Отработавшее ядерное топливо российских АЭС переместят в Железногорск / О. В. Бодров, Сосновый Бор Ленинградской области

В ближайшее время «ядерный поезд» из восьми вагонов с 80 т отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) Ленинградской АЭС Концерна «Росэнергоатом» планируется отправить в ЗАТО Железногорск (бывший Красноярск-26). Это может стать началом перемещения ОЯТ всех российских АЭС с чернобыльскими типами реакторов (Ленинградская, Смоленская, Курская) за 5 тысяч километров на берег Енисея  в «сухое хранилище». Там созданы мощности для утилизации ОЯТ. Как готовится Железногорск к принятию «ядерного поезда»?

В декабре 2010 г. в  сухом охлаждаемом хранилище Горно-химического комбината (ГХК) в рамках ФЦП по ядерной и радиационной безопасности началась опытная эксплуатация оборудования узла перегрузки ОЯТ. Были отработаны три технологические операции по распаковке и перемещению кокон-блоков. В настоящий момент строительно-монтажные работы на сухом хранилище практически завершились. Идут пуско-наладочные работы на смонтированном оборудовании.

 За 38 лет работы ЛАЭС в здании «мокрого» хранилища ОЯТ, расположенном в 90 м от берега Балтики, скопилось примерно 40 тысяч отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС). Это 5 тысяч тонн высокотоксичного ОЯТ, что соответствуют примерно 25 активным зонам реакторов РБМК-1000. Такое количество ОЯТ содержит примерно 35 т плутония, что эквивалентно 5 тысячам бомб, аналогов той, которая была сброшена на Нагасаки.  Временные хранилища ОЯТ на ЛАЭС заполнены. Ростехнадзор продлил в конце 2010 года лицензию на эксплуатацию четвертого энергоблока ЛАЭС до 2026 г.

«Ядерный поезд» представляет собой 8 спецвагонов с контейнерами, в которых упаковано 576 отработавших тепловыделяющих сборок общим весом около 80 т. Для освобождения временных хранилищ ЛАЭС потребуется 65 таких поездов. Первый «ядерный поезд» может стать началом создания национального, а в перспективе и международного  хранилища ОЯТ на берегу Енисея. Красноярск не первое место, куда перемещается ОЯТ. В Уральском регионе в ЗАТО Озерск (бывший Челябинск-65) 60 лет функционирует ПО «Маяк».

Кроме ОЯТ существует ещё и проблема захоронения РАО. В Сосновом Бору, в 40 км от границы Санкт-Петербурга, уже в течение 15 лет работает «ЭКОМЕТ-С», крупнейший в Европе завод по переплавке радиоактивного металла с целью отделения радиоактивной компоненты и передачи этих вторичных отходов на хранение в «Радон». Чистый металл отправляется на реализацию. Бизнес весьма доходный. На текущий момент предприятие уже переработало более 20 тыс. тонн металла. Примерно половина этого количества поступило с Ленинградской АЭС, остальное – с предприятий «Росатома», военно-промышленного и нефтегазового комплексов европейской России.

В настоящее время продвигается проект создания могильника РАО, строить который планируют  на территории бывшего Ленспецкомбината «Радон» (ныне филиал РосРАО) с применением технологии прокладки метро. В подземном канале длиной 1 км можно разместить до 250 тыс. т радиоактивных отходов.

Новый закон об обращении с РАО предполагает возможность возвращения в Россию отработавших радиоактивных источников. Такие высокорадиоактивные отходы смогут поступать для захоронения в Сосновый Бор через порт Усть-Луга. Таким образом, в Сосновом Бору, в закрытой приграничной зоне российского берега Балтики, формируется инфраструктура для зарабатывания денег на экспорте «атомного электричества», переработке металлических радиоактивных отходов, импорте РАО и захоронении их в могильнике.

С точки зрения экологов, транспортировка радиоактивных отходов в Сибирь не решает проблемы безопасности, а только перемещает их из одной части России в другую. Представляется целесообразным отказаться от перемещения ОЯТ и РАО. Они должны находиться во временных хранилищах в том регионе, где произведены. Бремя безопасной изоляции этих материалов должны нести регионы и страны-производители этих отходов. Граждане европейской части России и граждане Урала и Сибири должны иметь равные стандарты безопасности.

Активное продвижение АЭС в страны Евросоюза должно сопровождаться разработкой единых международных стандартов  ядерной и  радиационной безопасности для стран Балтийского и Баренц-регионов. Страны, потребители импортируемой электроэнергии АЭС, также должны нести часть бремени решения проблем отработавшего ядерного топлива, радиоактивных отходов и вывода из эксплуатации АЭС в странах,  производящих эту электроэнергию.

Росэнергоатом, Росатом, отработавшее ядерное топливо (ОЯТ)

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru