Электронные коммуникации в обществе знаний / Александр Калин

первый заместитель генерального директора ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»,

кандидат технических наук

Лучше уметь, чем иметь

Электронные коммуникации в обществе знаний / Александр КалинУспехи цифровой технологической революции стимулируют дискуссии о перспективах широкого внедрения систем и сетей телекоммуникаций в современном обществе, которое становится информационным — по одному определению — или обществом знаний – по другому.

В документах Всемирного саммита по информационному обществу оно рассматривается как новый тип организации общественных отношений, в котором передовые технологии, и в первую очередь информационные и коммуникационные, станут доступными для всех средствами достижения благосостояния и справедливости.

В докладе ЮНЕСКО «К обществам знаний» (декабрь 2005 г.) постулируется, что в их основе лежит возможность создавать, находить, обрабатывать, преобразовывать, распространять и использовать информацию с целью получения и применения знаний. Авторы доклада рассматривают общество знаний как наиболее совершенную на сегодня стадию общественного развития.

Капитал к этому вопросу подходит, как всегда, предельно прагматично, развивая и эксплуатируя «менеджмент знаний» и «экономику знаний». Начальная версия категории экономики знаний была сформулирована Ф. Махлаупом (1962 г.) применительно к ряду секторов экономики США, имеющих дело с образованием, научными исследованиями и технологическим развитием. Сегодня она охватывает множество концепций формирования и реализации стратегий постиндустриального развития. Заметное место среди них занимает подход, разработанный во Всемирном банке, согласно которому ведущими направлениями являются:

— человеческий капитал, растущий при получении знаний и навыков в течение всей жизни; — инновационная система создания и освоения знаний, особенно в сфере технологий; — экономический и институциональный режимы, стимулирующие создание и применение знаний;

— информационная инфраструктура на основе телекоммуникационных сетей, которая обеспечивает свободный доступ к информации и получение знаний.

В экономической жизни любой страны эти направления в той или иной мере присутствуют. Во Всемирном банке разработана методика, которая на основании компьютерной обработки значений 80 параметров позволяет рассчитывать индексы развития страны по каждому из этих направлений и сводный индекс экономики знаний, отражающий их потребление. В 2002 г. индекс знаний в России составил 6,05 (41-е место, между Болгарией и ОАЭ), а на первом месте была Швеция (9,17).

Для Западной Европы индекс был равен 8,27, в США — 8,50 (11-е место), а в Сьерра-Леоне, занявшей последнее, 128 место, — 0,41. В то же время по индексу развития информационной инфраструктуры Россия занимала 51-е, а экономического и институционального режимов — 86 место. По оценке того же банка, Китай в 2002 г. потреблял извне знаний в 70 раз больше, чем Россия.

Некоторые версии экономики знаний учитывают существование нового управленческого и экономического мышления, ключевым ресурсом которого является человеческий, а не финансовый капитал. Иначе говоря, лучше уметь, чем иметь. Такой подход предполагает:

— активную роль государства как инициатора и координатора разработки и реализации решений страны на вызовы глобальной конкуренции; — формирование системы целей, приоритетов и методов реализации экономической стратегии на основе новых социальных отношений;

— нацеленность на достижение глобальной конкурентоспособности страны и прагматичный для этого отбор наиболее эффективных мер на основе лучших достижений ведущих экономических школ, а также использование новейших методологий и технологий управления, международных стандартов и классификаций (статистика, отрасли экономики, продукция).

Большинство стран, особенно государств Евросоюза, Республика Корея, Китай, Сингапур и ОАЭ соревнуются в освоении экономики знаний в своих стратегических интересах. Показателен пример Дубаи (ОАЭ), чей правитель шейх Мохаммед бен Рашид эль-Мактум повелел превратить страну в глобальный хаб, основанный на инновациях и знаниях, как неиссякаемом и умножаемом источнике развития государства и благосостояния подданных.

Сети электронных коммуникаций: проекты сегодня, рынок – завтра

Высокоскоростные сети электронных коммуникаций (далее ЭК) являются значимым фактором развития экономики знаний. Они призваны удовлетворить растущие потребности в распространении огромных потоков информации. Поэтому во многих странах их рассматривают как одну из систем обеспечения жизнедеятельности человека наравне со снабжением его электричеством, водой и газом.

ЭК представляют собой интегрированную сферу телекоммуникаций, телерадиовещания, информационных технологий, части медиа и индустрии развлечений, основанную на использовании цифровых технологий, между которыми одновременно развивается и острая конкуренция, и кооперация, и конвергенция технологий, сетей и услуг.
В последние годы на их основе создаются интегральные информационные сети и системы коллективного пользования с широким доступом пользователей. Такие сети и системы являются мультисервисными.

Сегодня телевизионное и радиовещание имеет самую большую аудиторию – более 6 млрд. человек, услугами мобильной связи пользуется около 3 млрд. человек и свыше 1,4 млрд. являются пользователями Интернета. Развитые страны рассматривают рынок сетей электронных коммуникаций в качестве одной из главных движущих сил постиндустриального продвижения к информационному обществу для всех граждан, а также для создания экономики, основанной на знаниях, с далеко идущими социальными, демографическими, политическими и культурными последствиями.

Отвечая на требования технологического развития сетей ЭК, значительно опережающего обновление соответствующей нормативно – правовой базы, ряд стран в 2000-2004 годах создал единые органы управления и регулирования в этой сфере. Наиболее результативным такое решение оказалось в Великобритании, Индии, Японии и Южной Корее. Отрадно, что подобная работа началась и в России. В 2007 г. были созданы Россвязькомнадзор и Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной думы, а в мае этого года — Министерство связи и массовых коммуникаций страны.

Сети электронных коммуникаций призваны удовлетворить потребности в распространении быстро растущих потоков информации. По состоянию на 2007 г. объем созданной за всю историю человечества информации оценивался в 281 Эксабайт (миллиардов гигабайт) или 45 гигабайт на человека. Прогноз на 2011 г. — 1800 Эксабайт. Причем, около 25% этой информации будет приходиться на различного рода видеоинформацию.

В таблице приведены данные о состоянии рынка и аудитории электронных коммуникаций в ряде стран мира, обобщенные в докладе регулятора ЭК Великобритании Ofcom International Communication Markets 2006, а также оценки автора относительно ситуации в России.

Услуги

Англия

Франция

Германия

Италия

США

Япония

Китай

Россия

Объем услуг, млрд. фунтов

 24.8

 21.6

 31.9

 25.4

126.4

75.4

36.4

15.4

Объем услуг на 1 человека, фунтов

410

356

387

436

426

591

28

108

Число фиксированных линий на 100 человек

56.2

54.6

65.8

45.8

59.6

50.8

26.9

22.4

Число мобильных телефонов на 100 чел.

108

77

96

123

70

71

29

> 100

Число линий широкополосных каналов на 100 человек

39.3

37.5

28.3

30.9

38.0

43.9

11.6

5.2

Доля выделенных линий в общем числе широкополосных каналов, %

73.3

94.0

97.2

94.8

42.2

64..8

71.8

72%

Количество беспроводных (радио) присоединений на 100 000 чел.

17.6

16.2

10.5

3.0

8.8

5.3

0.2

4,9

Телевидение

Объем услуг, млрд. фунтов

9.9

6.9

8.4

5.4

74.7

19.5

4.5

2.1

объем услуг на 1 чел., фунтов:

164

114

102

94

253

154

4

15

        реклама

  59

37

36

55

253

83

2

  12

        подписка

  65

47

29

21

131

45

2

  1,5

Год выключения аналогового ТВ

2012

2011

2009

2012

2009

2011

Нет даты

2015

(прогноз)

Радио

Объем доходов

млрд. фунтов

1.2

1.1

2.2

0.8

11.0

1.9

0.2

0,3

Объем услуг на 1 человека, фунтов

21

18

26

14

39

15

0.13

2

Отметим, что темпы роста потоков информации и знаний не совпадают. В качестве тенденции можно также отметить падение стоимости распространения единицы информации при возрастании стоимости контента — сообщений в их различных видах представления — аудио и видео.

Среди факторов, ускоряющих развитие экономики знаний, наиболее значимы взрывной рост и тотальное проникновение цифровых технологических инноваций, которые прогнозируются еще в течение 15-20 лет, а также разработка государственных стратегий и соответствующих программ развития широкополосных сетей ЭК.

Однако будущий облик таких сетей специалистам в сферах информационных технологий, связи и телевизионного вещания видится по-разному. Дискуссии идут о соотношении аудиовизуальных услуг и передачи данных, об архитектуре и топологии сетей, о способах и каналах распространения информации, подходах к регулированию, бизнес – моделях, корпоративных структурах и других аспектах.

Многие специалисты в области связи представляют мультисервисные сети как результат конвергенции систем телекоммуникаций, телевизионного и радиовещания путем их постепенного слияния. Среди основных претендентов на роль единой универсальной базы (платформы) они называют сети нового поколения на основе специального интернет-протокола IMS (internet protocol multimedia services). Эти сети будут обладать важными отличиями, среди которых можно указать следующие:

— вездесущность (ubiquitous), обеспечивающая доступ к любому контенту на любом терминале любому пользователю в любое время и в любом месте; — возможность соединения любых одушевленных и неодушевленных материальных субъектов и объектов, оснащенных радиочипами для приема и передачи информации в так называемом интернете вещей;

— топология, позволяющая существование произвольных конфигураций соединений терминалов путем самоорганизации индивидуальных пользователей, которые смогут группироваться в локальные сообщества.

В мультисервисных сетях будущего сформируется пять основных видов концентраторов потоков информации: жилище («умный» дом), транспортное средство («сетевой» автомобиль, самолет, поезд, корабль), рабочее место — вплоть до мобильного офиса или даже предприятия, общественные места и, наконец, сам пользователь, оснащенный многофункциональным мультимедийным терминалом — мобильным или стационарным, проводным или беспроводным.

Возможности самоорганизации в мультисервисных сетях резко возрастут благодаря новым проектам на основе магистральных оптоволоконных сетей, высокопроизводительных вычислительных многопроцессорных систем и спутниковых широкополосных сетей с широким доступом пользователей. Ряд из них уже дает практическую отдачу. В Европе в рамках проекта GEANT развернута межконтинентальная магистральная сеть, позволяющая передавать информацию со скоростью до 10 Гбит/с.

Европейский вещательный союз использует возможности общеевропейских оптоволоконных магистралей для обмена большими потоками телевизионного контента между основными европейскими столицами, планируя также организацию трансатлантического трафика. Сейчас реализуется проект GEANT 2 c еще более амбициозными задачами. Прогнозируется создание электронных бирж для оптовой торговли видеоконтентом.

Одновременно видоизменяются и расширяются функции сетей: помимо распространения и публичного представления контента в них дополнительно создаются возможности генерации, преобразования и формирования коммуникационных услуг и контента при активном участии прежде пассивных потребителей — зрителей, пользователей, абонентов.

Телевизионное вещание, в особенности эфирное и спутниковое, занимает особое место в проектах мультисервисных сетей. В ряде концепций предполагается автономное развитие телерадиовещания, так как многие специалисты в этой области не разделяют конвергентного будущего, делая акцент на совместной работе телерадиовещания с сетями и использовании лучших сторон каждой из этих систем.

Немаловажно также, что единую ТВ-сеть можно построить на основе пяти платформ телевизионного вещания (эфирное, спутниковое, кабельное, мобильное, ТВ в Интернете, включая возможности упомянутого выше протокола IMS), используя семейство стандартов вещания DVB (digital video broadcasting), общее число которых уже приближается к сотне.

Они нацелены на расширение круга услуг и видов контента, практически не уступающих возможностям телекоммуникационных сетей, а организация обратного канала для пользователей позволяет цифровому телевидению достигать ряда перспективных преимуществ. К примеру, в проекте европейской спутниковой мультисервисной сети используется телевизионное вещание с каналом обратной спутниковой связи по одному из стандартов DVB для предоставления услуг широкополосного Интернета.

Перспективы телевизионного вещания

В ближайшей перспективе, т. е. после перехода на цифровые стандарты, должно увеличиваться число каналов и улучшиться качество «картинки», а также повышаться эффективность использования частотного спектра благодаря высвобождению его части после прекращения использования аналогового ТВ. При этом появляется так называемый цифровой дивиденд, за распределение которого сейчас и разворачивается жесткая борьба между владельцами различных видов телекоммуникаций.

Уже сейчас ясно, что выгоды цифрового ТВ будут связаны его с вездесущностью, интерактивностью, а значит персонализацией использования, ограниченной только воображением и бюджетом пользователя, с расширением видов контента и предоставляемых услуг, выходящих за пределы возможностей нынешних электронных медиасредств, например, навигация и бизнес.

Внедрение цифровых стандартов ведет к преображению облика и места телевизионного вещания в жизни людей, и, следовательно, изменению норм его правового регулирования. Они стимулируют взаимовлияние ТВ и Интернета: происходит «интернетизация медиа » и «медиазация интернета (переход от текста к мультимедиа)».

Применение в ТВ Интернет-решений ускоряет распространение интерактивных услуг, расширяющих возможности пользователей: создание и распространение собственного контента на некоммерческой основе. Так, в Интернете в 2001 г. была создана интерактивная энциклопедия Wikipedia, в которую все пользователи могут вносить свои тексты. В 2006 г. она содержала 711 000 статей на 205 языках и успешно конкурировала со знаменитой энциклопедией Britanica.

Сейчас в Интернете можно найти много альтернативных энциклопедий, в том числе видеоконтента. Сотни миллионов пользователей посещают блоги, число которых в 2005 г. удваивалось каждые 5 месяцев.

Широкое распространение получили порталы и сайты для работы с аудиовизуальным контентом, созданным пользователями, в том числе с возможностью их редактирования прямо в сети. Расширяется возможность персонализации контента и услуг.

Уже сейчас цифровое ТВ на основе семейства стандартов DVB позволяет решать задачи массовых и персональных коммуникаций. Используя эти возможности, вездесущий британский вещатель BBC, просчитывая планы на 10-12 лет, увеличивает свое присутствие во всех сетях и медиажанрах. Это вызывает недовольство «медиаолигархов», которые требуют ограничить «имперские замашки» корпорации.

В Италии реализован проект «телевизионного правительства» на основе интерактивного ТВ. Миллионы итальянцев, получившие благодаря госсубсидиям соответствующие цифровые устройства, имеют возможность использовать их для работы с 16 из 28 бесплатными и 11 платными интерактивными каналами.

Теперь они могут взаимодействовать в рамках дозволенного с телевизионными студиями в реальном масштабе времени, получать дополнительную информацию о телепрограммах, играть, просматривать рекламу, искать и получать финансовую, медицинскую и правительственную, национальную и местную информацию. При этом 13 млн. граждан могут использовать «умные» карты для оплаты услуг в области здравоохранения.

Платные ТВ-каналы в Италии дополнительно предлагают звук на языке оригинала контента, интерактивное караоке, электронный гид услуг, торговлю по кредитным картам, просмотр спортивных соревнований на двойном экране.

На особое место претендует мобильное ТВ. Это не просто просмотр телепрограмм на карманном терминале. Оно имеет шанс стать основной платформой, обеспечивающей вездесущность контента и услуг. Не случайно в мире разрабатывается несколько стандартов для объединения мобильного ТВ и широкополосных телекоммуникаций, что обеспечит доступ к нему всем желающим. А на горизонте уже появляется трехмерное ТВ, телевидение супервысокого разрешения и цифровое кино дома.

Уже сейчас многие виды мобильных терминалов, особенно коммуникаторы и смартфоны, имеют объем памяти 8 и более Гбайт и скорости передачи контента порядка 1 Мбит/с. Это не только позволяет распространять, создавать персональные программы просмотра и вести поиск контента, но и выходить, как отмечалось, за пределы возможностей электронных медиасредств, осуществляя, например, платежи и навигацию.

По имеющимся оценкам, для реализации всех известных в настоящее время инфокоммуникационных услуг необходима скорость передачи информации порядка 120 Мбит/с и объем памяти до 1 Тбайт (терабайт — миллион миллиардов). При существующих темпах развития технологий такие параметры мобильных терминалов для сетей массовых ЭК будут обеспечены в течение предстоящего десятилетия.

В связи с этим возникает несколько важных проблем. Первой из них следует назвать создание цифрового контента, особенно для мобильных коммуникаций. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) признала важным рост объемов следующих основных видов мобильного контента: музыка, игры, видео, бизнес, производственные, навигационные и туристические приложения, новости.

При этом для мобильного телевидения в стандарте DVB-H самыми перспективными считаются следующие виды телепрограмм: массовые и индивидуальные, пассивные и интерактивные, музыкальные, развлекательные, спортивные, новостные.
США в настоящее время затрачивают на создание всех видов контента средств больше, чем все остальные страны мира вместе взятые.

Следующая не менее важная проблема развития систем телевидения — организация широкого доступа потребителей к контенту. Если ранее ТВ было просто вещанием, то в цифровом телевидении резко возрастает значимость организации поиска контента, его создания и обмена им. В связи с этим в мире, особенно в Европе, развернулись дискуссии о будущем эфирного телевизионного вещания.

В эфирном телевещании многих стран, включая Россию и членов ЕС, ведущую роль играют государственные компании либо их «ближайшие родственники» — компании «public service broadcasting». У нас это словосочетание переводят как общественное ТВ, что не всегда точно, так как понятие «public» имеет много значений. С известной долей условности в общем случае можно говорить об общедоступным ТВ, главной целью которого становится не прибыль.

Общедоступное ТВ имеет собственную миссию, а значит и программную политику, механизмы управления и финансирования. И сегодня под натиском новых цифровых технологий оно ищет свое, новое, место в мире. Этому посвящено много концептуальных исследований, включая несколько докладов, например, «Продлевая наш контракт с народом» группы стратегического развития Европейского вещательного союза.

В этих концепциях цифровое эфирное ТВ претендует на роль основной платформы массовых ЭК. Так что постепенно формируется представление о будущем общедоступного ТВ и путях его достижения. На ближайшую перспективу можно указать следующие базовые положения его миссии:

— информирование о понимании мира; — стимулирование познания и обучения; — отражение культурной идентичности нации; — представление разнообразия мнений и альтернативных точек зрения;

-инновационный характер предложений качественного контента.

Иначе говоря, информировать, обучать, развлекать.

Сегодня при сокращении аудитории чисто аудиовизуального контента более 90% членов Европейского вещательного союза имеют сайты, предлагающие обогащенный контент. При этом, захватив лидерство в создании цифрового общедоступного ТВ, ряд вещателей создает свои собственные поисковые машины и сети центров обработки данных, включая архивы.

Самые прозорливые из мощных телевещателей реализуют многовекторную технологическую стратегию, нацеленную на вездесущее присутствие, включая мобильное ТВ, за счет использования всех основных платформ распространения сигнала, мультимедийный и многоформатный контент, расширение спектра предоставляемых персональных услуг, а значит интерактивность и возможность выбора контента пользователем.

В борьбе с сокращением и фрагментацией аудитории ведущие компании делают ставку на многоканальное вещание и нацеливаются дойти до всех и каждого. Это высокотехнологичная инновационная селекция в условиях конкуренции с другими коммерческими медиа, главным образом транснациональными, в том числе, мобильными и Интернетом. При этом, помимо социального пакета, свой, практически на прежних коммерческих условиях, контент у общедоступного ТВ смогут найти все социальные категории пользователей.

Что делать России?

Представляется, что еще в этом году следует принять Федеральную целевую программу «Развитие телерадиовещания в 2009-2015 годах», нацеленную на реализацию первого этапа цифровой революции в отечественном телевидении. По его завершению все основные виды электронных коммуникаций будут использовать цифровые технологии, что откроет перспективы для лавинообразного развития интегрированных мультисервисных систем и их сетей.

Одновременно необходимо начать аналитическую и научно-методическую подготовку второго этапа революции, уделив особое внимание решению следующих задач:

— конвергенции технологий, услуг и видов телекоммуникаций; — разработке современной политики в области использования частотного ресурса, включая распределение цифрового дивиденда — частот, высвобождаемых после прекращения аналогового вещания; — подготовке мероприятий, связанных с отключением аналогового телевещания, которое можно осуществить до 2015 г.; — приоритетному развитию беспроводных систем широкополосной передачи информации, отдав приоритет перспективным стандартам, обеспечивающим одновременно общедоступность мобильного телевещания;

— радикального обновления технологий за счет стандартов новых поколений, которые приведут к серьезному снижению стоимости технических средств при одновременном усложнении, а значит и удорожании программного обеспечения. Замечу, что нас есть отличная школа программирования, но промышленность потребительской электроники никудышная.

Кроме того, необходимо разработать национальную стратегию в области цифрового контента, направленную на обеспечение интенсивных инноваций не только на отечественном рынке электронных медиа, но и во всех основных секторах экономики, а в итоге — на экономическое и интеллектуальное лидерство России в глобальном обществе знаний.

В «Концепции долгосрочного социально – экономического развития России» целесообразно предусмотреть раздел, посвященный развитию сферы медиа, особенно общедоступных массовых коммуникаций. В опубликованном проекте только упоминается развитие цифрового телерадиовещания, но практически нет собственно медийной сферы. А ведь уже сейчас ее оборот в стране превышает 160 млрд. рублей в год, и во всем мире она рассматривается как важная часть триады приоритетов развития: «технологии-медиа-телекоммуникации».

Необходимо также обеспечить интеграцию отечественной науки, образования и промышленности в международные инновационные структуры в области массовых телекоммуникаций, занимающие лидирующее положение в мире в исследованиях, разработках, производстве и распространении новых технологий. В настоящее время российское присутствие в них связано лишь с персональным участием некоторых специалистов, но не компаний. При этом следует предусмотреть вовлечение в эту работу зарубежной русскоязычной диаспоры.

Следует также радикально пересмотреть государственное и правовое регулирование в области массовых электронных телекоммуникаций. Позитивные изменения в структуре органов управлении произошли. Однако нормативно-правовая база в этой сфере архаична и содержит слишком много документов.

Каждый из них в отдельности может быть лучше или хуже, отдельные решения даже отличные. Но в целом — это смирительная рубашка для инвесторов и инноваций. Поэтому необходимо не копеечное снижение административных барьеров, а радикальное обновление принципов развития и саморегулирования в этой важной отрасли.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru