Экранопланы / Александр Палагин

Экраноплан – это воздушное транспортное средство, которое может летать близко над водой, льдом или ровными участками суши за счет экранного эффекта — «воздушной подушки», повышающей подъемную силу его крыла. Некоторые типы экранопланов могут также летать на высоте, как самолеты.

В свое время СССР продвинулся в развитии экранопланов далеко вперед по сравнению с другими странами. Их производство началось в 1957 году и продолжалось в течение более 30 лет, пока не остановилось в начале 1990-х. Разработкой этих летательных аппаратов занималось в  Горьком ЦКБ им. Алексеева. Почти за полвека для Минобороны было построено около 30 таких машин. Наиболее известные это экранолет «Орленок» и экраноплан-ракетоносец «Лунь».

Это же ЦКБ в 1960-х годах создало экспериментальный экраноплан, который западные спецслужбы окрестили «Каспийским монстром», потому что его испытывали на Каспийском море. Его грузоподъемность составляла около 220 тонн. Однако в 1980 году, после катастрофы, проект был закрыт.

Главные преимущества экранопланов – их многофункциональность. Это высокоскоростное амфибийное судно, по праву должно занять свою нишу в транспортной системе страны и, прежде всего, там, где применение судов, самолетов и вертолетов становится малорентабельным или невозможным. Это, к примеру, районы Сибири и Дальнего Востока, где средняя продолжительность судоходного периода для речных судов составляет не более 100–120 суток в году. Все остальное время навигация прекращается ввиду образования льдов, либо обмеления рек в летний период. При этом вертолеты имеют ограниченные возможности, как по грузоперевозкам, так и по радиусу применения. Применение малой авиации ограничивает отсутствие во многих местах аэродромной сети и соответствующей инфраструктуры. К тому же, перевозка авиационным транспортом – достаточно дорогое удовольствие. Экранопланы могут пройти там, где не могут пройти суда – мелководья, пороги, лед, и с такой же скоростью, как у вертолетов, немного проигрывая по скорости самолетам.

Российские ведомства уже заинтересовались этим видом транспорта и рабочая группа, в составе Минпромторга, Минтранса, Минобороны, МЧС, ФСБ и профильных конструкторских бюро и институтов разработали проект концепции развития экранопланов гражданского и военного назначения. Концепция касается тех проблем, которые сдерживают развитие экранопланов в России. Прежде всего, развитию этого сегмента мешает неполный комплект нормативно-правовой базы. Поэтому главная задача сейчас состоит в том, чтобы привести государственные нормативно-правовые акты в соответствие с принятым Комитетом по безопасности IMO в 2002 году «Временным руководством по безопасности экранопланов» как высокоскоростных судов. Этот документ был утвержден Международной морской организацией (IMO) и Международной организацией гражданской авиации (ICAO).

В международных документах  экранопланы подразделяются на три основные типа. «А» – это экранопланы, которые летают только над поверхностью воды за счет экранного эффекта (высота полета не более размера хорды крыла) и подняться вверх для преодоления препятствий не могут. Тип «В» – это экранопланы, которые могут кратковременно осуществлять выход за пределы экранного эффекта, так называемый «подскок», до высоты 150 метров. И тип «С» – это машины, которые могут отрываться от поверхности и осуществлять посадку с использованием экранного эффекта, а летать на высотах более 150 метров как летательные аппараты.

На сегодня в России есть нормативно-правовая база только для экранопланов типа «А». Для экранопланов типа «В» такого положения нет. Сейчас ведутся работы по созданию нормативной базы, определяющей, как разрабатывать, строить и сертифицировать экранопланы типа В. Необходимо также законодательно закрепить нормы эксплуатации экранопланов. Таким образом, для того чтобы строить экранопланы, необходимо как можно скорее принять соответствующие нормативные документы.

Еще одна проблема, на которую нужно обратить внимание – это вопрос подготовки соответствующих кадров и летного состава. На сегодня осталось всего четыре действующих сертифицированных пилотов-испытателей экранопланов. И это на всю Россию. А имеющих опыт полетов на малых экранопланах – ненамного больше.

Что касается производства, то Арктическая торгово-транспортная компания на собственные средства намерена к 2013 году построить экраноплан «Акваглайд-30» на 30 мест, а к 2014 году – «Акваглайд-60» на 60 мест. Сейчас компания завершает продажу партии из 10 пятиместных экранопланов «Акваглайд-5». По предварительной оценке, «Акваглайд-30» будет стоить порядка 3,5 млн. долларов, а окупаемость работ по его созданию составит пять-шесть лет. Это экраноплан типа «А», который сможет перевозить 28 пассажиров со скоростью 200 км в час на расстояние до 700 км при высоте волны до 1,5 метров. Этот вид транспорта будет значительно дешевле и, главное, быстрее любого корабля, а также  будет превосходить малую авиацию по таким характеристикам как цена/качество/безопасность.

Прошлой осенью Ассоциация разработчиков, производителей и потребителей экранопланов «Экраноплан»  начала испытания экраноплана «Орион-20», которые должны завершиться к 2012 году. Кроме того, ведется разработка экранопланов для военных нужд, в первую очередь для погранвойск и Каспийской флотилии.  По некоторым сведениям, производство военных и гражданских экранопланов может начаться у нас после 2015 года, если правительство одобрит концепцию создания экранопланов нового поколения. Речь идет о линейке экранопланов водоизмещением 50, 100 и 600 тонн. Если говорить о потенциальном спросе, то согласно исследованию потребность в этих машинах на ближайшие 10–15 лет может составить до 1,5 тысяч.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru