Интернет – пока пасынок экономики России / Ольга Кузнецова

На протяжении трех последних лет доля интернет-рынка (ИТ-рынка) в структуре российского ВВП почти не изменялась, составляя около 1,2%. Между тем, в США и Канаде этот показатель составляет 4%, в Западной Европе — 2,5% ВВП. Исходя из нынешних тенденций развития информационных технологий и макроэкономических показателей развития российской экономики в целом (около 7% роста ВВП в год), аналитики прогнозируют, что к 2010 году ИТ-рынок в России составит около 2,2% от ВВП, т.е. меньше, чем сегодняшний уровень Европы.

Достоверность таких прогнозов, считают эксперты, зависит как от общего уровня развития российской экономики и темпов роста отдельных отраслевых сегментов, так и от возможности самой отрасли информационных технологий развиваться согласно планируемым темпам роста. Для достижения к 2010 г. аналогичного с сегодняшними показателями Западной Европы уровня в 2,5% от ВВП темпы роста отечественного ИТ-сектора в течение 2004–2010 гг. должны составлять в среднем 20–22% в год.

В течение 2004 года продолжилось дальнейшее увеличение доли ИТ-услуг в общем объеме рынка, усилилась интеграция зарубежных ИТ-компаний на внутреннем рынке, наблюдался рост интереса к автоматизации со стороны среднего бизнеса. В целом по стране темпы роста рынка информационных технологий составили около 25%.
В ближайшие годы рост ИТ-рынка будут обеспечивать как традиционно высокие инвестиции корпоративных пользователей из добывающих отраслей, государственного и финансового секторов, так и поступления из новых, быстро развивающихся сегментов, например, розничной торговли и телекоммуникаций. Ожидается, что к 2010 г. суммарные затраты на ИТ в России превысят $17 млрд.

По оценкам экспертов рынок ИТ-оборудования России демонстрирует рост во всех сегментах; при этом основные особенности его развития состоят в следующем: — рост российского рынка ИТ происходит на фоне замедления общемирового потребления; — основной спрос формируют корпоративные клиенты, однако в будущем будут расти потребности со стороны администраций регионов и розничной торговли;

— рост потребления может замедлиться по мере увеличения ценового давления.

По уровню инвестиций в ИТ лидируют крупные компании: они делают большие вложения в новые технологии, поэтому в относительном выражении их затраты на автоматизацию сейчас велики. До средних предприятий волна современной автоматизации только начинает доходить. Сектор малого бизнеса представлен в основном новыми компаниями, которые изначально придают должное значение использованию информационных технологий. По прогнозам, в ближайшие годы относительные затраты малых предприятий на ИТ возрастут. Этому также способствует целый ряд инициатив, предложенных в 2004 году компаниями-производителями для сектора среднего и малого бизнеса.

Специалисты заключают, что затраты крупных предприятий на ИТ в процентном выражении от оборота составляют столько же, сколько и мелких. Средние предприятия несколько отстают. Больше всего на ИТ сейчас тратят финансовые институты и предприятия телекоммуникационной сферы и транспорта — соответственно 15% и 13% от реализации произведенных услуг. Объясняется это тем, что бизнес компаний в этих сегментах во многом связан с информационными технологиями. Выделяется также ТЭК. Постепенное увеличение затрат на ИТ, однако пока незначительное, наблюдается и в сфере торгового бизнеса.

Согласно опросам iOne, распределение российских компаний по готовности инвестировать в ИТ происходит следующим образом: 15% компаний подходят к этому вопросу консервативно (затраты на ИТ — менее 0,5% от общего оборота), у 31,6% компаний ИТ-бюджет составляет от 0,5 до 1% оборота, у 36,7% компаний — от 1 до 2% оборота (группа «mainstream» — основной поток), и, наконец, у 16,5% компаний — более 2% оборота (их можно отнести к группе «активных сторонников ИТ»).

По данным iOne, об увеличении затрат на ИТ сообщили 63% компаний, о сокращении корпоративного ИТ-бюджета — только 4%. Каждый второй ИТ-руководитель считает, что на текущий момент его компания явно недостаточно тратит на ИТ.
Структуризация по масштабу предприятий показывает, что к типу активных сторонников новых технологий относятся ИТ-директора самых маленьких (с оборотом до $10 млн.) и самых крупных (свыше $1 млрд.) компаний. Сегмент компаний, «идущих в потоке» с тяготением к более активному использованию ИТ, представлен предприятиями, переходящими от малого к среднему бизнесу (с оборотом $10–50 млн.) и от среднего к крупному ($300–1000 млн.). Наиболее противоречивая и склонная к консерватизму категория — средние предприятия с годовым оборотом $50–150 млн.

Согласно прогнозам IDC, в 2005 году ИТ-индустрии предстоит период значительных технологических изменений и крупных слияний. Прогнозируемый на 2005 год рост мирового ИТ-рынка составит 6%. Он будет происходить за счет ускорения в США, небольшого роста в Западной Европе, сильного роста в Центральной и Восточной Европе, Китае и Индии, и слабого или отрицательного роста в Японии и Латинской Америке.

Ожидается увеличение количества масштабных сделок с крупными корпорациями и дальнейшая консолидация индустрии связи. Телекоммуникационные и кабельные компании продолжат борьбу за доли на потребительском рынке, представляя предложения интеграции голосовой фиксированной связи, широкополосного интернета и кабельного телевидения.

Положение в российском ИТ- секторе в настоящее время меняется в лучшую сторону, что, прежде всего, выражается в значительном росте объема рынка, а также постепенном росте объемов инвестиций в сектор со стороны различных внешних инвесторов. CNews Analytics

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru