Причина катастрофы в московском метро – якобы непроверенная путевая стрелка?

                                       Очередная туфта про стрелочника

Версия о якобы непроверенной переводной стрелке,  ставшей будто бы  причиной катастрофы в московском метро, — туфта.  Стрелки на железнодорожных путях управляются с пультов диспетчерами и являются составной частью путевого хозяйства. Поэтому каждая вновь установленная или отремонтированная стрелка должна быть официально принята в эксплуатацию, так как путь эксплуатируется, о чем составляется акт и/или  делается запись в журнале диспетчера. Утверждение, что какой-то рабочий не проверил стрелку после ее установки, что и привело якобы к крушению состава, несусветная чушь. Ее в эксплуатацию принимают эксплуатационники и для этого проводятся определенные испытания. Если стрелку на пути установили, но не  приняли ее в эксплуатацию, то виноваты работники метрополитена.

Причина катастрофы в московском метро – якобы непроверенная путевая стрелка?

Справа — туннель новой ветки (до укладки пути)

Однако  вполне возможно, что от скачка напряжения могла самопроизвольно сработать автоматика, посредством которой управляют стрелкой, причем кратковременные скачки тока инерционными самописцами на подстанциях не фиксируются. Поэтому энергетики утверждают, что у них все было в порядке. Причины скачков напряжения (тока) бывают разные, они возникают, в частности, из-за каких-то переключений в сети или включения мощного оборудования — в  соседнем туннеле велись строительные работы, или резкого ускорения движения поезда на линии…   Многим пользователям ЭВМ известно, как из-за скачков напряжения в квартирах отключаются компьютеры, что нередко приводит к их выходу из строя.

Корни происшедшего —  в развале в стране нормативно-технического регулирования и  сворачивании государственного технического надзора, что произошло в 2002 году после принятия закона «О техническом регулировании».  Вот что сказал спустя несколько лет тогдашний глава правительства Михаил Фрадков:

«Проведена супероперация в интересах наших глобальных конкурентов, и нам предстоит разобраться, кто вверг нас в эту пучину с такой степенью некомпетентности. К 2010 г., когда будут разработаны какие-то технические регламенты, наши конкуренты со своими стандартами будут на Луне». 

Из выступления на заседании Правительства РФ 13 апреля 2006 г. по вопросу исполнения закона «О техническом регулировании». 

P.S.   Переводную стрелку для нового пути должны были врезать только после завершения его строительства. Если не нужную пока стрелку врезали в эксплуатируемый путь, то, как  отмечалось, ее должны были принять на свой баланс эксплуатационники. Если они ее приняли, разрешив врезку, и установлено устройство дистанционного управления, то стрелка могла переключиться по ошибке диспетчера — он управляет ею с пульта, либо от скачков напряжения, что могло вызвать самопроизвольное срабатывание автоматики.

Если стрелку поставили, но она не управляется пока дистанционно, а сдвигаемые рельсы как-то закрепили, то от вибрации, вызванной движущимся поездом,  они  могли сдвинуться, вызвав аварию. Нужно смотреть наряд, выданный рабочим на проведение работ — что было там записано. В любом случае,  стрелку для строящегося пути нельзя было врезать в эксплуатируемый путь.

Моисей Гельман

авария в московском метро

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru