руководитель Центра уровня и качества жизни
Академии труда и социальных отношений
При формировании российского налогового законодательства скопировали многие нормы зарубежных стран. В частности, была заимствована прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ), которая принята в большинстве стран мира. Так, в США диапазон этих ставок составляет 10-35% от дохода, в Германии — 14-45%, Нидерландах — 0-52%, Великобритании 0-50%, Китае 5-45%, Бразилии — 15-27,5%, Индии 10-30%. За уклонение от налогов в ведущих странах предусмотрена уголовная ответственность.
Так как в России богатые не платили этот налог, прогрессивную шкалу отменили, заменив ее так называемой плоской. После этого распределение налоговой нагрузки между низко- и высокодоходными слоями населения резко изменилось в пользу богатой части населения. Положение усугубляется тем, что подоходный налог с заработной платы составляет 13%, а доход от собственности облагается налогом в размере 9%. Аргумент, что пониженная ставка налога на денежные доходы от собственности установлена для устранения двойного налогообложения прибыли не выдерживает критики, так как заработная плата является такой же частью валовой выручки, как и прибыль, направляемая на выплаты дивидендов.
Переход в 2001 г. к плоской шкале подоходного налога аргументировался также необходимостью вывода из «тени» значительной части заработной платы. Насколько это обосновано видно из сравнения данных Росстата об относительной доле скрытой оплаты труда в общем объеме оплаты труда за 1998-2002 годы. Они публикуются в системе национальных счетов (счет образования доходов) и рассчитываются по дисбалансу между доходами и расходами.
годы %
1998 27,1
1999 27,6
2000 25,8
2001 24,7
2002 21,4
Сравнение этих данных не дает оснований считать, что переход на плоскую шкалу НДФЛ каким-то образом поспособствовал выводу зарплаты из «тени». К тому же проблема заключается не в ликвидации выплат в конвертах, а в устранении ее источников, т.е. в выявлении объемов скрытой от налогообложения прибыли. Акцент на зарплату «в конвертах» не случаен. «Конвертный» доход офисных работников — мелочь по сравнению с суммами, получаемыми коррумпированными чиновниками из сокрытой от налогообложения прибыли.
Следует отметить, что положение с объемом и структурой денежных доходов не поддается анализу из-за различий в методологии их расчета, делающих несопоставимыми и противоречивыми данные Росстата и экономических ведомств. Ниже приведены данные Росстата об объеме и структуре денежных доходов населения (см. табл. 1).
Таблица 1
Объем и структура денежных доходов населения
годы |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Миллиардов рублей, в текущих ценах |
||||||
Денежные доходы — всего |
13819, |
17290,1 |
21311,5 |
25244,0 |
28708,4 |
32100,8 |
в том числе: |
||||||
доходы от предпринимательской деятельности |
1580,3 |
1915,1 |
2133,8 |
2583,5 |
2734,7 |
2986,2 |
оплата труда, включая скрытую |
8782,1 |
11237,1 |
14381,9 |
17255,7 |
19310,3 |
20741,2 |
социальные выплаты |
1755,6 |
2080,4 |
2477,7 |
3333,3 |
4247,7 |
5711,3 |
доходы от собственности |
1424,6 |
1720,7 |
1892,6 |
1565,7 |
1847,4 |
2026,9 |
другие доходы |
276.4 |
336,8 |
425,5 |
505,8 |
568,3 |
635,2 |
В процентах к итогу |
||||||
Денежные доходы — всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
||||||
доходы от предпринимательской деятельности |
11,4 |
11,1 |
10,0 |
10,2 |
9,5 |
9,3 |
оплата труда, включая скрытую |
63,6 |
65,0 |
67,5 |
68,4 |
67,3 |
64,6 |
социальные выплаты |
12,7 |
12,0 |
11,6 |
13,2 |
14,8 |
17,8 |
доходы от собственности |
10,3 |
10,0 |
8,9 |
6,2 |
6,4 |
6,3 |
другие доходы |
2,0 |
1,9 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Приведенные данные говорят о том, что денежные доходы населения продолжали стремительный рост даже в период кризиса. Это вызывает сомнение в их достоверности. Действительно, в системе национальных счетов (счет образования доходов) динамика оплаты труда существенно отличается (см. табл. 2).
Таблица 2
Динамика оплаты труда
в млрд. руб.
годы |
Оплата труда, включая скрытую |
Скрытая оплата труда и смешанные доходы |
Оплата труда, за вычетом скрытой |
1 |
2 |
3 |
4 |
2005 |
9474 |
2551 |
6927 |
2006 |
11986 |
3450 |
8536 |
2007 |
15526 |
4450 |
11076 |
2008 |
19560 |
5200 |
14360 |
2009 |
20494 |
5790 |
14704 |
2010 |
22640 |
6420 |
16220 |
Суммы в столбце 2 табл. 2 больше приведенных в табл. 1 на объем отчислений в систему социального страхования (о других возможных различиях Росстат не упоминает в методологических пояснениях). Это никак не объясняет сокращение разницы в показателях с 2,3 трлн. руб. в 2008 г. (19560 млрд. минус 17256 млрд.) до 1,2 трлн. в 2009 г. (20494 млрд. минус 19310 млрд.), так как никаких решений об изменении страховых взносов в этот период не принималось.
Опустив вопрос о предпочтительности приведенных несовпадающих данных, определим базу для исчисления НДФЛ. Для 2010 г. по информации Росстата она составила 19969,5 млрд. рублей (32100,8 минус 6420 скрытой зарплаты и минус 5711,3 социальных выплат) У Федеральной налоговой службы своя правда. Сумма заявленного предполагаемого дохода на 2010 г. составила 34474 млрд. рублей, из которой в общую сумму налогооблагаемых доходов включено около 28 трлн. рублей.
Возникает целый каскад вопросов. Почему 19969,5 млрд. рублей «росстатовских» денежных доходов превращаются у ФНС в отчете по форме № 1-ДДК в 34474 млрд. рублей, а затем в расшифровках по разным налоговым ставкам по форме № 5-НДФЛ сокращаются примерно до 28 трлн. рублей? Ответ на эти вопросы попробуем дать ниже.
Выясняется, что Росстат не учитывает в составе доходов от собственности результаты обращения ценных бумаг на фондовых биржах. Из этого следует, что данные Росстата о дифференциации денежных доходов населения искажены, а коэффициент фондов занижен в несколько раз.
Известно, что Налоговым кодексом установлены вычеты из НДФЛ при строительстве или покупке жилья (имущественные вычеты), при получении платного образования для детей, при использовании дорогостоящего медицинского лечения, а также для ряда льготных категорий граждан (социальные вычеты). Воспользоваться этими льготами формально может любой. Однако для того, чтобы реализовать свое право на имущественный вычет в размере 1 млн. рублей, надо иметь соответствующий доход. Для работника с зарплатой 20 тыс. рублей в месяц годовая сумма экономии за счет налоговых вычетов составит лишь 31,2 тыс. рублей – хочешь дом на нее строй, хочешь – лечись! Это говорит о том, что налоговые вычеты обеспечивают богатым серьезные преимущества и очень внушительные. Сумма имущественного налогового вычета по отчету ФНС (форма №1-ДДК) в 2010 г. составила 242,8 млрд. рублей.
Корректировка налогового законодательства в пользу богатых начиналась с отмены прогрессивной шкалы, продолжилась в системе налоговых вычетов и на этом не закончилась.
Рассмотрим подробнее отчет ФНС по форме 5-НДФЛ «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц за 2010 год, удерживаемому налоговыми агентами». Ограничимся только разделом 1, так как остальные 6 разделов указанной формы по категориям налогоплательщиков с разными ставками мало что добавляют к рассматриваемой проблеме (см. табл. 3).
Таблица 3
Налоговая база,
подлежащая налогообложению по ставке 13%, и сумма налога
Наименование показателей |
Значение показателей |
||
(млрд. руб.) |
|||
Общая сумма дохода |
|||
Налоговая база |
|||
Сумма налога исчисленная |
|||
Сумма налога удержанная |
Сумма налогового вычета по этому разделу составила 13763,7 млрд. руб. (строка 1020 минус строка 1030). Основанием для этого стали изменения в Налоговом кодексе, а именно статья 220.1., которая процитирована ниже в действующей редакции.
1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение налоговых вычетов при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке.
Перенос на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок осуществляется в соответствии с пунктом 16 статьи 214.1 настоящего Кодекса.
2. Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок предоставляются:
1) в размере сумм убытков, полученных от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Указанный налоговый вычет предоставляется в размере сумм убытков, фактически полученных налогоплательщиком от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, в предыдущих налоговых периодах в пределах размера налоговой базы по таким операциям;
2) в размере сумм убытков, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке. Указанный налоговый вычет предоставляется в размере сумм убытков, фактически полученных налогоплательщиком от операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке, в предыдущих налоговых периодах в пределах размера налоговой базы по таким операциям.
3. Размер налоговых вычетов, предусмотренных настоящей статьей, определяется исходя из сумм убытков, полученных налогоплательщиком в предыдущих налоговых периодах (в течение 10 лет считая с налогового периода, за который производится определение налоговой базы). При этом при определении размера налогового вычета в налоговом периоде, за который производится определение налоговой базы, суммы убытков, полученных налогоплательщиком в течение более чем одного налогового периода, учитываются в той очередности, в которой понесены соответствующие убытки.
Размер предусмотренных настоящей статьей налоговых вычетов, исчисленный в текущем налоговом периоде, не может превышать величину налоговой базы, определенную по соответствующим операциям в этом налоговом периоде. При этом суммы убытков налогоплательщика, не учтенные при определении размера налогового вычета, могут быть учтены при определении размера налогового вычета в следующих налоговых периодах с учетом положений настоящей статьи.
Из приведенных данных и текста статьи НК можно сделать вывод, что в 2010 году доход позволил покрыть убытки на 13,8 трлн. руб. Все ли убытки покрыты таким способом или часть их перенесена на следующие налоговые периоды – неизвестно (отчет по форме 5-НДФЛ за 2011 г. не опубликован), как не известен и размер индульгенции, полученной биржевыми спекулянтами на покрытие убытков будущих периодов.
Информация о том, что в период кризиса активно использовались средства резервных фондов для спасения банков и крупных компаний, получила широкое распространение в целях пропаганды предусмотрительности Минфина и достоинств антикризисной программы правительства. Правда, при этом не афишировался факт, что за счет бюджетных резервов России спасались иностранные компании. О том, что все крупнейшие «российские» компании Русал, Северсталь, Лукойл и т. д. де-юре являются иностранной собственностью, а Россия вообще не обладает крупной собственностью было заявлено Е. Федоровым на круглом столе в Государственной думе «Российская власть и вопросы суверенитета» (01.06.2012 г.). По факту покрытия государством также личных убытков «эффективных» собственников спасенных банков и компаний ни в Думе, ни в Счетной палате расследований не проводилось.
В 2010 г. государство подарило самым богатым гражданам и владельцам (совладельцам) иностранных компаний на покрытие убытков от снижения капитализации 1789 млрд. рублей. При этом за подарок расплатились субъекты федерации и муниципальные образования, у которых НДФЛ составляет значительную часть доходной базы.
Негативное значение изменений в Налоговый кодекс, внесенных законами от 25.11.2009 N 281-ФЗ и от 28.12.2010 N 395-ФЗ выходит далеко за рамки перекачки налоговых доходов региональных бюджетов в частные карманы. Гарантированное покрытие убытков от биржевых спекуляций резко ухудшает инвестиционный климат, если под ним понимать условия вложения средств в развитие и модернизацию реального сектора. Вложил деньги в производство – убытки несешь сам, получил убытки от спекуляций на бирже – спиши на государство.
Второй вывод: налоговая база на производство и на доходы граждан завышена, что позволяет государству отказываться от налогов в триллионы рублей в сфере финансовых спекуляций. Законодательная и исполнительная власть в условиях кризиса не находит средств на индексацию МРОТ, но при этом триллионами рублей поощряет корыстные устремления бизнеса, принося в жертву возможности экономического развития страны и жизненный уровень основной массы населения.
Сейчас активно обсуждаются антикризисные поправки Минфина к бюджету на 2013-2015 годы. Минфин не согласовал в полном объеме предложения министерств социального блока. Среди статей, не попавших в число приоритетов при распределении финансирования, индексация зарплат бюджетников, социальные пособия, фундаментальные научные исследования и наукограды. Минфин также против сохранения в полном объеме льгот для сельских учителей, а также против доведения зарплаты педагогов до среднего уровня по экономике в регионе. Кроме того, Минфин предлагает с 2014 года изменить порядок выплат пособий по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет — платить будут только в том случае, если зарплата матери ниже прожиточного минимума.
На перечисленных и других «человеколюбивых» предложениях Минфин собирается сэкономить примерно 140 млрд. рублей. Вряд ли в Минфине не знают об огромных суммах налоговых вычетов в пользу самых богатых граждан, владельцев (совладельцев) иностранных компаний и биржевых спекулянтов. В 2010 г. этот подарок составил 1789 млрд. рублей. В предстоящую бюджетную трехлетку законодательно обеспеченное попустительство в пользу эффективных собственников на порядок превысит скопидомские усилия Минфина.
экономика, Налоговый кодекс, бюджет, минфин, финансы