третья, самая гениальная, — у нее «красный диплом» был (видел ее резюме), написала: «Это — дата». Я бы глубоко восхищен — она далеко пойдет, ещё будет министром культуры у нас».

Итоги сдачи экзамена по русскому языку в МГУ (!), — вот вам и 182-е место в мировом ВУЗовском рейтинге 2009 года. Подводит итоги доцент кафедры стилистики языка А. Николаева: «Из принятых в этом году на журфак МГУ 229 первокурсников на страницу текста сделали меньше 8 ошибок лишь 18%. А остальные 82%, включая 15 «стобалльников» по ЕГЭ («сверхпятёрочников» то есть, — А.Б.), сделали в среднем по 24-25 ошибок. Практически в каждом слове было по 3 — 4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. А многие слова понять было просто невозможно. Фактически это были уже не слова, а их условное воспроизведение. Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать. А это даже из конкурсного (!) сочинения: “протокот Овакум”. Причем все это перлы студентов из наиболее сильных групп газетного отделения. Так сказать, будущая журналистская элита наша. А у этой элиты 10% написанных в диктанте слов даже не являются таковыми. Это, скорее, наскальные знаки, чем письмо. Причина — наши выпускники ничего не знают, потому что ничего не читают. Плюс колоссальные пробелы в основополагающих знаниях. Например, полное отсутствие представлений об историческом процессе: говорят, что МГУ был основан в прошлом, ХХ веке, но при императрице Екатерине».

Они ничего не знают. Они — это фигуранты, гордо именующие себя поколением NEXT, или поколением «Y», «виннеры» наши. Кто был до них, — это поколение «X». А для нас в их системе даже буквы не нашлось. А ещё молодые,  по их же мнению, это поколение «millenium», поколение «тысячелетия» то есть. Это же надо эксклюзив такой — поколение «тысячелетия»! К слову, в США поколение millenium характеризуется, как то, что они молоды и умны, любят работу и готовы брать на себя ответственность. Что же наши-то убогие такие?   Знамение времени — слов иностранных много, а толку — никакого.

Вот девица-«millenium», журналистка, выпускница МГУ дипломированная, статью пишет про «секретного физика» (? — А. Б.) Алексея Берга. Это она так нашего великого радиотехника, кибернетика, академика с мировым именем и полного адмирала флота Акселя Ивановича Берга величает. Она же ничего не читала, а что-то где-то слышала, в кино, в сериалах видела, и так вот послышалось ей. Да что академик Берг!

Как-то кто-то вывесил в своем блоге стихи классиков. Сразу же откликнулись девочки, думается, выученицы «Дома-2». И пишут они (стиль, знаки препинания и компоновка текста сохранены в точности)…   Ф. Тютчеву (?!): «Ты мальчишка прекольные стихи пишешь, а каментировать их не гоже. Они глупые люди………ты будующий Пушкин……так держать! Я сама соченяю! а сколько тебе лет что такие класные стихи молодец».

А вот «коммент»…   И. Северянину: «Игореша — уважуха и респект! best of the best пиши побольше прошебает до слез, — ты мой любимый афтор. Ты из какого города? может напишешь мне поболтаем». А вот — Б. Пастернаку: «БорянЯ тебе так скажу особой мысли у тебя нет, но мне понравилось —— МОЛОДЕЦ!!!!! пеши, и разкрывай свои чуства!)))))удачки)) мой уин (номер аськи))».

И прав оказывается наш «извечный враг» З. Бжезинский, когда пишет: «Россия рискует превратиться в пустое пространство». С такими грамотеями, — запросто! «За всё убожество это со временем мы расплатимся полной мерой. Ведь люди, которые не могут ни писать, ни читать и, соответственно, не умеют разговаривать, идут на все ВУЗовские специальности, в т.ч.  в медицину, биологию, ядерную физику, авиа- и космостроение и другие сложные, влияющие на качество и безопасность жизни людей, области знания. Но даже это ещё не самое страшное. Дело в том, что дети уже не понимают смысла написанного друг другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество. Мы столкнулись с чем-то страшным. И это ли не край бездны, а, может, мы уже на дне её» —  А. Николаева («Московский комсомолец»,  03.11.09).

Они, дети эти, не только ничего не знают. Вырастая, они, соответственно, ничего и не умеют делать. Вот, молодёжный научно-творческий конкурс. Научный и творческий одновременно. Учредители: «Нам удалось разбудить энергию молодых специалистов, и она начинает воплощаться в конкретных результатах». Ну и что это за результаты такие воплощённые? Вот пик: кто-то из «лауреатов» предложил оснастить путевых рабочих и ж/д локомотивы GPS-приёмо-передатчиками. Спасибо, что хотя бы не американскими, а нашими ГЛОНАСС оснастить предложили. И тогда при их, рабочих и локомотива, опасном сближении должно произойти автоматическое торможение состава. Но это тоже всего лишь на уровне предложения.  Это есть научное и творческое now-how?! Да для него исключительно трёхклассного образования хватит и элементарно здравого смысла. Вот такие они у нас сегодня лауреаты из «молодых специалистов».

Пытаешься, скажем, в киоске зарядить плёнку «Кодака». Девица-«специалист» бестолково тычет пальчиком куда-то. Вердикт: «Аппарат сломался!». В другом киоске «сломанный» аппарат заряжают без проблем. Или, ремонт электроники — это не как раньше: осциллограф, тестер, паяльник. Сегодня — только блоки могут заменять. И те, только «тыком», пока прибор не заработает. Потому что не понимают они, как тот прибор работает.

Электронная почта — сигнала в сети нет. Звонишь в сервис. Девица-консультант: «Отключите модем от питания и снова включите. Что, не работает? Ну, не знаю, не знаю».

Или, «Дети умнее родителей» — написала какая-то журналистка из «Аргументов и фактов». Это о том, что девятиклассники после школьного курса информатики, спрограммировав чепуху какую-то, получили за нее деньги и «утёрли нос» тем своим безработным родителям-инженерам. А ведь ОНО, написавшее это, не ведает, что элементы программирования можно знать, абсолютно не владея ничем другим. Ну, спрограммировали эти ребятки, как побыстрее найти какие-нибудь кульки на складских полках. Но они никогда, пока не окончат приличный институт типа Бауманки и не овладеют высшей математикой, физикой, механикой, сопроматом, газовой динамикой, теорией упругости,  да мало ли чем ещё, не смогут, как их родители инженеры, создать, скажем, модель обтекания той или иной конструкции в газовых потоках. Не говоря уже о создании самой этой конструкции. Этой или любой другой. Не смогут, принципиально не смогут создать они всё это, пока не  овладеют всей инженерной культурой, всем фундаментом классических знаний. Ну и расставят программным путём дети, которые «умнее своих родителей», эти паршивые кульки по полкам или даже научатся с помощь RFID отыскивать и сопровождать их. А вот кто сами эти модели, конструкции и, наконец, сами системы  RFID создаст? Эти дети? Никогда! Это могут сделать только квалифицированные инженеры. Ну и где они сегодня, те инженеры российские? А ведь всё со школы начинается.

В наше время преподавание школьных предметов — математики, физики, химии, иностранного языка, географии, биологии, истории, логики, психологии велось не столь занимательно-расслабленно, умственно-щадяще и технически оснащённо, как сегодня. Но и не столь же выборочно-фрагментарно и приватно. У нас  всегда царствовало железное — «Надо!». Читали и учили, учили и читали. И всё подряд, и всё наизусть, и по многажды раз. Не жалели нас. Принуждение?  А как же,  да сколько угодно было его. А потом только «спасибо» говорили мы за то. До сих пор всё знаем и внукам помогаем — вместе ВУЗы по второму и третьему разу заканчиваем. За них и вместо них, убогих.

Потому и благодарны мы учителям нашим за науку такую. А благодарность наша в том, что всё,  что вокруг хорошего, и чем до сих пор пользуются — города, заводы, дороги, гидро-, теплоэлектростанции, остатки оборонки и даже электрички наши, уже изрядно раздолбанные за последние 25 лет, создано нашими старшими поколениями. А создано потому, что нас хорошо учили в детстве. И учили нас учителя наши часто,  когда это надо было, а надо было почти всегда,  принуждая. Принуждая, потому что  несмышлёные мы, как и все в этом возрасте, были. Принуждали, потому что всякое истинное учение —  таблица умножения, алгебра-тригонометрия,  интегралы-дифференциалы всякие,  гаммы-сольфеджио,  да и вообще всё, что есть хорошего в жизни, может только через такое доброе принуждение на пользу пойти. А всё плохое, что, например, происходит в России сегодня, приходит само. Когда добро молчит, зло торжествует. Вот оно и торжествует у нас!

А всё потому, что примитивным образом  «нравится — не нравится» рассуждают высоколобые «говорящие головы» и диссертации по такой дидактике пишут. Но  когда преобладает только  «нравится-не нравится»,  то этим всё только можно разрушить: взрослых — разложить праздностью-развлекухой, а молодёжь не только разложить, но ещё и растлить. Соцреализм в наше время показывал, как «должно быть», а сегодня, показывают, как «есть». А как «есть»? «Чернуха» одна есть! Вот и хлебаем её полной мерой.

Не трогай систему (это на тему «нравится-не нравится»), не управляй ею,  она и развалится. «Тепловая смерть Вселенной»  из классической термодинамики — феномен известный. Вот и вымираем потихоньку, посредством всех этих «нравится-не нравится». А делай только то, что нравится, к чему призывают в рекламе и нередко учат в школе,  в животное превратишься. Они, животные, только так и живут. Потому они и животные.

Вот и многие люди, уподобляясь животным, в них же сегодня и превращаются.

Ещё, что очень важно, и что утеряно сегодня. В наше время много и, прежде всего, в школе, учили русский язык. Русский язык — как основу великой культуры российской. Нелегкое это дело было — бессчётные диктанты, изложения и сочинения. Но еще драмкружки школьные были. И в театры ходили. И литературные передачи по радио слушали — для школьников и взрослых — все подряд.  Кругом речь русская была, богатая и мелодичная! На том самом языке русском, который «великий и «могучий». А какие дикторы были тогда, как они говорили:  Ю. Левитан, О. Высоцкая, Н. Бодрова, В. Балашов, И. Кириллов, А. Шилова, В. Леонтьева —  все они школы наши заканчивали.

Мы тогда много слушали и много читали вообще всё подряд — как знать, что потом пригодится. Но не только в чтении дело было,  во всей обстановке тогдашней, способствовавшей и настраивавшей на культуру вообще. Помнится, в 1955 году в Пушкинский музей посмотреть картины Дрезденской галереи километровые очереди выстраивались, тысячи и тысячи людей многие часы  на жаре выстаивали. А недавно трёх девушек в очереди в Первоуральске задавили. Но рвались они, увы, не в тамошний Краеведческий музей. Они рвались  на…  дискотеку в развлекательном центре, чтобы успеть на халяву  в первые бесплатные полчаса, проникнуть в заветное место. Помню  какие очереди приходилось в наше время выстаивать за театральными билетами на спектакли. Какая русская речь была во МХАТ-е, в Вахтанговском, Малом — уникальная старомосковская-замоскворесная!

А какой уровень общения был тогда? Тянулись мы к нему. Поэтому до сих пор правильно пишем и говорим по-русски, и как диссонанс коробят безмерно все эти молодых «преценденты», «дистиплины» и «дивиденты», «лотареи» и «конъюктуры» и всякие «пироженое»-«психиаторы». Раскрыл недавно изданный каталог песен Ю. Визбора, а там значится: «Сретнинский двор» и «Волейбол на Сретинке. Глаза б не видели. Это она, курица «продвинутая», так набирала на компьютере: в руке сигарета и рот не закрывается, вот и трещит, как сорока. «Сретнинка»!  А редактор либо тоже таков, либо вообще отсутствовал. Или «специалист по информатике» важно произносит «итерактивный» (процесс). Это как понять, — «итеративный» или же «интерактивный»? Видимо, — нечто среднее. И что же это такое?

Все приведенные примеры – свидетельство деградации речи и культуры. Действительно, как слышим, так и говорим. А так потому проиходит, что в некогда  самой  читающей стране давно уже никто ничего путного не читает. Все «кины»-ТВ-сериалы смотрят.

Интернет-дикость тоже коробит.  В ставших пристанищем школьных троечников-двоечников соцсетях, в особую продвинутость, надо понимать, от нашего советского «отстоя» и «аутсайда»,  возводят  «Фтему». Увидев в одном из блогов письмо на русском Интернет-жаргоне, американец возмутился: «Почему мне на непонятном языке пишут?». На что более «образованный» российский блогер ответил: «Учите албанский, мистер!». Теперь на смайлики перешли. Скоро вообще, как глухонемые, изъясняться будем.

Мы не такими были. Не такими, потому что у нас учителя замечательными были. Да и время было такое — высокоморальное и высокоинтеллектуальное. Оно немало способствовало и синергетизировало труды наших учителей, помогало им. Вот и вырастили они нас и ещё много поколений, подобными себе. Конечно, не во всём учителя наши идеальными были,  не всегда управлялись с нами, да мало ли что ещё по мелочам. Но то процесс есть, а результат — налицо. Кто-то из них, учителей наших, конечно, несколько «лучше» был, кто-то — несколько «хуже». Но всё это неважно. Все они были едиными в главном — в своём высоком профессионализме, человечности и высокоморальности, позволившими им воспитать многие поколения себе подобными.

Пожалуй,  не дано нам судить наших учителей. Не нам судить ИХ! Поэтому  для нас они — все великие!

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru