Замутненный правовой статус Каспия / Станислав Притчин

Вот уже 15 лет продолжаются споры вокруг правового статуса Каспийского моря. За это время между прикаспийскими странами случалось всякое: дипломатические демарши, резкие заявления и даже силовое противостояние.

Достигнуть сколько-нибудь серьезного прогресса за прошедшие годы сторонам так и не удалось, а значит, подписание Конвенции о правовом статусе Каспия, которая бы удовлетворяла все пять стран, не является вопросом ближайшего будущего. Но патовая ситуация в переговорах, к сожалению, не решает целый комплекс проблем, требующих усилий всего прикаспийского сообщества.

В чем заключается острая необходимость определения правого статуса Каспийского моря? Казалось бы, каждая из стран осваивает свой сектор моря, привлекает инвестиции, получает прибыль от добычи нефти и газа и вот уже 15 лет обходится без Конвенции. Но за кажущимся спокойствием скрывается ряд проблем, которые требуют скорейшего разрешения. Причем они в той или иной степени затрагивают все прибрежные страны, а значит их решение возможно лишь в случае достижения согласия между сторонами.

Помимо принципиального территориального вопроса, который является регулярной причиной споров и конфликтов между прикаспийскими странами и требует отдельного рассмотрения, существует еще и ряд других проблемных точек.

Первая, и, пожалуй, наиболее важная проблема, которая требует скорейших действий – экологическая. Каспий – это своеобразный терминал крупнейшей области внутриматерикового стока, который охватывает промышленные и добывающие регионы России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, что характеризует масштабы загрязнения. 130 крупных и мелких рек впадают в море, принося с собой собранные со всей своей акватории промышленные и бытовые отходы.

Другой источник загрязнения – нефть. Достаточно всего 10 грамм «черного золота» на кубометр воды, чтобы сделать ее непригодной для жизни. Учитывая, что в нефтяной промышленности существуют вполне определенные проценты потери нефти при добыче и транспортировке, можно с уверенностью говорить о том, что непродуманное и варварское развитие нефтегазовой добычи в Каспийском море может очень скоро нарушить хрупкую экосистему закрытого водоема и сделать ее непригодной для обитающих здесь рыб и млекопитающих.

Это подтверждают последние новости. Так, в июле 2006 года в районе Актау было обнаружено нефтяное пятно площадью 25 кв. км. В августе после расследования массовой гибели тюленей и рыбы оказалось, что компания «Аджип ККО» сбрасывает хозяйственнофекальные воды в море.

Важным шагом для сохранения экосистемы моря можно считать ратификацию прикаспийскими странами Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция), которую к августу 2006 года ратифицировали все пять стран.

Но очевидно, что этот шаг недостаточен, так как работающие на шельфе Каспия компании, ссылаясь на соглашения о разделе продукции, стараются не пускать государственные экспертные группы на месторождения для мониторинга и проверки, а привлекают частные экологические компании, которые не всегда заинтересованы в объективном отражении ситуации с экологией.

Для того чтобы предотвратить уничтожение экосистемы Каспия, необходимо принять самые строгие стандарты экологической безопасности для добычи нефти на море, предусмотрев систему штрафов и санкций в отношении нечистоплотных компаний, обеспечить свободный доступ на месторождения всех компаний экспертных групп для исследований и мониторинга.

Чтобы эти меры заработали, нужно создать пятистороннюю экологическую организацию с широкими полномочиями. Помимо мониторинга за экологической обстановкой, данная организация должна также решать вопросы распределения квот на вылов рыбы и заниматься восстановлением популяций основных видов рыб.

Другая проблема — судоходство в условиях все возрастающего значения Каспийского моря, как транспортного узла. Для того чтобы обеспечить бесперебойную работу транспортных маршрутов, прежде всего «Север-Юг», необходимо, чтобы Конвенция по правовому статусу Каспия четко регламентировала зону свободного судоходства, исключительные экономические районы стран, систему навигации и безопасности судоходства.

В настоящее время идет работа над проектом Соглашения о торговом судоходстве. Предполагается, что документ обеспечит беспрепятственное плавание судов прикаспийских государств по всей акватории Каспийского моря.

Правда, существует ряд положений, по которым стороны имеют различные позиции. В частности, это касается вопросов использования внутренних морских путей и организации перевозок, а также условий взаимности и ответственности. Кроме того, Азербайджан настаивает, чтобы в Соглашение было включено положение о том, что РФ должна предоставлять свои внутренние реки для свободного транзита судов прикаспийских стран.

Но один из ключевых вопросов при разработке Соглашения о торговом судоходстве и при решении вопроса безопасности на Каспии – разрешать или нет использование моря для судов третьих стран. Согласно советско-иранскому договору от 1940 года только советские и иранские корабли могут находиться в море. Поэтому странам придется решить и этот вопрос.

Одним из важных аспектов безопасности является проблема демилитаризации Каспия. Очевидно, что присутствие на Каспии военных флотов прикаспийских стран необходимо для обеспечения региональной безопасности, а также бесперебойной работы нефтедобывающих, транспортных, рыболовных компаний.

Одним из самых острых является вопрос о присутствии военных кораблей неприкаспийских государств. Особенно это актуально в условиях напряженной политической ситуации вокруг ядерной программы Исламской Республики Иран. Любые военные формирования третьих стран в случае их дислокации на Каспии негативным образом повлияют на взаимоотношения между соседями.

Перспективы принятия правовой Конвенции по Каспию оцениваются экспертным сообществом очень пессимистично. Такая позиция не лишена оснований. Примером может служить работа над Рамочной конвенцией по охране морской среды моря, которая продолжалась 10 лет, а потом еще три года понадобилось на ее ратификацию всеми участниками.

Если столь длительное время понадобилось для согласования рекомендательного по сути документа, то поиск консенсуса в том, как делить богатства моря, какую ответственность должны нести стороны по вопросам экологии, происходит тем более медленно. Ведь решение этих вопросов имеет материальный эквивалент и напрямую затрагивает национальные интересы прикаспийских стран, а позиции соседей порой носят взаимоисключающий характер.

Именно поэтому в ближайшие пять-семь лет Конвенция по правовому статусу Каспийского моря подготовлена и подписана, скорее всего, не будет.                                                                                                          АПН-Казахстан

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru