Как нас грабят по Налоговому кодексу / Сергей Уланов

руководитель Центра уровня и качества жизни

Академии труда и социальных отношений

При формировании российского налогового законодательства скопировали многие нормы зарубежных стран. В частности, была заимствована прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ), которая принята в большинстве стран мира. Так, в США диапазон этих ставок составляет 10-35% от дохода, в Германии — 14-45%, Нидерландах — 0-52%, Великобритании 0-50%, Китае 5-45%, Бразилии — 15-27,5%, Индии 10-30%. За уклонение от налогов в ведущих странах предусмотрена уголовная ответственность.

Так как в России богатые не платили этот налог, прогрессивную шкалу отменили, заменив ее так называемой плоской. После этого распределение налоговой нагрузки между низко- и высокодоходными слоями населения резко изменилось в пользу богатой части населения. Положение усугубляется тем, что подоходный налог с заработной платы составляет 13%, а доход от собственности облагается  налогом в размере 9%. Аргумент, что пониженная ставка налога на денежные доходы от собственности установлена для устранения двойного налогообложения прибыли не выдерживает критики, так как заработная плата является такой же частью валовой выручки, как и прибыль, направляемая на выплаты дивидендов.

Переход в 2001 г. к плоской шкале подоходного налога аргументировался также необходимостью вывода из «тени» значительной части заработной платы. Насколько это обосновано видно из сравнения данных Росстата об относительной доле скрытой оплаты труда в общем объеме оплаты труда за 1998-2002 годы. Они публикуются в системе национальных счетов (счет образования доходов) и рассчитываются по дисбалансу между доходами и расходами.         

 годы                                             %   

1998                                             27,1

1999                                             27,6

2000                                             25,8

2001                                             24,7

2002                                             21,4

Сравнение этих данных не дает оснований считать, что переход на плоскую шкалу НДФЛ каким-то образом поспособствовал выводу зарплаты из «тени». К тому же проблема заключается не в ликвидации выплат в конвертах, а в устранении ее источников, т.е. в выявлении объемов скрытой от налогообложения прибыли. Акцент на зарплату «в конвертах» не случаен. «Конвертный» доход офисных работников — мелочь по сравнению с суммами, получаемыми коррумпированными чиновниками из сокрытой от налогообложения прибыли.

Следует отметить, что положение с объемом и структурой денежных доходов не поддается анализу из-за различий в методологии их расчета, делающих несопоставимыми и противоречивыми данные Росстата и экономических ведомств. Ниже приведены данные Росстата об объеме и структуре денежных доходов населения (см. табл. 1).

Таблица 1

Объем и структура денежных доходов населения

годы

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Миллиардов рублей, в текущих ценах

Денежные доходы — всего

13819,

17290,1

21311,5

25244,0

28708,4

32100,8

в том числе:

доходы от пред­принимательской деятельности

1580,3

1915,1

2133,8

2583,5

2734,7

2986,2

оплата труда, включая скрытую

8782,1

11237,1

14381,9

17255,7

19310,3

20741,2

социальные выплаты

1755,6

2080,4

2477,7

3333,3

4247,7

5711,3

доходы от собственности

1424,6

1720,7

1892,6

1565,7

1847,4

2026,9

другие доходы

276.4

336,8

425,5

505,8

568,3

635,2

В процентах к итогу

Денежные доходы — всего

100

100

100

100

100

100

в том числе:

доходы от предпринимательской деятельности

11,4

11,1

10,0

10,2

9,5

9,3

оплата труда, включая скрытую

63,6

65,0

67,5

68,4

67,3

64,6

социальные выплаты

12,7

12,0

11,6

13,2

14,8

17,8

доходы от собственности

10,3

10,0

8,9

6,2

6,4

6,3

другие доходы

2,0

1,9

2,0

2,0

2,0

2,0

Приведенные данные говорят о том, что денежные доходы населения продолжали стремительный рост даже в период кризиса. Это вызывает сомнение в их достоверности. Действительно, в системе национальных счетов (счет образования доходов) динамика оплаты труда существенно отличается (см. табл. 2).

Таблица 2

Динамика оплаты труда

в млрд. руб.

годы

Оплата труда, включая скрытую

Скрытая оплата труда и смешанные доходы

Оплата труда, за вычетом скрытой

1

2

3

4

2005

9474

2551

6927

2006

11986

3450

8536

2007

15526

4450

11076

2008

19560

5200

14360

2009

20494

5790

14704

2010

22640

6420

16220

Суммы в столбце 2 табл. 2 больше приведенных в табл. 1 на объем отчислений в систему социального страхования (о других возможных различиях Росстат не упоминает в методологических пояснениях). Это никак не объясняет сокращение разницы в показателях с 2,3 трлн. руб. в 2008 г. (19560 млрд. минус 17256 млрд.)   до 1,2 трлн. в 2009 г. (20494 млрд. минус 19310 млрд.), так как никаких решений об изменении страховых взносов в этот период не принималось.

Опустив вопрос о предпочтительности приведенных несовпадающих данных, определим базу для исчисления НДФЛ. Для 2010 г. по информации Росстата она составила 19969,5 млрд. рублей (32100,8  минус 6420 скрытой зарплаты и минус 5711,3 социальных выплат) У Федеральной налоговой службы своя правда. Сумма заявленного предполагаемого дохода на 2010 г. составила 34474 млрд. рублей, из которой в общую сумму налогооблагаемых доходов включено около 28 трлн. рублей.

Возникает целый каскад вопросов. Почему 19969,5 млрд. рублей  «росстатовских» денежных доходов превращаются у ФНС в отчете по форме № 1-ДДК в 34474 млрд. рублей, а затем в расшифровках по разным налоговым ставкам по форме № 5-НДФЛ сокращаются примерно до 28 трлн. рублей? Ответ на эти вопросы попробуем дать ниже.

Выясняется, что Росстат не учитывает в составе доходов от собственности результаты обращения ценных бумаг на фондовых биржах. Из этого следует, что данные Росстата о дифференциации денежных доходов населения искажены, а коэффициент фондов занижен в несколько раз.

Известно, что Налоговым кодексом установлены вычеты из НДФЛ при строительстве или покупке жилья (имущественные вычеты), при получении платного образования для детей, при использовании дорогостоящего медицинского лечения, а также для ряда льготных категорий граждан (социальные вычеты). Воспользоваться этими льготами формально может любой. Однако для того, чтобы реализовать свое право на имущественный вычет в размере 1 млн. рублей, надо иметь соответствующий доход. Для работника с зарплатой 20 тыс. рублей в месяц годовая сумма экономии за счет налоговых вычетов составит лишь 31,2 тыс. рублей – хочешь  дом на нее строй, хочешь – лечись! Это говорит о том, что налоговые вычеты обеспечивают богатым серьезные преимущества и очень внушительные. Сумма имущественного налогового вычета по отчету ФНС (форма №1-ДДК) в 2010 г. составила 242,8 млрд. рублей.

Корректировка налогового законодательства в пользу богатых начиналась с отмены прогрессивной шкалы, продолжилась в системе налоговых вычетов и на этом не закончилась.

Рассмотрим подробнее отчет ФНС по форме 5-НДФЛ «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц за 2010 год, удерживаемому налоговыми агентами». Ограничимся только разделом 1, так как остальные 6 разделов указанной формы по категориям налогоплательщиков с разными ставками мало что добавляют к рассматриваемой проблеме (см. табл. 3).

Таблица 3

 Налоговая база,

 подлежащая налогообложению по ставке 13%, и сумма налога

Наименование показателей

Значение показателей

(млрд. руб.)

Общая сумма дохода

Налоговая база

Сумма налога исчисленная

Сумма налога удержанная

Сумма налогового вычета по этому разделу составила 13763,7 млрд. руб. (строка 1020 минус строка 1030). Основанием для этого стали изменения в Налоговом кодексе, а именно статья 220.1., которая процитирована ниже в действующей редакции.

1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение налоговых вычетов при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке.

Перенос на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок осуществляется в соответствии с пунктом 16 статьи 214.1 настоящего Кодекса.

2. Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок предоставляются:

1) в размере сумм убытков, полученных от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Указанный налоговый вычет предоставляется в размере сумм убытков, фактически полученных налогоплательщиком от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, в предыдущих налоговых периодах в пределах размера налоговой базы по таким операциям;

2) в размере сумм убытков, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке. Указанный налоговый вычет предоставляется в размере сумм убытков, фактически полученных налогоплательщиком от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, в предыдущих налоговых периодах в пределах размера налоговой базы по таким операциям.

3. Размер налоговых вычетов, предусмотренных настоящей статьей, определяется исходя из сумм убытков, полученных налогоплательщиком в предыдущих налоговых периодах (в течение 10 лет считая с налогового периода, за который производится определение налоговой базы). При этом при определении размера налогового вычета в налоговом периоде, за который производится определение налоговой базы, суммы убытков, полученных налогоплательщиком в течение более чем одного налогового периода, учитываются в той очередности, в которой понесены соответствующие убытки.

Размер предусмотренных настоящей статьей налоговых вычетов, исчисленный в текущем налоговом периоде, не может превышать величину налоговой базы, определенную по соответствующим операциям в этом налоговом периоде. При этом суммы убытков налогоплательщика, не учтенные при определении размера налогового вычета, могут быть учтены при определении размера налогового вычета в следующих налоговых периодах с учетом положений настоящей статьи.

Из приведенных данных и текста статьи НК можно сделать вывод, что в 2010 году доход позволил покрыть убытки на 13,8 трлн. руб. Все ли убытки покрыты таким способом или часть их перенесена на следующие налоговые периоды – неизвестно (отчет по форме 5-НДФЛ за 2011 г. не опубликован), как не известен и размер индульгенции, полученной биржевыми спекулянтами на покрытие убытков будущих периодов.

Информация о том, что в период кризиса активно использовались средства резервных фондов для спасения банков и крупных компаний, получила широкое распространение в целях пропаганды предусмотрительности Минфина и достоинств антикризисной программы правительства. Правда, при этом не афишировался факт, что за счет бюджетных резервов России спасались иностранные компании. О том, что все крупнейшие «российские» компании Русал, Северсталь, Лукойл и т. д. де-юре являются иностранной собственностью, а Россия вообще не обладает крупной собственностью было заявлено Е. Федоровым на круглом столе в Государственной думе «Российская власть и вопросы суверенитета» (01.06.2012 г.). По факту покрытия государством также  личных убытков «эффективных» собственников спасенных банков и компаний ни в Думе, ни в Счетной палате расследований не проводилось.

В 2010 г. государство подарило самым богатым гражданам и владельцам (совладельцам) иностранных компаний на покрытие убытков от снижения капитализации 1789 млрд. рублей. При этом за подарок расплатились субъекты федерации и муниципальные образования, у которых НДФЛ составляет значительную часть доходной базы.

Негативное значение изменений в Налоговый кодекс, внесенных законами от 25.11.2009 N 281-ФЗ и от 28.12.2010 N 395-ФЗ выходит далеко за рамки перекачки налоговых доходов региональных бюджетов в частные карманы. Гарантированное покрытие убытков от биржевых спекуляций резко ухудшает инвестиционный климат, если под ним понимать условия вложения средств в развитие и модернизацию реального сектора. Вложил деньги в производство – убытки несешь сам, получил убытки от спекуляций на бирже – спиши на государство.

Второй вывод: налоговая база на производство и на доходы граждан завышена, что позволяет государству отказываться от налогов в триллионы рублей в сфере финансовых спекуляций. Законодательная и исполнительная власть в условиях кризиса не находит средств на индексацию МРОТ, но при этом триллионами рублей поощряет корыстные устремления бизнеса, принося в жертву возможности экономического развития страны и жизненный уровень основной массы населения.  

Сейчас активно обсуждаются антикризисные поправки Минфина к бюджету на 2013-2015 годы. Минфин не согласовал в полном объеме предложения министерств социального блока. Среди статей, не попавших в число приоритетов при распределении финансирования, индексация зарплат бюджетников, социальные пособия, фундаментальные научные исследования и наукограды. Минфин также против сохранения в полном объеме льгот для сельских учителей, а также против доведения зарплаты педагогов до среднего уровня по экономике в регионе. Кроме того, Минфин предлагает с 2014 года изменить порядок выплат пособий по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет — платить будут только в том случае, если зарплата матери ниже прожиточного минимума.

На перечисленных и других «человеколюбивых» предложениях Минфин собирается сэкономить примерно 140 млрд. рублей. Вряд ли в Минфине не знают об огромных суммах налоговых вычетов в пользу самых богатых граждан, владельцев (совладельцев) иностранных компаний и биржевых спекулянтов. В 2010 г. этот подарок составил 1789 млрд. рублей. В предстоящую бюджетную трехлетку законодательно обеспеченное попустительство в пользу эффективных собственников на порядок превысит скопидомские усилия Минфина.

экономика, Налоговый кодекс, бюджет, минфин, финансы

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru