Возвращение армянского коньяка / Киеран Кук

Зарубежные инвестиции нужно делать вовремя. Француз Пьер Ларетч, генеральный директор армянской фирмы Yerevan Brandy Company, одно время думал, что он сделал самую большую ошибку в своей карьере. В середине 1990-х годов Ларетч, работавший тогда менеджером во французской корпорации по производству напитков Pernod Ricard, был послан в Ереван из Парижа, чтобы оценить потенциал самого престижного предприятия в Армении, Ереванского коньячного завода. «Я рекомендовал, чтобы Pernod Ricard выплатила 30 млн. долларов за предприятие, — говорит Ларетч. — Сразу за этим последовал кризис рубля, и продажа коньяка в России — нашем главном рынке сбыта — уменьшилась на 75%. Неожиданно у нас оказались тысячи бочек непроданного коньяка». К счастью для Yerevan Brandy Company, Pernod Ricard и самого Ларетча, ситуация сильно изменилась. Российский потребительский рынок, куда поставляется 85% продукции, оживился. Производство бренди выросло с 1,7 млн. литров в 1998 года до 4 млн. литров в 2004-м. Для Армении, с ее менее чем тремя миллионами жителей и немногими природными ресурсами, где в год на душу населения приходится меньше 600 долларов, каждый иностранный инвестор на счету. Успеху Pernod Ricard предшествовали трудные годы. «Вначале местные жители довольно враждебно относились к тому, что иностранцы получили контроль над предприятием, считавшимся гордостью Армении, — рассказывает Ларетч. — Нам нужно было показать, что мы пришли сюда надолго, а не за скорой и легкой прибылью». Нужно было также вселить уверенность в армянских виноделов — крестьян, едва сводящих концы с концами и полностью зависящих от продажи выращенного, — что компания продолжит покупать у них виноград. «Несмотря на спад на рынке, мы продолжали закупки винограда, — говорит Ларетч. — Как-то даже из-за продолжающегося производства и снижения продажи у нас скопилось продукции на 40 лет вперед». С улучшением дел на рынке сбыта — речь идет в основном о России, Украине и Белоруссии — Yerevan Brandy Company стала совершенствовать производство. В 1998 году у компании был один компьютер, теперь их 200. «Армяне очень способные менеджеры, — говорит Ларетч. — Они отличаются природной деловитостью, так что из 500 работников, только пятеро из Франции». Для обеспечения качества бренди и защиты местных виноделов правительство страны пять лет назад настояло на том, чтобы для производства армянского бренди использовался только виноград, выращенный в Армении. «Таким образом гарантируется уникальность армянского бренди, — говорит Ларетч. — Правда, тут возникает проблема: теперь у нас ощущается нехватка винограда, и цены на местную продукцию растут». Пьер Ларетч уверен, что армянский бренди способен конкурировать не только на пост-советском пространстве, но и мировом рынке. «Во время Ялтинской конференции, Черчиллю так понравился армянский бренди, которым его угостил Сталин, что он попросил присылать ему несколько ящиков в год, — добавляет Ларетч. — Это очень хороший напиток, мирового уровня».

                                                                                                                      Би-би-си

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru