РЕФОРМА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ: сначала обобрали, сейчас хотят обмануть, а потом можно и власть поменять? / Моисей Гельман

Когда знакомишься с правительственным проектом «Основных направлений государственной политики реформирования электроэнергетики Российской Федерации» (далее — «Основные направления»), складывается впечатление, что либо авторы концепции реформирования не знакомы с понятием «собственность», либо некоторые основные положения этого документа просто авантюра. В проекте «Основных направлений» говорится о необходимости создания единой национальной электрической сети, организационно и юридически представленной в виде Федеральной сетевой компании. Но что интересно, компания эта станет по замыслу реформаторов стопроцентным дочерним предприятием РАО «ЕЭС России». Спрашивается, если это «дочка» РАО «ЕЭС», то при чем здесь национальные электрические сети? Оказывается, в дальнейшем государство по доброте реформаторов будет допущено к участию в капитале этой «дочки». Но как это произойдет? Государству разрешат купить акции? Получается как-то странно. Ведь сегодня государство уже владеет почти 52% акций РАО «ЕЭС», куда входят и «национальные электрические сети». Значит, государству предлагают добровольно отказаться от своего капитала, а «в дальнейшем допустят к участию в этом капитале»? В проекте «Основных направлений» указывается также на необходимость сохранения и укрепления управления единой энергосистемой путем создания системного оперативно-диспетчерского оператора на базе Центрального диспетчерского управления и Объединенных диспетчерских управлений. Системный оператор, так же как и Федеральная сетевая компания, станет стопроцентным дочерним предприятием РАО «ЕЭС». А что государство? Представители государства могут быть лишь допущены «к участию в органах управления системного оператора». После же разделения РАО «ЕЭС» на генерирующие и сетевую компании авторы «Основных направлений» допускают слияние системного оператора и Федеральной сетевой компании. Человек, не разбирающийся в вопросах права, ничего особенного не заметит в этих намерениях реформаторов. Однако намерения эти — от лукавого. Дело в том, что Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) Единой энергетической системы, Объединенные диспетчерские управления (ОДУ) и имущество бывшего производственного объединения «Дальние электропередачи» находятся в собственности РАО «ЕЭС» незаконно. Ведь согласно указу Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 г. № 923 «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации» эти объекты подлежали преобразованию в акционерные общества без их приватизации. Действующим законодательством установлено, что приватизация государственных и муниципальных предприятий — это приобретение гражданами и акционерными обществами (товариществами) у государства и муниципальных властей в частную собственность предприятий, цехов и т. п., а также долей (паев, акций) в капитале акционерных обществ. Таким образом «без приватизации» в случае электроэнергетики означает, что сто процентов акций ЦДУ, Объединенных диспетчерских управлений и производственного объединения «Дальние электропередачи» после их акционирования должны были остаться у государства, а сами эти предприятия превратиться в самостоятельные акционерные общества. Но Госкомимущество обобрало государство, незаконно передав в собственность РАО «ЕЭС» акции не подлежавших приватизации объектов. И если бы президентский указ № 923 был исполнен Госкомимуществом в полном соответствии с содержавшимися в нем правовыми нормами, то картина в электроэнергетике и на оптовом рынке электроэнергии благодаря независимости ЦДУ, ОДУ и системы высоковольтных магистральных линий электропередачи от РАО «ЕЭС» и его руководства была бы совершенно иной. Тогда и желаемое реформирование отрасли началось бы в 1993 году. Исправить ситуацию, если будет на то воля государства, можно и сегодня. Для этого необходимо отменить акт Госкомимущества о передаче ЦДУ, ОДУ и системы высоковольтных линий электропередачи в уставный капитал РАО «ЕЭС России», как противоречащий п. 3 упомянутого президентского указа № 923. А таким правом согласно ст. 12 Закона «О Правительстве Российской Федерации» обладает само правительство. Если оно не воспользуется этим правом и не возвратит свою собственность, то тем самым продемонстрирует, что государство окончательно отказывается от указанных выше объектов, а следовательно, реформаторам больше не нужно будет «беспокоиться» о его интересах и всячески лукавить по этому поводу.

Надежда АЗАРОВА, юрист, разработчик президентского указа № 923 от 15.08.92 г.

www.advokat. km.ru

От редакции
Правительство страны, восемь лет «не замечавшее» незаконности передачи государственной собственности в РАО «ЕЭС», сейчас пытается легализовать эту сделку. Указать правительству на необходимость отмены противоправного акта Госкомимущества, о котором говорится в публикации, должна Генеральная прокуратура России, призванная надзирать за соблюдением норм законодательства. Если же это обращение останется без внимания, Генпрокуратура вправе сама, но уже в судебном порядке, добиться признания сделки ничтожной как основанной на незаконном решении. «При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом» (п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса РФ).

Добиваться исполнения президентского указа № 923 и возврата государству незаконно переданного в РАО «ЕЭС» имущества, думается, должны и сами акционеры этой компании. Тем самым, восстановив права истинного собственника, они защитят свои собственные интересы. Ведь неопределенность с частью капитала компании ведет не только к снижению котировок ее акций, а значит, ее капитализации, но и вызывает недоверие к ней потенциальных инвесторов и кредиторов, якобы ради привлечения которых и затевается реформирование отрасли по Чубайсу — Грефу.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru