Предложение об учреждении крупными потребителями электроэнергии совместно с государством акционерной управляющей компании – сетевого и коммерческого оператора на рынке электроэнергии

Цель: создание оптово-розничного рынка электроэнергии, сбалансированного по интересам ее производителей и потребителей, при значительном сокращении поборов с потребителей 

Если власти намерены навести порядок в экономике, то следовало бы начать с ее базовой части — электроэнергетики, где сегодня сложились для этого, как ни странно, благоприятные условия. Сокращение в стране электропотребления почти наполовину по сравнению с началом 1990-х – давно звучащий сигнал о растущем падении  промышленного производства. Но именно это обстоятельство позволит сегодня, причем с большой пользой для экономики, осуществить меры, необходимые для восстановления прежних принципов оптимизации работы  Единой энергосистемы страны, исходя из критериев минимизации общесистемных затрат. Тем самым  можно будет устранить  поборы с потребителей и минимизировать стоимость электроэнергии по объективным экономическим критериям. Сегодня критерием оптимизации является достижение максимально произвольной  прибыли генерирующих компаний, вследствие чего суммарные поборы с потребителей электроэнергии уже превысили половину ее суммарной продажной стоимости. Для этого придется возвратиться к прежнему управлению системой – «сверху вниз», устранив надуманные Законом «Об электроэнергетики» коррупционные и антимонопольные процедуры на оптовом и розничном рынках электроэнергии и централизовав управление всеми процессами электроснабжения.

 Речь не идет о восстановлении прежнего организационного единства ЕЭС, так как никто в правительстве не согласится выкупить и национализировать электростанции у нынешних их собственников и восстановить РАО «ЕЭС России». Но, при образовавшейся из-за экономического кризиса громадной избыточности мощностей,  генерирующие компании можно заставить рыночными методами следовать в русле ценовых, экономически обоснованных, предложений. Тем самым удастся восстановить технологическое единство ЕЭС на основе оптимизации перетоков по критериям минимизации общесистемных затрат. Осуществить все это можно  будет вот каким образом.

Сегодня на ФОРЭМе  действует фактически один оптовый покупатель –  ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» (АТС).  Это дочерняя компания НП «Совет рынка», членами которого являются практически одни энергосбытовые компании.  АТС  отбирает электростанции, продавцов электроэнергии,  и устанавливает единую оптовую цену ее продажи, равную цене последнего отобранного поставщика. По сути, налицо нарушение антимонопольного законодательства – незаконно узаконенный ценовой сговор. Затем, получив деньги от оптовых перекупщиков, АТС  рассчитывается с генерирующими компаниями, оставляя им значительную прибыль.  Электроэнергию оптом перекупают в основном посреднические энергосбытовые компании, которые передают заявки своих клиентов Администратору. Они же заключают договоры с сетевыми компаниями о передаче электроэнергии своим клиентам – розничным потребителям, и «накручивают» свою, дополнительную, прибыль. Провода сетевых компаний, образно говоря, протянуты от электростанций к каждому потребителю, на концах которых установлены счетчики электроэнергии, и по их показаниям осуществляются расчеты за ее потребление.

Спрашивается, для чего и с какой целью между Администратором и сетевыми компаниями, а также между сетевыми компаниями и конечными потребителями действуют многочисленные «гарантирующие поставщики» и другие энергосбытовые компании?  Ведь большинство из них  ни за что отвечать не может  из-за отсутствия должного капитала, в том числе соответствующих технических средств для распределения электроэнергии.  Целью посредников является вымогательство денег у потребителей. К тому же,  «гарантирующие поставщики» нередко находятся за тридевять земель от мест пребывания их клиентов.

Очевидно, что реальными конечными поставщиками электроэнергии  являются не спекулятивные посредники, так называемые гарантирующие поставщики, а дочерние компании  «Россетей» — это региональные МРСК, обеспечивающие распределение электроэнергии между потребителями, и ФСК – осуществляющая  электроснабжение крупных промышленных высоковольтных потребителей. Они и должны заключать  договора с потребителями,  и собирать с  них плату за электроэнергию.  При такой организации из нынешней цепочки субъектов электроснабжения могут быть исключены многочисленные посредники, суммарная добавленная стоимость у которых относительно оптовой стоимости электроэнергии и ее передачи, включающая значительную прибыль, как показал анализ, достигает 40%.

 Если для МРСК нормировать выручку от сбора оплаты за электроэнергию, допустим, на уровне 110-115%  относительно ее стоимости с учетом генерации и передачи по сетям ФСК, то потребители только на этом сэкономят не менее 500 млрд. рублей в год.

При указанном сокращении и перераспределении функций представляется необходимой их интеграция  в рамках новой управляющей компании. Учитывая нынешнюю плачевную ситуацию в электроэнергетике, а также для ликвидация ценовых сговоров генерирующих компаний,  новую управляющую акционерную компанию целесообразно  учредить государству совместно с группой крупных промышленных потребителей электроэнергии, заинтересованных в наведении порядка в электроснабжении и устранении поборов.  Новая структура условно может именоваться ОАО «Управляющая компания  «Единая энергосистема России» (УК «ЕЭС»).  Ее предприятия будут осуществлять передачу и распределение электроэнергии, а также ее оптовые закупки и розничную реализацию потребителям

Для этого в ведение управляющей компании государство должно будет передать ОАО «Россети»,  а для управления передачей и распределением электроэнергии — нынешний системный оператор, который будет осуществлять центральное диспетчерское управление, которому будут подчиняться диспетчерские службы  «Россетей». Кроме того, в УК «ЕЭС» для проведения  оптовых закупок электроэнергии, согласования их передачи в сети, и выполнения  всех денежных расчетов с электростанциями, а также с сетевыми компаниями в рамках МРСК должен быть создан коммерческий оператор. 

Для ликвидации при этом поборов потребуется, в частности, принципиально изменить порядок и организацию  оптовых закупок электроэнергии.

Во-первых, необходимо будет отказаться от заявок на электрическую мощность  и повторной платы за нее, так как требуемая во времени мощность однозначно определяется заявкой на количество требуемой электроэнергии и графиком ее потребления. Сейчас продаваемая мощность по стоимости многократно превышает реально существующую.

Ликвидация повторной оплаты мощности позволит избавить потребителей от поборов в сумме порядка 300 млрд. рублей в год в ценах 2011-2012 г.

Во-вторых, необходимо от существующего ценообразования «в точках» числом свыше восьми тысяч, что создает большие возможности для коррупции и сговора о ценах, перейти к ценообразованию в «бассейнах», расположенных в границах соответствующих федеральных округов, которых семь. Они станут окружными оптовыми рынками. Сегодня там передачей электроэнергии управляют Объединенные диспетчерские управления – филиалы «Россетей», а прежде примерно в границах федеральных округов действовали объединенные энергосистемы РАО «ЕЭС России». При этом нужно будет отказаться от установления оптовой цены продаж в соответствии с ценой последнего отобранного предложения на ФОРЭМе, что является монопольным сговором о ценах,  и перейти к установлению стоимости электроэнергии в каждом из семи бассейнов – окружных оптовых рынков. Она будет равняться  средневзвешенной цене электроэнергии размещенных в них электростанций с учетом ее перетоков из соседних бассейнов.

Переход к средневзвешенным ценам  на электроэнергию позволит сократить поборы не менее чем на 200 млрд. рублей в год.

В-третьих, нужно изменить порядок отбора электростанций, продающих электроэнергию. Их будут отбирать окружные подразделения коммерческого оператора по месту расположения электростанций в каждом из окружных оптовых рынков,  исходя из реальной себестоимости вырабатываемой электроэнергии и нормированной  для электростанций прибыли. Цены продаж в каждом бассейне нужно устанавливать не ежечасно, как сейчас, а на более длительный срок, допустим, на квартал. Ведь дневные и квартальные графики нагрузки в каждом из времен года в каждом из регионов страны относительно стабильны. Поэтому ежечасно устанавливать цены бессмысленно, к тому же, такой порядок вносит немалую для потребителей путаницу в расчеты с ежечасно меняющейся ценой, увеличивает затраты на их проведение и контроль и создает возможности для коррупционных поборов.

Для предлагаемых изменений предварительно понадобится провести инвентаризацию оборудования электростанций и сетевого хозяйства, директивно исключив из резервного оборудования, содержание которого сейчас оплачивают потребители, ту его часть, которое полностью или на 80% выработало свой ресурс. После этого для каждой электростанции нужно будет экономически обосновано определить себестоимость и цену киловатт-часа, добавив к его себестоимости нормированные инвестиционную компоненту, прибыль и отчисления на резервирование. Это будет та цена для конкретной электростанции, выше которой коммерческий оператор не станет приобретать у нее электроэнергию.

Отбирать электростанции будет коммерческий оператор (его окружные подразделения), руководствуясь графиками нагрузки и критериями общесистемной оптимизации, в том числе затрат. Ввиду избыточности предложений возникнет тот самый желанный «конкурентный» рынок, который обещали создать «реформаторы», но где электроэнергия будет не дорожать, а дешеветь. Чтобы в условиях избыточности предложений побольше ее продать,  владельцы станций будут стремиться снижать цены, подстраиваясь под экономически обоснованные ценовые требования коммерческого оператора. Установление месячных цен в «бассейнах» позволит также сократить возможности обмана потребителей путем ценового сговора. Возможно, для повышения эффективности работы электростанций и предприятий-потребителей цены должны быть дневными и ночными.  

Сегодня в стране примерно треть предприятий убыточна, а рентабельность остальных, кроме сырьевых,  составляет единицы процентов. Поэтому для пресечения поборов и стабилизации цен уже давно пора законодательно регламентировать дифференцировано норму прибыли относительно себестоимости всех видов продукции и услуг. Это приведет также и к ликвидации спекулятивных посредников. Если в электроэнергетике нормировать прибыль  не выше 15%, что, как показывает  многолетняя статистика, обеспечивает воспроизводственные нужды отрасли, то за счет этого в рассматриваемые годы, как показано выше, можно было бы уменьшить поборы, в частности,  за передачу электроэнергии по сетям и магистралям  примерно на 300 млрд. рублей.   

Важно также  добиться целевого использования  субъектами рынка инвестиционных средств, которые вместо получения банковских кредитов фактически незаконно  собирают с потребителей, а в итоге – с населения страны. Если, допустим, пока нельзя в электроэнергетике обойтись без этих поборов, то в интересах государства и общества необходимо амортизационные отчисления и инвестиционную компоненту, исключив её из прибыли, переводить в специальный фонд  на спецсчет  предприятия для целевого использования – только на инвестиции. Срок «лежания» без использования, допустим, половины  этих средств надо ограничить годом, и при его превышении уменьшать соответствующие доли в тарифах и ценах, как это предписано нормативными правилами их регулирования. Если эти средства не используются, допустим,  два года, то они переводятся, возможно,  в Пенсионный фонд.

Некоторые возможности ликвидации поборов с потребителей электроэнергии приведены в таблице.

Предлагаемые меры ликвидации поборов

Ликвидируемая сумма поборов, в год не менее … (в ценах 2012 г.)

1

Нормирование стоимости услуг за сбор   оплаты с потребителей и передача этих функций сетевым компаниям

    500 млрд. рублей

2

Упорядочение расчетов за потери  электроэнергии в сетях и их измерение независимой организацией

      30 млрд. рублей

3

Создание единой системы измерений количества производимой, передаваемой и потребляемой  электроэнергии, исключающей ее фиктивные приписки и оплату фиктивных объемов

  540 – 1000 млрд. рублей

4

Создание оптовых рынков электроэнергии в границах федеральных округов и установление там средневзвешенных цен электроэнергии вместо цены последнего отобранного поставщика

       200 млрд. рублей

5

Ликвидация  повторной оплаты мощности

      300 млрд. рублей

                                                               Итого

     1530 млрд. рублей

Подробный анализ  изложен в публикации «Как вымогают деньги у потребителей электроэнергии», «Промышленные ведомости» № 8, 2013 г. 

Моисей ГЕЛЬМАН,

кандидат технических наук                                      

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru