Антикризисная реструктуризация “плохих” активов российских банков / Никонова И. А.

профессор, доктор экономических наук
“Плохими” считаются банковские активы, текущая рыночная стоимость которых приблизилась к нулевой. Такими могут быть кредиты, облигации, векселя и иные активы.

Суммарный кредитный портфель (общая сумма кредитов, выданных коммерческими банками) на 1 января 2009 г. составлял 16 трлн. рублей или 60% от суммарных активов банков, а к 1 апреля вырос до 18 трлн. рублей. Поэтому качество суммарного кредитного портфеля банков является фактором, во многом определяющим финансовое состояние всей банковской системы.

Одним из показателей качества суммарного кредитного портфеля коммерческих банков страны является кредитный риск. Его определяют как отношение суммы резервов, создаваемых для компенсации возможных потерь по ссудам, к кредитному портфелю. Размер резерва, создаваемого за счет прибыли банка, должен покрывать возможные случаи невозврата кредитов и просрочек платежей.

На 1 февраля 2009 г. сумма просроченных кредитов в России составляла $14 млрд. и более чем на 200% покрывалась резервами, созданными банками ($31 млрд.). Отношение резервов к суммарной величине кредитного портфеля банков, по оценке «Тройка – диалог» составляло 4,7%.

На 1 марта 2009 года просроченная задолженность в банковской системе по кредитам физическим лицам составила 4,1%, по кредитам нефинансовым организациям — 3,1%.
Официальные данные ЦБ характеризуют просроченные долги относительно небольшой величиной, причем темпы их прироста ускоряются — в 1 кв.2009 г. рост «просрочки» составлял 14% в месяц.

Но эти данные не отражают полноты реальной ситуации. ЦБ включает в просроченный долг сумму просроченных платежей по кредиту за исключением процентов. А по МСФО при расчете просроченных кредитов учитывается полная задолженность, а не только задолженность по плановым платежам. Поэтому реальная задолженность выше официальной и важно раскрывать всю информацию, позволяющую детально оценивать качество кредитных портфелей банков.

Кроме того, в банках подавляющая часть новых кредитов — это рефинансированные старые, многие из которых связаны с неспособностью заемщика вернуть текущие долги. Поэтому реальная потребность в реструктуризации кредитов намного выше официальной просроченной задолженности.

Во время банковских кризисов в России доля просроченных кредитов увеличивалась до 35% от суммы кредитного портфеля.

В 1998 году МВФ оценивал долю просроченного долга в России в 40%, а ЦБ сообщал о 11%. Тогда до половины долгов было реструктурировано. Можно предположить, что и теперь доля официальной просроченной задолженности, о которой сообщает ЦБ, окажется ниже реальной.

Министр финансов Алексей Кудрин недавно сообщил, что, по его оценке, в 2009 году доля просроченных кредитов составит около 10%. Примерно такие же оценки приводят и крупнейшие банки. Просроченная задолженность в 10% означает, что просроченные выплаты по кредитам будут расти на $3,5–4,0 млрд. в месяц.
По оценкам банковского сообщества, реальная доля проблемной задолженности в банковской системе составляет от 10% до 15% от кредитного портфеля. При этом до 30-35% долгов уже сейчас нуждается в реструктуризации.

По оценке президента Альфа-банка Петра Авена, реальная просроченная задолженность по кредитам в банковской системе страны на середину апреля составила 10%, а к концу года может возрасти до 15%, что составляет 80% капитала всей банковской системы.

Принципиально важным является не размер просроченной задолженности сам по себе, а объем резервов, создаваемых по кредитам и зависящий от надежности заемщика и ряда других показателей.

Норматив достаточности капитала, установленный Банком России, равен 10%. В настоящее время уровень достаточности капитала в банковском секторе составляет более 16%. При снижении фактического уровня достаточности капитала 12% потребность в увеличении капитализации банков приобретает системный характер. В этом случае необходима помощь государства, которая должна быть дифференцированной по отношению к тем или иным коммерческим банкам и видам “плохих” активов, при сохранении ими ответственности за политику кредитования, управление рисками и качество кредитного портфеля.

Для снижения кредитного риска коммерческих банков и предотвращения второй волны банковского кризиса, который прогнозируется на осень 2009 г, государство может предпринять следующие меры.

Докапитализация коммерческих банков. Это самый капиталоемкий и малоэффективный способ господдержки. Его эффективность будет выше, если докапитализацию получат банки, списавшие безнадежные кредиты на свои финансовые результаты, реструктурировавшие большую часть своего кредитного портфеля, создавшие необходимые резервы и способные привлечь частных инвесторов. При возможном увеличении доли “плохих” кредитов в портфелях банков до 10% потребность в докапитализации составит 170 млрд. рублей, до 15% — 400-470 млрд., до 20% — почти 900 млрд. рублей.

По оценке Германа Грефа, при 15% суммы просроченных кредитов в общем кредитном портфеле 26 банкам из первых основных 30 потребуется увеличить капитал на 460 млрд. рублей.

Выкуп проблемной задолженности и иных « плохих» активов на балансах банков. Крупные коммерческие банки ВТБ, Сбербанк и Альфа-банк уже имеют дочерние структуры для списания на их баланс своих “плохих” активов. Для централизованного выкупа “плохих” активов у российских банков должно быть создано специальное агентство (фонд, компания). Оно может быть создано государством совместно с Агентством страхования вкладов — АСВ. Уставный капитал агентства можно сформировать как за счет денежных средств, так и за счет специального выпуска гособлигаций.

Отбор частных инвесторов, заинтересованных в выкупе активов, необходимо проводить на аукционной основе. Аукционная продажа позволяет обеспечить равный доступ инвесторам и разумное ценообразование на продаваемые активы.

Необходимы четкие критерии отбора активов, выкупаемых государством. Чтобы не снижать ответственность банков за качество своих кредитных портфелей, государству целесообразно осуществлять выкуп только тех кредитов и корпоративных облигаций, по которым ухудшение финансового состояния заемщика вызвано нарушением условий выполнения обязательств самого государства, в частности, по госконтрактам и договорам с госкорпорациями.

В зарубежной практике широко применяются два подхода к организации выкупа: создание несколькими банками специализированных компаний по консолидации в них “плохих” кредитов или использование для этого дочерних компаний.

Для выкупа “плохих” облигаций ФСФР может создать государственный закрытый паевой инвестиционный фонд — ЗПИФ, управление которым поручить, например, ВЭБу, а также региональные ЗПИФы. Законодательная база для этого существует. Такая мера позволит освободить от долгов балансы не только коммерческих банков, но и других финансовых институтов (пенсионных фондов, управляющих компаний, страховых компаний).

Интересным может быть предложение нескольким странам СНГ создать единое межгосударственное агентство по выкупу “плохих” кредитов определенного типа.

Секьюритизация. Для пакетов однородных кредитов (потребительских, ипотечных, кредитов малому и среднему бизнесу) наиболее эффективным способом рефинансирования активов является секьюритизация с последующим выкупом государством выпущенных ценных бумаг или кредитов. Для развития секьюритизации существующей нормативной и законодательной базы недостаточно.

Национализация. Социально значимые банки с большими объемами депозитов населения рекомендуется национализировать. Она может быть реализована обменом портфеля “плохих” кредитов на долю государства в уставном капитале банка, выпуском банком в пользу государства привилегированных или обыкновенных акций и др.
Изменение методов оценки стоимости залогов. Речь идет о целесообразности временного разрешения фиксировать стоимость залогов, которое позволит не увеличивать резервы по кредитам в связи со снижением рыночной стоимости залогов. В настоящее время она уменьшилась почти в 2 раза, что влечет за собой доначисление резерва и снижение капитала банка.

Расширение системы государственных гарантий по кредитам корпоративным заемщикам. Правительство утвердило систему предоставления гарантий предприятиям, удовлетворяющим установленным критериям (приоритет – 295 системно важных предприятий), а также подготовило региональный список из почти 1,5 тысяч компаний. В федеральном бюджете на 2009 г. предусмотрено предоставление на эти цели 300 млрд. рублей. Однако до настоящего времени кредитование под госгарантии не начато. Гарантии региональных бюджетов также могли бы повысить и качество кредитных портфелей и увеличить объемы кредитования. Целесообразно расширение списка компаний-получателей гарантий, разумно также увеличить объем пакета мер, так как 300 млрд. рублей это менее 3% суммы кредитов предприятиям реального сектора.

На начало года объем ссуд корпоративным заемщикам составлял 12,5 трлн. рублей, 43% этих ссуд истекут в 2009 году (5,4 млрд. рублей). Если предположить, что для 15-20% ссуд требуется реструктуризация с помощью государственных гарантий, объем гарантий составит 450-580 млрд. рублей.

Рефинансирование ипотечных кредитов. Государство направило 5 млрд. рублей в уставный капитал Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК). С ноября прошлого по февраль этого года для их реструктуризации обратилось около 550 заемщиков, но документы ввиду несоответствия требуемым условиям приняты только у нескольких сотен желающих.

Совокупный объем жилищных кредитов в России невелик (41 млрд. долл., в том числе ипотечных — 34 млрд.), причем дисциплина возврата остается высокой (просроченная задолженность 1,1%). Отчасти это результат длины кредитов (в среднем 217 месяцев). В основном просроченный долг приходится на валютные жилищные кредиты. Они составляют больше половины всей просроченной задолженности, хотя их доля в общей сумме жилищных кредитов лишь 20%.

Таким образом, рефинансирование жилищных кредитов не является критически важным в системе антикризисных мер в связи с их небольшой суммой (4,3% банковских активов или 3% ВВП), и скорее носит социальный характер. Тем не менее, необходимо расширить работу АРИЖК по рефинансированию ипотечных и жилищных кредитов банков за счет либерализации требований к заемщикам и фиксации курса для пересчета долларового долга в рублевый по курсу до проведенной последней девальвации рубля.

Однако основной вклад в решение проблемы “плохих” кредитов должны внести сами коммерческие банки, проведя инвентаризацию своих кредитных портфелей, переоценив кредитные риски и разработав соответствующие программы мер по реструктуризации “плохих” кредитов и портфелей облигаций.

Для безнадежных кредитов речь идет о списании суммы полной задолженности заемщика на финансовый результат банка, что повлечет за собой снижение его капитала. Но это – проблема самого банка и эффективности его системы управления рисками. Однако даже при желании осуществить быстро и эффективно списание невозможно. Банки в настоящее время практически не списывают активы, т. к. процедура списания является долгой и не полностью непроработанной. Поэтому необходимо срочное изменение порядка списания безнадежных кредитов путем быстрого его наложения, разрешив при этом само списание в течение требуемого на это времени.

Для кредитов, подлежащих реструктуризации, когда заемщик – действующее предприятие с положительным денежным потоком, требуется разработка совместно с заемщиком ее схемы, включая новацию условий договора. Для принятия решения об отнесении заемщика и его кредита к категории реструктурируемых используются известные критерии теории финансового менеджмента — падение выручки менее, чем на 40%, наличие ликвидных активов, отношение долга к EBITDA не выше 2.

Еще одна мера — продажа “плохих” активов самим банком на рынке, в том числе через аукционы, проводимые АСВ или агентством (фондом), которое может быть создано для работы с такими активами.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru