Российская нефть на пути из болгар в греки / Игорь Томберг

15 марта 2007 года в Афинах в присутствии глав государств и правительств России, Греции и Болгарии было подписано трехстороннее соглашение о строительстве нефтепровода Бургас — Александруполис. Почти 14 лет понадобилось руководителям этих трех стран, чтобы решиться на такой шаг.

Согласно достигнутым договоренностям, объем прокачки нефти на первом этапе может составить 35 млн. т с последующим увеличением до 50 млн. т. Проектная протяженность трассы около 300 км. В проект входят морские терминалы в Бургасе для разгрузки танкеров грузоподъемностью 150 тыс. т и в Александруполисе (150/300 тыс. т). Предусмотрена технология последовательной перекачки нефти разных сортов.
Стоимость проекта оценивается в сумму порядка 1,2 млрд. евро. Это значительно дешевле пролоббированного Вашингтоном нефтепровода Баку — Джейхан, строительство которого обошлось почти в 4 млрд. долл.

В соглашении оговариваются доли участников Международной проектной компании (МПК): 51% — у российского трубопроводного консорциума (равные доли у Роснефти, Газпромнефти и Транснефти), по 24,5% — у греческой и болгарской сторон. Однако после учреждения МПК доля каждого из участников «может быть отчуждена полностью или частично в пользу нефтедобывающих компаний, заинтересованных в участии в компании». В таком случае отчуждение осуществляется по письменному согласованию сторон.

Стороны могут уступить свою долю только нефтедобывающим компаниям. Одним из претендентов является ТНК-ВР, которая несколько лет назад пыталась взять на себя роль лидера в проекте. «Мы готовы стать пользователями этого нефтепровода, а также приобрести акционерную долю в нем, если Греция или Болгария согласятся нам ее уступить», — заявил руководитель пресс-службы компании А. Шадрин.

Еще один потенциальный претендент на долю — американская Chevron, которая управляет ведущим производителем нефти в Казахстане «Тенгизшевройлом». Chevron готова участвовать в проекте, но только при условии расширения Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

Трубопровод КТК связывает месторождения Казахстана с Новороссийском, через терминалы которого проходит 20 % от общего экспорта нефти и нефтепродуктов России. Владельцами консорциума являются Казахстан, Оман, а также ряд частных компаний, в том числе Chevron, совместные предприятия BP с «ЛУКОЙЛом» и «Роснефти» с Shell. России принадлежит только 24 % КТК.

После ввода болгаро-греческого нефтепровода в строй нефть будет доставляться по морю из Новороссийска в болгарский порт Бургас, оттуда по новой трубе в греческий город Александруполис, а затем на рынки Европы, США и Азиатско-Тихоокеанского региона.
По оценке экспертов рабочей группы, в случае реализации проекта, годовой эффект за счет разницы в стоимости транспортировки по трубопроводу по сравнению с морской через турецкие проливы может составить около $1 млрд. в год.

Российские участники проекта считают маршрут выгодным для своих компаний. По словам президента «Роснефти» Сергея Богданчикова, «есть… абсолютная уверенность, что трубопровод будет заполнен, а поставки гарантированы». При этом контрольный пакет акций консорциума нефтепровода, по мнению С. Богданчикова, должен принадлежать именно российским компаниям.

Российские власти придерживаются того же мнения. По словам вице-премьера Правительства РФ Сергея Нарышкина, строительство нефтепровода предполагается начать в первые месяцы 2008-го и завершить к началу 2009 года.

Основная цель проекта — разгрузить Босфор и Дарданеллы, по которым российские танкеры перевозят сырье на юг Европы. Фактически Турция использует проливы для давления на Россию, вводя ограничения на проход танкеров из Новороссийска. Турецкие власти последовательно ужесточают правила прохода по этой морской трассе, и в проливах постоянно образуются пробки. Простой танкеров у Босфора и Дарданелл составляет в среднем 20-25 дней, что, в конечном счете, отражается на размере прибыли, получаемой от ее экспорта. Основной смысл давления турецкой стороны, – вынудить российские нефтяные компании начать использовать нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД).

Турция, которая становится все более заметным игроком на рынке транзита нефти, в полной мере пользуется своими географическими преимуществами и намеренно завышает транзитные тарифы. Для России маршрут БТД неприемлем как по экономическим (дорого), так и политическим соображениям. И в экономическом, и в политическом отношении оптимальным для России является проект Бургас – Александруполис.

Присутствовавший на подписании соглашения в Афинах В. Путин заверил европейских коллег, что Болгария и Греция, построив нефтепровод, обеспечат стабильность и безопасность своей экономики. По словам российского президента, для этого в каждой из стран будут построены нефтехранилища на 600 тысяч тонн нефти. Президент России дал также понять, что Болгария и Греция могут стать крупными региональными центрами транзита российских энергоносителей на рынки Европы.

И в Афинах, и в Софии также весьма заинтересованы в строительстве болгаро-греческого «коридора». Для обеих стран нефтепровод означает масштабное подключение Южной Европы к международным нефтяным рынкам, что даст серьезный импульс к развитию топливно-энергетической сферы на Балканах. Только Болгария сможет получать за транзит нефти $35 млн. в год. Кроме того, обе балканские страны получат возможность развития своей транспортной и портовой инфраструктуры, и создать дополнительные рабочие места.

Сооружение нефтепровода поможет греческому правительству решить острую в стране проблему безработицы (ее уровень, по официальным данным, уже составил 12%), а также проблему экологии. Дело в том, что основу энергетики Греции составляют тепловые электростанции, работающие на лигнитах (низкокачественный бурый уголь и слабообугленная древесина), использование которых не обеспечивает нужной эффективности и серьезно загрязняет окружающую среду продуктами горения.

Заместитель госсекретаря США Мэтью Брайза накануне подписания соглашения призвал Грецию «диверсифицировать» поставщиков энергоресурсов, но все же приветствовал проект Бургас — Александруполис. Можно предположить, что это связано с заинтересованностью в проекте американской компании Chevron, добывающей каспийскую нефть. Ведь новый балканский нефтепровод даст также возможность расширить поставки нефти с Каспия.

16 марта в ходе встречи премьер-министра Казахстана Карима Масимова и вице-премьера, главы аппарата Правительства РФ Сергея Нарышкина состоялся разговор о расширении мощностей Каспийского трубопроводного консорциума. На пресс-конференции в Афинах Президент России, говоря о преимуществах маршрута Бургас – Александруполис, сказал, что теперь есть возможность серьезно подумать о расширении поставок нефти из Каспийского региона.

С лета 2006 года действует нефтепровод, проложенный из Баку в турецкий порт Джейхан на Средиземном море, который задумывался как путь транспортировки нефти из Азербайджана и Казахстана на мировые рынки в обход России. Многие эксперты отмечали, что за решением турецкой стороны сократить транзит танкеров через проливы стояло как раз стремление форсировать строительство БТД. Однако для обеспечения его рентабельности азербайджанской нефти недостаточно. Поэтому для владельцев Баку — Джейхан важно подключить к БТД Казахстан, который в настоящее время экспортирует свою нефть на Запад через КТК, а также по системе Транснефти.

Очевидно, что строительство трансбалканского нефтепровода, выводящего российскую нефть в Европу в обход Босфора, усилит позиции Москвы в трубопроводном споре с Анкарой. Реализация проекта нового нефтепровода позволит России еще более укрепить свои позиции на рынке энергоносителей, найти новых потребителей, которые не станут увязывать рыночные отношения с политикой, удешевит доставку нефти, а также расширит возможности по транзитному экспорту нефти из Казахстана и других стран, не имеющих прямого доступа к морю.

Россия планирует также построить Северо-Европейский газопровод по дну Балтийского моря. И хотя это дает обильную пищу рассуждениям о «нефтегазовом окружении Европы», российско-балканский проект во всех случаях будет пользоваться успехом.

В январе 2007 г. Еврокомиссия утвердила пакет мер по энергетике стран — членов Евросоюза, учитывающих, что к 2030 году зависимость ЕС от импорта энергоносителей увеличится с нынешних 50 до 65 %. Потому у серьезных аналитиков в странах ЕС планы Москвы нарастить мощности по поставке углеводородов на мировой рынок вызывают одобрение.

fondsk.ru

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru