Возобновилось строительство Северного железнодорожного пути

В этом году в России началось  возрождение одной из самых крупных советских строек, которая из соображений секретности называлась Стройка 501, а позже — «Великий северный железнодорожный путь». Проект, который начинался ещё при Сталине, теперь предстоит завершить.

Идея строительства железнодорожной магистрали от Баренцева моря до Чукотки возникла давно, но как проект оформилась после решения Сталина в ходе Великой Отечественной войны. Вождю не давала покоя мысль о том, что страна не прикрыта с Севера и беззащитна перед вероятным десантом противника. В короткие сроки было развёрнуто колоссальное строительство. За несколько лет в тяжелейших условиях было проложено 900 км пути, но смерть Сталина не дала довести стройку до конца. Новая власть сменила приоритеты и труд десятков тысяч граждан был попросту брошен. В скором времени линия пришла в негодность, мосты оказались разрушенными и лишь отдельные объекты ещё десятилетиями продолжали приносить пользу людям, напоминая о одной из самых масштабных строек прошлого…

Прошли десятилетия. К военному значению проекта добавилось экономическое. Бурное развитие промыслов на Ямале потребовало создание надёжной и современной железнодорожной магистрали. В результате уже в наше время проект, получивший название «Северный широтный ход» был включён в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Некоторые его участки были восстановлены в прошлом десятилетии, а теперь предстоит проложить ещё по меньшей мере 700 км железнодорожных путей со множеством мостов, станций и прочих объектов инфраструктуры. В итоге магистраль соединит Ямал с Уралом, Северо-Западной и Центральной частью России.

Последние годы Ямал переживает настоящий бум развития нефтегазодобычи. Полным ходом идёт разработка Восточно-Мессояхского, Южно-Тамбейского, Ярудейского и Новопортовского месторождений, готовятся к разработке новые. Однако вывоз добываемых ресурсов и завоз на промышленные объекты оборудования сопряжён со многими трудностями. Для их преодоления, в частности, в рамках проекта Ямал-СПГ были построены первый арктический глубоководный морской порт Сабетта, уникальный нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» и другие объекты. Все они открыли выход к Северному морскому пути, но Ямалу остро не хватает надёжного сообщения по суше. Вот именно для этого, в частности, и строится Северный широтный ход. А он в свою очередь тянет за собой новые проекты. Например, строительство железнодорожной ветки от строящегося участка Северного широтного хода непосредственно до порта Сабетта. Этот проект долго висел в воздухе, но теперь обрёл реальные очертания. А всё это даст уральской промышленности доступ к Севморпути с коротким транспортным плечом, а значит, к зарубежным рынкам, что в свою очередь дополнительно загрузит сам Северный морской путь.

В  арктической зоне  только в сфере добычи и переработки полезных ископаемых планируется  реализовать 56 проектов . Они потребуют доставки сотен тысяч тонн металлоконструкций, оборудования, огромного количества топлива,  что, конечно же, нуждается в наземных путях, а также в соответствующем энергообеспечении.

По материалам информагентств

Оцените статью
Промышленные Ведомости на Kapitalists.ru