Как создать рынок электроэнергии для потребителей без нынешних спекулянтов

Вопреки заведомо лживым декларациям Анатолия Чубайса и его подельников, так называемая реформа электроэнергетики не привела, да и не могла в принципе привести к появлению рынка электроэнергии, конкуренции ее поставщиков в электроснабжении страны и снижению ее стоимости. Сегодня на псевдорынке электроэнергии ценовые условия в сговоре с генерирующими компаниями диктуют ни за что не отвечающие посредники-спекулянты. Если власти намерены навести порядок в экономике, то следовало бы начать с ее базовой части — электроэнергетики, где сегодня сложились для этого, как ни странно, благоприятные условия.

Сокращение в стране более чем наполовину электропотребления по сравнению с началом 1990-х – давно звучащий сигнал растущей опасности для промышленности. Но именно это обстоятельство позволит сегодня без ущерба для потребителей осуществить меры, необходимые для восстановления прежних принципов оптимизации работы Единой энергосистемы страны. Тем самым  можно будет устранить  поборы с потребителей и минимизировать стоимость электроэнергии по объективным экономическим критериям. Сегодня  поборы уже превысили половину ее продажной стоимости. Для этого придется возвратиться к прежнему управлению системой – «сверху вниз», устранив надуманные коррупционные процедуры на оптовом и розничном рынках электроэнергии и централизовав управление всеми процессами электроснабжения.

 Речь не идет о восстановлении прежнего организационного единства ЕЭС, так как никто в правительстве не согласится выкупить электростанции у нынешних собственников и восстановить РАО «ЕЭС России». Но при образовавшейся из-за экономического кризиса громадной избыточности генерирующих мощностей  их владельцев можно заставить следовать в русле ценовых, экономически обоснованных, предложений. Тем самым удастся восстановить технологическое единство ЕЭС на основе оптимизации перетоков по критериям минимизации общесистемных затрат. Осуществить все это можно  будет вот каким образом.

Сегодня на ФОРЭМе  действует фактически один оптовый покупатель –  ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» (АТС).  Это дочерняя компания НП «Совет рынка», членами которого являются практически одни энергосбытовые компании, лукаво именуемые в законе «Об электроэнергетике» гарантирующими поставщиками.  АТС  отбирает электростанции, продавцов электроэнергии,  и устанавливает оптовую цену ее продажи, а затем, получив деньги от оптовых перекупщиков, рассчитывается с генерирующими компаниями.  Электроэнергию оптом перекупают в основном посреднические энергосбытовые компании, которые передают заявки своих клиентов Администратору. Они же заключают договоры с сетевыми компаниями о передаче электроэнергии своим клиентам – розничным потребителям.

Провода сетевых компаний протянуты от электростанций к каждому потребителю, на концах которых установлены счетчики электроэнергии, и по их показаниям осуществляются расчеты за ее потребление. Спрашивается, для чего и с какой целью между Администратором и сетевыми компаниями, а также между сетевыми компаниями и конечными потребителями действуют многочисленные «гарантирующие поставщики» и другие энергосбытовые компании?  Ведь большинство из них  ни за что отвечать не может  ввиду отсутствия должного капитала, в том числе соответствующих технических средств для распределения электроэнергии.  Единственной целью многих посредников является вымогательство денег у потребителей. К тому же,  «гарантирующие поставщики» нередко находятся за тридевять земель от мест пребывания их клиентов и нередко исчезают вместе с собранными деньгами.

Очевидно, что гарантирующими поставщиками электроэнергии могут быть только дочерние компании  «Россетей»:  региональные МРСК, обеспечивающие ее распределение между потребителями, и ФСК — для крупных промышленных высоковольтных потребителей. Они же должны заключать  договора с потребителями,  передавать  оптовому коммерческому оператору  без всяких посредников сводные заявки на энергопотребление, и собирать с потребителей плату за электроэнергию. При этом договора с сетевыми компаниями  должен будет заключать оптовый коммерческий оператор, каковым является АТС.  При такой организации из нынешней цепочки электроснабжения могут быть исключены многочисленные посредники, надуманная добавленная стоимость у которых относительно оптовой стоимости электроэнергии и ее передачи, как показал анализ, достигает 30-40%.

 Если нормировать стоимость  сбора оплаты за электроэнергию, допустим, на уровне до 10%  от стоимости ее реализации, то потребители смогут ежегодно экономить не менее 500 млрд. рублей в ценах 2012 года.

При указанном сокращении и перераспределении функций представляется необходимой их интеграция  в рамках новой управляющей компании. Учитывая нынешнюю плачевную ситуацию в электроэнергетике, управляющую компанию в виде ОАО  целесообразно  учредить государству совместно с группой крупных промышленных потребителей электроэнергии, заинтересованных в наведении порядка в электроснабжении и устранении поборов.  Новая структура условно будет именоваться ОАО «Управляющая компания  «Единая энергосистема России» (УК «ЕЭС»).  Для интеграции функций  государство должно будет передать в ведение этой управляющей компании ОАО «Россети».

Для управления передачей и распределением электроэнергии в УК «ЕЭС» должен быть передан также нынешний системный оператор, который будет осуществлять в комплексе центральное диспетчерское управление. Ему будут подчиняться диспетчерские службы  «Россетей». Кроме того, в УК «ЕЭС» для проведения  оптовых закупок электроэнергии, согласования их передачи в сети, и выполнения  всех денежных расчетов с электростанциями, а также сетевыми компаниями должен быть создан коммерческий оператор.  Сетевые компании будут выступать в качестве посредников, перепродавцов электроэнергии, между коммерческим оператором и потребителями. 

Для ликвидации при этом поборов потребуется также  принципиально изменить порядок закупок электроэнергии на так называемом оптовом рынке.

Во-первых, необходимо будет отказаться от заявок и повторной платы за электрическую мощность.  Из школьного курса физики известно, что электроэнергия равно электрической мощности источника умноженной на время ее потребления. Таким образом в оплате за электроэнергию уже оплачивается мощность. Кроме того, требуемая мощность однозначно определяется заявкой на количество требуемой электроэнергии и графиком ее потребления. Сейчас продаваемая мощность многократно превышает реально существующую.

Ликвидация повторной оплаты мощности позволит избавить потребителей от поборов в сумме порядка 300 млрд. рублей в год в ценах 2012 г.

Во-вторых, необходимо от ценообразования в многочисленных территориальных точках, которых почему-то  свыше 8 тысяч и что создает прекрасные возможности для коррупции и сговора о ценах, перейти к ценообразованию в «бассейнах», расположенных в границах соответствующих федеральных округов, которых семь. Они станут окружными оптовыми рынками. Сегодня там передачей электроэнергии управляют Объединенные диспетчерские управления – филиалы «Россетей», а прежде в границах федеральных округов располагались объединенные энергосистемы РАО «ЕЭС». При этом нужно будет отказаться от установления оптовой цены продаж в соответствии с ценой последнего отобранного предложения на ФОРЭМе, что противоречит здравому смыслу, так как тем самым дополнительно обираются потребители, и перейти к установлению стоимости электроэнергии в каждом из семи бассейнов – окружных оптовых рынков. Она будет равняться  средневзвешенной цене электроэнергии размещенных в них электростанций с учетом ее перетоков из соседних бассейнов.

Переход к средневзвешенным ценам  на электроэнергию позволит сократить поборы не менее чем на 200 млрд. рублей в год в ценах 2012 года.

В-третьих, нужно изменить порядок отбора электростанций, продающих электроэнергию. Их будут отбирать окружные филиалы коммерческого оператора по месту расположения электростанций в каждом из окружных оптовых рынков,  исходя из реальной себестоимости вырабатываемой электроэнергии и нормированной  прибыли. Цены продаж в каждом бассейне нужно устанавливать не ежечасно, как сейчас, а на более длительный срок, допустим, на месяц. Ведь дневные и месячные графики нагрузки в каждом из времен года относительно стабильны. Поэтому ежечасно устанавливать цены бессмысленно, к тому же, такой порядок вносит немалую для потребителей путаницу в расчеты с ежечасно меняющейся ценой, увеличивает затраты на их проведение и контроль и создает дополнительные возможности для коррупционных поборов.

Для предлагаемых изменений предварительно понадобится провести инвентаризацию оборудования электростанций и сетевого хозяйства, директивно исключив из резервного оборудования, содержание которого оплачивают потребители, ту его часть, которое полностью или на 90% выработало свой ресурс. После этого для каждой электростанции нужно будет экономически обосновано определить себестоимость и цену киловатт-часа, добавив к себестоимости нормированнуе инвестиционную компоненту, прибыль и отчисления на резервирование. Это будет та цена для конкретной электростанции, выше которой коммерческий оператор не станет приобретать у нее электроэнергию.

Отбирать электростанции будет коммерческий оператор (его окружные филиалы), руководствуясь графиками нагрузки и критериями общесистемной оптимизации, в том числе затрат. Ввиду избыточности предложений возникнет тот самый желанный «конкурентный» рынок, который обещали создать «реформаторы», но где электроэнергия будет не дорожать, а добровольно-принудительно дешеветь. Чтобы в условиях избыточности предложений и нормированных закупочных цен побольше ее продать,  владельцы станций будут стремиться снижать цены, подстраиваясь под экономически обоснованные ценовые требования коммерческого оператора. Установление месячных цен в «бассейнах» позволит также сократить возможности обмана потребителей путем ценового сговора. Очевидно, для повышения эффективности работы электростанций и предприятий-потребителей цены должны быть дневными и ночными.   

Сегодня в стране примерно треть предприятий убыточна, а рентабельность остальных, кроме сырьевых,  составляет единицы процентов. Поэтому для пресечения поборов и стабилизации цен уже давно пора законодательно регламентировать дифференцировано норму прибыли относительно себестоимости всех видов продукции и услуг. Это приведет также и к ликвидации спекулятивных посредников. Если в электроэнергетике нормировать прибыль на уровне 15%, что, как показывает  многолетняя статистика, обеспечивает воспроизводственные нужды отрасли, то за счет этого, как показано выше, можно было бы уменьшить ежегодную оплату за электроэнергию, в частности,  за ее передачу по сетям и магистралям,  примерно на 300 млрд. рублей в ценах 2012 года.   

Важным также является добиться целевого использования инвестиционных средств, которые собирают с потребителей, а в итоге – с населения. Поэтому если, допустим, пока нельзя в электроэнергетике обойтись без этих поборов, то в интересах государства и общества необходимо амортизационные отчисления и инвестиционную компоненту, исключив её из прибыли, переводить на специальный счет  предприятия для целевого использования – только на инвестиции. Срок «лежания» без использования, допустим, половины  этих средств надо ограничить годом, и при его превышении уменьшать соответствующие доли в тарифах и ценах, как это предписано нормативными правилами их регулирования. Если эти средства не используются, допустим,  два года, то они переводятся, возможно,  в Пенсионный фонд.

УК «ЕЭС» нужно будет поручить составление сводных квартальных и годовых отчетов о производственной и финансовой деятельности всех субъектов сферы электроснабжения. Это необходимо для ликвидации хаоса, царящего в показателях производства и сбыта электроэнергии, что создает прекрасные возможности для коррупции.

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru